Открылся Наноцентр в университетском кампусе ПетрГУ

14 сентября 2016 года
В рамках открытия Наноцентра были продемонстрированы образцы техники и технологий, разрабатываемые на базе центра. Гостям также представили научно-исследовательские разработки, ведущиеся коллективом ученых и малыми инновационными предприятиями Петрозаводского госуниверситета.

Церемонию открытия Наноцентра провел ректор Петрозаводского университета Анатолий Викторович Воронин:

«Я хотел бы, чтобы было понятно, что это не просто набор разрозненных лабораторий. Это научно-технологическая структура, которая позволяет пройти фактически все этапы, начиная с идеи, с исследования и заканчивая конкретными технологиями или конечным продуктом, которые будут применимы на практике. Сразу скажу, что это только начало работы. В дальнейшем это здание станет единым Наноцентром с набором лаборатории с  современным оборудованием. Сегодня мы абсолютно уверены, что создаем (и частично уже создали) новую отрасль в Республике  Карелия. Сегодня вы видели первые «чистые лаборатории» в нашей республике. Мы занимались ранее информационными технологиями, в значительной мере формировали IT-отрасль в республике, точно также мы планомерно занимаемся созданием отрасли нано- и микроэлектроники. И я хочу пожелать Наноцентру развития с такой скоростью, чтобы стать конкурентоспособным на мировом уровне».

undefined

Алексей Сергеевич Штыков, исполнительный директор проекта «Наноцентр ПетрГУ»:

«На базе Наноцентра действует ряд инновационных предприятий. Наши разработчики успешно реализуют свои идеи до промышленного производства. Уже сейчас среди наших заказчиков есть предприятия как российского сектора, так и иностранные партнеры».

Одним из первых посетителей Наноцентра стал заместитель министра экономического развития и промышленности  Республики Карелия Дмитрий Сергеевич Кислов:

«Приятно поздравить весь коллектив университета, коллектив Наноцентра. Всем прекрасно понятно, что его открытие – результат очень серьезной системной работы. Не секрет, что от развития университета зависит и развитие нашей республики. Во взаимодействии мы всегда видим эту огромную работу по модернизации. Все должны понимать, что совместные усилия в науке, системе образования, бизнеса и институтов государственной власти позволят достичь  высоких целей».

В рамках презентации  были представлены разработки:

1. Многокристальные микромодули по технологии System-in-Package (SiP).
  2. Многофункциональные биосовместимые NaKNbО3 нановолокна для биомедицинских применений и биоэлектроники.
  3. Неохлаждаемые приемники широкополосного излучения.
  4. Беспроводные системы локального 3D­-позиционирования с возможностью передачи телеметрии и медиаданных.
  5. Сверхтвердые самосмазывающиеся тонкопленочные покрытия на основе BAM материалов.
  6. Интеллектуальные видеодетекторы пламени и дыма на основе ПЛИС.
  7. 3D векторные сенсоры магнитного поля и тензодатчики на основе магнитомягких металлических стекол Fe60-xCoxP14B6.
  8. Инерциальные микроэлектромеханические системы.
  9. Электронные компоненты для 3D микро- и наноэлектронных устройств гибкой и прозрачной электроники.
  10. Функциональные устройства оксидной электроники на основе эффекта фазового перехода металл-изолятор.

В рамках Центра сформированы лаборатории для проведения обобщающих и всесторонних исследований свойств новейших материалов для их использования при изготовлении прототипов новейших устройств, обладающих многофункциональностью и сочетающих различные физические явления: фазовый переход металл-изолятор, пиро-, пьезо- и сегнетоэлектричество, фотолюминесценция, энергонезависимое резистивное переключение, электро- и фотохромизм. Данные, полученные на стадии исследования, будут использоваться для создания прототипов и последующей коммерциализации интеллектуальных устройств.

Сегодня в  команде исследователей работает много молодых исследователей, имеющих гранты российских и международных фондов. Созданы малые инновационные предприятия, которые реализуют инновационные проекты, на базе проведенных исследований. Созданы креативные междисциплинарные команды под руководством ведущего ученого из Швеции – профессора А. М. Гришина.

Значительные средства вкладываются в развитие материальной базы, которая пополняется новейшим экспериментальным и научным оборудованием. Исследователи имеют финансовую поддержку со стороны грантов Минобрнауки РФ, стратегических программ развития ПетрГУ, что позволяет не только сохранять существующий коллектив, но и расширять его, привлекая наиболее талантливых студентов и аспирантов.

В настоящее время коллектив насчитывает более 40 человек. Исследователи активно вовлечены в междисциплинарные проекты в области биомедицины совместно с кафедрами молекулярной биологии и физиологии человека и животных медицинского института и Института высоких биомедицинских технологий ПетрГУ, математического моделирования и автоматизации совместно с кафедрами прикладной математики и кибернетики и математического моделирования систем управления ПетрГУ.

В течение 30 последних лет ПетрГУ занимает лидирующие позиции в области создания интеллектуальных материалов и устройств, в том числе на основе оксидных гетероструктур. Задел, созданный на базе ПетрГУ, высоко оценивается мировым научным сообществом.

Наноцентр ПетрГУ