Елена Харламова: "Главное — не утратить способность удивляться"

16 июля 2012 года

Елена ХарламоваЛитературное творчество выпускницы Петрозаводского государственного университета высоко оценено специалистами по детскому чтению и детской литературе, детской и взрослой аудиторией. Елена Сергеевна Харламова дебютировала в 2008 году с книгой «Есть девочка Однажды…». В апреле этого года в Издательстве ПетрГУ вышла в свет ее новая (уже третья) книга— «Виноват во всем барашек».

Елена Сергеевна ХарламоваЛитературное творчество выпускницы Петрозаводского государственного университета высоко оценено специалистами по детскому чтению и детской литературе, детской и взрослой аудиторией.

Елена Сергеевна Харламова дебютировала в 2008 году с книгой «Есть девочка Однажды…». В апреле этого года в Издательстве ПетрГУ вышла в свет ее новая (уже третья) книга— «Виноват во всем барашек».

Автор детских стихов и поэтических сказок, победитель II Международного литературного конкурса и фестиваля «Русский stil» в Германии в номинации «Нашим детям» (2008) рассказала нам о себе и своем творчестве.

Елена Сергеевна, Вы — выпускница ПетрГУ, какими Вы вспоминаете студенческие годы?
— Безусловно, это была счастливая пора — время предвосхищения и больших надежд, когда горизонты еще далеки и прекрасны; время накопления опыта, знаний, профессиональных навыков. Именно в студенческие годы, как правило, завязываются настоящие связи — человеческие, дружеские, сердечные; формируется собственный стиль, вкусы, обретаются Учителя.

Были ли у Вас любимые предметы и преподаватели?
— Мне повезло общаться с очень интересными и сильными преподавателями: Л.И. Мальчуковым,
Т.Г. Мальчуковой, И.П. Ивановой, Е.М. Неёловым, В.Н. Захаровым. Вероятно, оттого питаю нежные чувства к античной, зарубежной и русской литературе, русскому языку. С некоторыми преподавателями по-прежнему поддерживаем теплые отношения, общаемся, ходим друг к другу на чай.

Как помогает Вам в новой профессии образование, полученное в университете?
— Человек, воспитанный на шедеврах мировой литературной классики, думаю, сознает всю ответственность за сказанное им слово, особенно, если это слово адресовано маленькому читателю. В таком случае и планка требовательности к себе как к автору у него должна быть высока: есть на кого равняться!

Что послужило толчком к написанию книг?
— Достаточно сложно поймать за хвост то самое ≪начало≫ — ускользает. Можно разве что толковать о целом ряде предшествующих событий. Это и любовь к чтению, и детская восторженность перед гармонией поэзии. Помню, мне было лет 10 или 11, когда папа принес домой томик стихов Фета. Я с жадностью его проглотила, а потом долго не могла уснуть, переживая в себе тот удивительный резонанс, который вызвала поэзия. Университетские годы — целая веха в постижении мира литературы и языка. Дальше — больше: родились и взрослели дети, и, общаясь с ними, я всякий раз удивлялась неисчерпаемым потенциям языка, его пластике, энергетике, волшебному преобразованию в детской речи. Когда мы говорим об особенностях языка детей, то я иногда вспоминаю семейную историю ≪о стае улиток≫. А дело было так: однажды поздней осенью мы с четырехлетним Никитой шли в детский сад. Наш путь пролегал через небольшой городской парк. Сын задумчиво наклонился над сухой травинкой и сказал: ≪А летом я здесь видел целую стаю улиток!≫ — ≪И куда же они летели?≫ — поинтересовалась я. — ≪Они не летели — они шагали!≫ Поразительная образность, свобода детского мышления и — как следствие — языка от разного рода стереотипов, комплексов, житейских наслоений одновременно впечатляет и обескураживает, правда? Кто-то сказал, что ребенок мыслит иначе, чем взрослый, потому что он счастлив. Похоже, желание мыслить, как ребенок, стало более осмысленным к моменту написания книг.

Поделитесь ощущениями, воспоминаниями о первой презентации книги.
— Презентация — только формальный отчет постфактум. Гораздо интереснее вспоминать о самом процессе рождения книги, когда замысел обрастал вполне реальными чертами, в творческих муках появлялись новые идеи. Мне посчастливилось найти ≪своего≫ художника за столиком в кафе, обрести единомышленников, встретить издателей-профессионалов, многому у них научиться, самостоятельно делать первые шаги в области детской литературы, набивать шишки и синяки и идти дальше…

Детский писатель — это взрослый ребенок. А Вам удалось сохранить детское восприятие жизни?
— Как заметила Вера Полозкова, ≪детство — это неизлечимо≫! В каждом из нас, в каком-нибудь укромном уголочке, сидит наше Детство, жует себе мятный пряник, держит за ниточку воздушный шарик да посмеивается, глядя на нас, таких ≪взрослых≫. Главное — не утратить способности удивляться и находить повод для радости во всем, чем балует нас жизнь.

Сложно ли находить образы для своих произведений?
— А это всегда по-разному! Иногда они находятся, как грибы под елкой, — легко и просто — как будто только тебя и ждали. А иногда все ноги стопчешь в поиске и вернешься восвояси несолоно хлебавши. Однако поэт должен обладать чутким ухом и зорким глазом, чтобы ≪слышать зов даже в падении лепестка розы≫, — во всем есть знак!

Как Вы считаете, отличаются ли нынешние дети от ребят других десятилетий?
— В настоящее время — хотим мы этого или нет — происходит смена универсального канала восприятия информации. Современные дети больше доверяют не слову, а изображению и звуку. Да и книжная продукция для детей зачастую строится по масс-медийному стандарту. Испытывая на себе постоянный информационный прессинг, современный ребенок быстро развивается, быстро взрослеет… но при этом все же остается ребенком. А это значит — по-прежнему верит в чудеса и ждет их.

Считается, что дети и молодежь мало читают книг и много времени проводят в Интернете. На Ваш взгляд, можно ли их приобщить к чтению?
— Есть такое интересное занятие — разбирать старые книги и вдруг обнаружить книжный ≪хит≫ своего детства. Вкусно рассказав о нем ребенку, можно тем самым возбудить его читательский аппетит. Если в семье жива традиция семейного чтения, то знакомство с каждой новой книгой может стать настоящей игрой, магическим действом, домашним театром.

Какие сказки Вы читали своим детям: написанные Вами или классические?
— Круг их детского чтения, бесспорно, состоял из произведений Чуковского и Маршака, Носова и Драгунского. Что же касается моих сказок, то сыновья были первыми слушателями и критиками, и их мнение всегда учитывалось.

Чем Вы увлекаетесь?
— Я увлекаюсь неординарными собеседниками и новыми странами, хорошей литературой и интеллектуальным кино. С огромным удовольствием общаюсь с увлеченными жизнью людьми.

Поделитесь своими планами на будущее.
— Кажется, у Гёте была такая фраза: ≪Если бы утро не будило нас для новых радостей, стoило бы труда и одеваться?≫ Такое утро однозначно входит в мои планы!

Что Вы хотите пожелать студентам ПетрГУ, в частности, филологического факультета?
— Ярких открытий, творческого вдохновения и счастливых студенческих лет!

Арина НОПОЛА
Фото из личного архива
Елены ХАРЛАМОВОЙ

Поделиться:

Последние новости