Об адаптационной неделе первокурсников ПетрГУ: новые показатели и их оценка

12 мая 2017 года
Учебно-методическое управление приводит дополнительные статистические материалы по оценке эффективности адаптационной недели для первокурсников в 2016/2017 учебном году.

В 2015/2016 учебном году в университете впервые была организована адаптационная неделя для студентов-первокурсников. С подробной информацией о целях проведения и особенностях организации адаптационной недели можно ознакомиться в публикации от 20.06.2016 года. Отметим только то, что результаты, полученные отделом, приятно удивили руководство УМУ. Во второй публикации от 30.10.2016 года мы продолжили анализировать эффективность проведения адаптационной недели. Для этого мы сравнили итоги летних сессий и статистику отсева в 2015 и 2016 году. Результаты сравнительного анализа не оставили сомнений в пользе проведения адаптационной недели на 1 курсах обучения.  

Осенью 2016/2017 учебного года была организована очередная адаптационная неделя для студентов-первокурсников, причем на всех факультетах/институтах университета. У нас появилась возможность продолжить наши исследования, сравнив итоги зимней сессии и статистику отсева в 2017 году с ранее полученными результатами.

Отсев студентов возможен по разным причинам: за академическую неуспеваемость, по собственному желанию, в связи с переводом в другое образовательное учреждение и т.д. В данной заметке мы не рассматриваем причины, которые привели к отсеву студентов 1 курса. Общая статистика по отсеву студентов 1 курса выглядит следующим образом: в 2014/2015 году было отчислено 226 человек, в 2015/2016 году – 160 человек, в 2016/2017 году – 45 человек. Количественно, отсев 1 курса с каждым учебным годом существенно уменьшается.

Теперь обратимся к итогам зимних сессий и рассмотрим группу факультетов/институтов, у которых адаптационная неделя проводилась дважды - в 2015/2016  и 2016/2017 годах. На рис.1 четко прослеживается положительная динамика в успеваемости студентов 1 курса. Причем успеваемость ряда факультетов/институтов в 2015/2016 году хотя и уступает успеваемости 2016/2017 года, но все же остается выше успеваемости 2014/2015 года, когда адаптационной недели не проводилось.


Рис.1
 

Теперь рассмотрим остальные факультеты/институты, у которых адаптационная неделя проводилась впервые. На рис.2 в правой его части  выделяются факультеты/институты, которые наиболее ярко продемонстрировали положительный эффект адаптационной недели: успеваемость 1 курса выросла, причем на некоторых факультетах/институтах также увеличилось и число хорошистов. В левой части рис.2 сконцентрированы факультеты/институты, которые фактически не отреагировали на мероприятия адаптационной недели: уровень успеваемости 1 курса невысокий и даже кое-где ниже успеваемости прошлого года. В чем причина такой метаморфозы?


Рис.2
 

Обратимся к статистике приёма. На рис.3 показан средний балл ЕГЭ студентов 1 курса в 2015/2016 и 2016/2017 годах.

 

Рис.3


С этого учебного года адаптационная неделя на 1 курсах будет носить систематический характер, т.е. будет проводиться во всех институтах университета в обязательном порядке. Это позволит закрепить достигнутые результаты в повышении показателей качества обучения. А мы, со своей стороны, продолжим пополнять статистику об учебном процессе университета.  

Как видно из диаграммы, средний балл ЕГЭ 2016 года на всех факультетах/институтах выше, чем в 2015 году. Значит, абитуриенты, поступившие на 1 курс в 2016 году, имеют более высокий уровень знаний по сравнению с абитуриентами, принятыми в 2015 году. Тогда почему же успеваемость приема 2016 года на некоторых факультетах/институтах снизилась?

Вполне разумно предположить, что факультеты/институты по-разному подошли к организации мероприятий адаптационной недели для 1 курса. Возможно, руководство некоторых факультетов/институтов приняло дополнительные меры для поддержки студентов-первокурсников: например, помимо официальных встреч с представителями деканатов/дирекций, организовало дополнительные сборы первокурсников по направлениям/профилям, издало памятки-брошюры с контактной информацией о структурных подразделениях их факультета/института, выбрало более опытных кураторов и т.д. Понятно, что, чем больше внимания и поддержки получает студент-первокурсник, тем увереннее и успешнее он себя чувствует.

Вполне разумно предположить, что снижение уровня успеваемости на ряде факультетов/институтов вероятно связано с переходным процессом в структуре университета. С 1 января 2017 года все имеющиеся факультеты университета реорганизованы: часть из них переведена в статус институтов, другая часть присоединилась к уже ранее созданным институтам. Вполне возможно, что данный процесс является весьма болезненным и потребует значительного времени, сил и терпения от руководства новых структурных подразделений. Но это всего лишь наше предположение о том, по какой причине часть факультетов/институтов снизила один из показателей качества обучения. В любом случае, мы продолжим наши исследования, чтобы более детально изучить данный вопрос.

Итак, подведем наши итоги. Адаптационная неделя – это комплекс мероприятий, которые решают такие важные задачи, как помощь абитуриентам быстро и безболезненно влиться в ряды студенчества, повысить уровень их успеваемости, а также снизить вероятность отсева обучающихся на младших курсах. Наши исследования не раз подтвердили, что адаптационная неделя успешно справляется с поставленными задачами.

Поделиться:

Последние новости