Открытая лекция о карелах "Кто он, современный писатель Карелии: пророк, изгой, раненый ангел..?"

12 марта 2019 года с 13:30 Гуманитарный иннопарк ПетрГУ (ауд. 205 а)

Открытые научно-популярные лекции ведущих ученых Карелии по археологии, этнографии, этнологии, традиционной культуре, языкознанию и литературе Карелии, посвященные 100–летию Республики Карелия, продолжают лекции, посвященные русским Карелии.

Очередная лекция состоится 12 марта и будет посвящена писателям Карелии: "Кто он, современный писатель Карелии: пророк, изгой, раненый ангел..?".

Лектор – доктор филологических наук, руководитель сектора литературоведения ИЯЛИ КарНЦ РАН, член Союза писателей России Елена Ивановна Маркова.

Тема поэта и поэзии, предназначения писателя относится к числу вечных: каждое время ее интерпретирует по-своему. Поэт в России – это пророк (А. С. Пушкин), гражданин (Н. А. Некрасов), он – провозвестник новых форм в искусстве (А.Чехов) и в обществе (М. Горький).
Если иметь в виду литературу одного из региональных гнезд русской словесности, а именно литературу Карелии, то  на заре XX века она ( русская словесность Олонецкой губернии) подарила России и миру великого поэта Н.А. Клюева, для которого его предназначение было миссией поэта-пророка. Слово "книга" порождено самой Матерью-Землей и одухотворено Святым Духом.    
Однако в эпоху войн и революций победил взгляд В.В. Маяковского: слово – это тоже производство, и оно должно работать на создание  нового человека. Писатель-это инженер человеческих душ. Эту идею воплощали произведения 1930-1050-х годов (С.Норин, Б.Шмидт). Правда, были и нюансы:так, в Карелии, "стране классического фольклора" носителем истинно народного слова стали сказители, сочинители "новин" о счастливой советской земле. Целая группа сказителей была принята в Союз советских писателей (уравнена с представителями профессионального искусства). В дни войны писатель -боец, его слово- оружие.  
Перелом наступает в эпоху "оттепели". Писатель – это творец, должный природу – живое произведение искусства – воплотить в слове (Ю. Линник, М. Тарасов, О.Мишин, Ст. Панкратов и др.). Для эпохи 1970–1980-х годов стал наиболее значим образ писателя как хранителя памяти. Прежде всего речь идет о памяти Великой Отечественной войны (Дм. Гусаров, О.Тихонов и др.),поэтому писатель воспринимается как свидетель мировой трагедии, спаситель и хранитель духовных ценностей. Других писателей интересуют  истоки жизни:отсюда интерес к прошлому деревни, интерес к человеку как этнически русскому (карелу, вепсу и др.), поэтому писатель – это летописец (И. Костин, В.Сергин, В.Пулькин).
1990-е годы – годы, когда рухнул Советский Союз, когда становилось новое государство, стали трагедией для большинства граждан, поэтому и образ поэта приобретает совершенно другое значение: он – изгой, бастард (А. Васильев), он ничего не значит для общества, поэтому оно так легко принимает его смерть (Н.Васильева, А. Суржко). Правда, где-то сквозит надежда, ощущение протянутой сквозь "эпохи бешеную вьюгу" пушкинской руки (С. Родионова).
2000-2019 годы. Идет напряженный спор: что есть жизнь? Может, это просто файл, а писатель – один из пользователей всемирной паутины? (Н. Красавцева), вечный правдоискатель, как, например, Дм. Гусаров – раненый ангел (К. Гнетнев "Дмитрий Гусаров. Раненый ангел")?
Вопрос открыт.

 Открытый университет

Адрес:
Главный корпус (пр. Ленина, д. 33), 254а каб.

Телефон(ы):
8 (814-2) 71-10-55

olevina@petrsu.ru

https://vk.com/proseca

Последние новости