НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ВУЗА

За последние полтора десятилетия наша страна прошла крайне трудный путь преобразований. Эти перемены затронули все сферы нашей жизни, в том числе сферы образования и науки.

Так, в первые восемь постсоветских лет российская наука потеряла больше миллиона ученых, то есть больше половины: молодые уходили в бизнес, лучшие специалисты уезжали, научная деятельность как профессия потеряла привлекательность для молодых людей. На фоне ускоряющегося технологического процесса Россия столкнулась с угрозой оказаться на периферии мирового развития со статусом сырьевого донора.

Все это привело к необходимости поиска новых подходов в организации, управлении наукой, определению приоритетных направлений развития науки и технологий.

Петрозаводский государственный университет, как отмечено в программе его развития на период до 2010 года, – это аккредитованное образовательное и научное учреждение, в котором сложились известные научно-педагогические школы, обеспечивающие высокое качество образования и научных исследований. Стратегическим направлением развития университета является интеграция с системами Российской академии наук и отраслевой науки для совместного формирования и развития фундаментальных научных школ, прикладной науки, инновационных технологий, внедрения результатов научно-исследовательской деятельности в практику для интеллектуального, социально-экономического, культурного развития региона.

Спектр учебных специальностей, по которым университет готовит дипломированных специалистов, и научных специальностей, по которым происходит подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре, а затем и защита диссертаций в специализированных советах ПетрГУ, охватывает практически весь классический спектр университетских специальностей как гуманитарного, так и естественного профиля.

Поддерживая все активно развивающиеся научные исследования, в своей научно-технической политике университет делает особую ставку на поддержку и развитие научных школ, созданных учеными, которые своей активной работой доказали не только умение получать серьезные научные результаты, но и способность готовить высококвалифицированные кадры и привлекать в науку новое талантливое пополнение.

К настоящему времени количество научных специальностей, по которым ведется подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре университета, превышает 50. Ежегодно этот список пополняется 2-3 новыми направлениями подготовки с учетом потребностей университета в молодых преподавателях с учеными степенями, а также с созданием новых факультетов и введением новых специальностей на существующих факультетах. Так, за последние 3 года на сравнительно молодом факультете политических и социальных наук были открыты 2 научные специальности, расширен спектр подготовки в аспирантуре на физическом, математическом, строительном и медицинском факультетах.

В последние годы стабильно увеличивался прием в аспирантуру, и к настоящему времени в университете около 300 аспирантов, из которых 2/3 обучаются по очной форме, что является важным рейтинговым показателем.

В университете успешно работают 9 диссертационных советов (по 19 специальностям), трем из которых предоставлено право защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. Важно отметить, что за последние 3 года в университете открыто 3 новых диссертационных совета, два из которых являются региональными. Наиболее активно работают диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора биологических наук (председатель – проф. Э.В.Ивантер) и доктора физико-математических и технических наук (председатель – проф. В.Н.Васильев). В каждом из этих советов в 2004 году состоялось более 20 защит.

Несмотря на имеющиеся условия, к сожалению, нельзя не отметить тот факт, что процент выпускников аспирантуры, завершивших работу над диссертацией, по-прежнему остается низким.

В научно-исследовательской работе студентов (НИРС) принимают участие более 40% студентов ПетрГУ. НИРС активно ведется на всех факультетах университета. Студенты и аспиранты ПетрГУ получают стипендию Президента и правительства Российской Федерации, а также правительства Республики Карелия, фонда Потанина, им.Яакко Ругоева, им.Роберта Рождественского и др.

Студенты университета побеждают в различных конкурсах и выставках, таких как Всероссийский конкурс на лучшую научную работу студентов, всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи (НТТМ-2003), конкурс персональных грантов в рамках Санкт-Петербургской программы поддержки научного творчества молодежи, конкурсе Фонда «Династия» при содействии Международного центра фундаментальной физики и др.

Петрозаводский государственный университет является головной организацией по проведению Всероссийского конкурса студенческих научных работ по направлению «философия».

Ежегодно в университете проводятся студенческие научные конференции. По материалам сообщений выпускается сборник тезисов научных докладов студентов университета.

По своей структуре ПетрГУ соответствует крупному научно-исследовательскому учреждению со всеми необходимыми подразделениями и отделами, обеспечивающими качественное и на высоком уровне выполнение фундаментальных и прикладных исследований. Организацию, планирование и координацию исследований осуществляет Управление научных исследований и входящий в его состав отдел научных проектов и программ.

Преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты Петрозаводского государственного университета участвуют в фундаментальных и прикладных научных исследованиях в рамках федеральных, межотраслевых, отраслевых, региональных и международных научных, научно-технических и инновационных программ, по грантам Президента Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, российских и зарубежных научных фондов, по хоздоговорным темам.

Среди этих программ и фондов: «Федеральная программа развития образования»; федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006гг.; федеральные целевые программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2004 годы», «Русский язык», «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»; научные и научно-технические программы Минобразования России; республиканская программа «Информатизация Республики Карелия»; Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд Форда, Фонд «Евразия», Американский фонд гражданских исследований и развития, Американский благотворительный фонд поддержки информатизации науки и образования и др.).

В последние 5 лет учеными ПетрГУ выполняется ежегодно 200-250 научных проектов. Объем финансирования этих НИР вырос с 29,3 млн. руб. в 2000 году до 84,0 млн. руб. в 2004 году, то есть почти в 3 раза.

За научную деятельность в 2000-2003 годах ПетрГУ вручено Свидетельство, удостоверяющее получение университетом государственной аккредитации как научной организации в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической деятельности».

Фундаментальные научные исследования выполняются прежде всего в рамках тематического плана (базового финансирования) научно-исследовательских работ, проводимых ПетрГУ по заданию Федерального агентства по образованию.

Разрабатываются темы в рамках научной программы Минобрнауки России «Развитие научного потенциала высшей школы» (подпрограмма «Фундаментальные исследования», другие подпрограммы).

Выполняются проекты по грантам Российского фонда фундаментальных исследований. Некоторые из этих исследований носят прикладной характер.

Прикладная направленность исследований в большей степени прослеживается в проектах, выполняемых при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Прикладная тематика исследований широко представлена в рамках научной программы Минобрнауки России «Развитие научного потенциала высшей школы» (подпрограмма «Прикладные исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники» и другие подпрограммы).

Темы направлены на решение проблем, связанных с развитием инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности высшей школы и ее кадрового потенциала, с социальной политикой в области образования как в целом в Российской Федерации, так и в Республике Карелия, в частности.

На решение республиканских и региональных проблем «работают» прикладные исследования, выполняемые по договорам с государственными учреждениями, с предприятиями Республики Карелия и Северо-Запада России и федеральными органами.

Хоздоговорные темы, выполняемые в текущем году – это, в основном, разработки рекомендаций по рациональному использованию природных ресурсов, программного обеспечения, эксплуатационного и технологического регламента производственных процессов.

К финансированию работ, посвященных решению проблем высшего образования, в том числе и самого университета, а также проблем социально-экономического развития Республики Карелия и Северо-Запада России, привлекаются зарубежные средства. Ежегодно каждый 7-8 научный проект выполняется учеными ПетрГУ по зарубежным грантам и контрактам. Основными партнерами выступают вузы и организации Финляндии, США и Швеции.

В целях повышения уровня фундаментальных и прикладных научных исследований и эффективности использования научного оборудования, имеющегося в ПетрГУ, расширения доступа к нему сотрудников факультетов и подразделений университета, совершенствования подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов приказом ректора от 24 мая 2005 года создан Центр коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП) как структурное подразделение университета.

В ЦКП сосредоточено научное оборудование, приобретенное в 2003-2004 годах для физико-технического и медицинского факультетов на основе предоставления Министерством образования России целевой финансовой поддержки для развития приборной базы научных исследований.

Закуплены методики проведения исследований по медицине и экологии. Подготовлены документы и проведены переговоры с экспертом-аудитором Госстандарта России по аккредитации ЦКП.

Ежегодно в Петрозаводском университете проводится более 50 научных мероприятий (конференций, семинаров, выставок и др.), в том числе более 20 – международных, а также научная студенческая конференция.

ПетрГУ принимает участие в федеральных и международных выставках. Среди них – ежегодные всероссийские форумы «Образовательная среда» (2000-2004гг.), организуемые Минобразованием РФ (Федеральным агентством по образованию) и выставочным комитетом «Наука и образование» Всероссийского выставочного центра. В 2004 году ПетрГУ удостоен Гран-при за участие в IV Всероссийской выставке-ярмарке «Современная образовательная среда – 2003».

За вклад в развитие научно-технического творчества молодежи и подготовку профессиональных кадров ПетрГУ в 2004 году награжден дипломом Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи.

В 2004 году сотрудниками университет было издано 142 учебника и учебных пособия, 42 монографии, 41 сборник научных трудов. По результатам научной работы публикуется более 800 статей в отечественных и зарубежных изданиях.

Н.ДОРШАКОВА,
Проректор по научной работе,
д. м. н., профессор