Итоги форума «Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенденции»
Организаторами выступили две образовательные организации: Петрозаводский государственный университет, и Пряжинская средняя школа. Организационным механизмом, запустившим и осуществившим форум, стала созданная инновационная структура этих образовательных организаций – Базовая кафедра социально-педагогических и образовательных технологий, объединившая учёных института педагогики и психологии ПетрГУ и педагогов-исследователей Пряжинской СОШ.
Актуальность темы форума подтвердилась широким откликом, который он получил в 16 субъектах РФ и в Республике Карелия.
Очными и заочными участниками мероприятий стали педагоги-учёные и педагоги-практики из Великого Новгорода, Вологодской области (г. Вытегра), Екатеринбурга, Кировской области (г. Киров, г. Кирово-Чепецк, с. Среднеивкино), Красноярска, Кургана, Москвы и Московской области, Нижегородской области (г. Арзамас и г. Перевоз), Орловской области (г. Орёл и пос. Красная Звезда), Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Томска, Удмуртской республики (г. Глазов), Челябинской области (г. Миасс), Ярославля и Ярославской области (6 образовательных организаций).
Ярославская делегация была самой представительной – 11 педагогов из Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского и из 5 сельских школ Ярославской губернии.
Научное обеспечение форума – это активное участие в нём 11 докторов наук (3 из ПетрГУ) и более 20 кандидатов наук из разных субъектов РФ, содержательное участие более 40 преподавателей и сотрудников нашего университета.
Республика Карелия была представлена специалистами из 7 муниципальных районов и города Петрозаводска: Беломорский район (пос. Пушной), Муезерский район (пгт. Муезерка и пос. Суккозеро), Олонецкий район (г. Олонец, пос. Видлица, пос. Ильинский), Прионежский район (пос. Деревянка, Пай, Шокша, Шуя), Пряжинский район (с. Ведлозеро, пгт. Пряжа, пос. Чална) г. Сегежа, г. Сортавала.
Главная тема форума – социально-педагогические технологии, – с одной стороны, не нова, поскольку общественно-активные школы, особенно в сельской (негородской) местности, – это норма жизни. С другой, она требует осмысления и корректировки в связи с новыми социально-экономическими и социокультурными условиями жизнедеятельности образовательных организаций, расположенных за пределами больших городов, а также в связи с меняющейся политикой высшего образования – ориентацией вузов на региональные запросы.
Учёные привезли на форум новые идеи и концепции, а практики – инновационный опыт.
Идеи и практики 1-го дня форума.
После одновременно торжественного и делового открытия состоялся доклад форума «ПетрГУ – опорный вуз региона», который представил К.Г. Тарасов, проректор по учебной работе университета, председатель Оргкомитета форума. Программа развития опорного университета, которую презентовал Константин Геннадьевич, впечатлила участников форума. Сам форум – это подтверждение реальности и жизнеспособности идей Педагогического иннопарка, Базовых кафедр, Проблемных лабораторий, научных коллабораций и др.
Подиумная дискуссия, спикерами которой стали пять докторов наук, а модератором выступила Р.М. Шерайзина, д.п.н., проф. из Великого Новгорода, показала разнообразие подходов учёных к ключевой дефиниции форума – «социально-педагогические технологии», а также их личные позиции. Факт диверсификации понятия форум принял, как определённую свободу в научно-практическом поиске и творчестве.
На пяти секциях форума были представлены 32 доклада, в которых рассматривались различные научно-практические аспекты обоснования, реализации и эффективности социально-педагогических технологий:
- в профессиональном становлении и развитии специалистов в вузе и системе дополнительного профессионального образования;
- в сопровождении социализации различных категорий детей, подростков, юношества, в том числе одарённых и с проблемами в развитии;
- в сотрудничестве (взаимодействии) различных социальных институтов – учреждений образования, культуры, социальной защиты и др.;
- в предметном обучении в системе общего образования разных ступеней и в разных типах и видах образовательных организаций;
- в проектной деятельности.
Особое внимание было уделено сельской малочисленной малокомплектной школе: специфике её образовательной деятельности, роли-миссии в социокультурной ситуации территории, своеобразию организации обучения в ней.
На одном из круглых столов был представлен опыт организации Базовых кафедр ПетрГУ как инновационных интегративных структур, на втором – системы обеспечения непрерывного образования, функционирующие в вузах-участниках форума.
Экскурсия «Социальный вернисаж университета» познакомила с такими структурами университета, как Музей истории ПетрГУ, Научная библиотека, Этнодом, Ресурсный центр научно-технического творчества обучающихся «Илмаринен». Молодёжный иннопарк и «Точка кипения» – основные площадки работы форума – также стали иллюстрациями ориентации университета на инновации и на реализацию «третьей миссии» вуза.
Возможно, атмосфера Молодёжного иннопарка поспособствовала результативности Переговорной площадки, которую провела Л.В. Байбородова, д.п.н., проф. из Ярославля, где были приняты решения о деятельности Межрегиональной лаборатории «Педагогика сельской школы».
Идеи и практики 2-го дня форума.
Во второй день форум принимала Пряжинская средняя школа, где более десятка социально-педагогических практик представили педагоги. Прежде всего, это социально-педагогические проекты, с которыми участники познакомились во время интерактивной выставки. Здесь были работы школьных классов, небольшие, относительно иных, проекты – «Мой класс – моей школе», «Посылка солдату»... Общешкольные проекты – «Мой класс – моему поселку», «Выпускники»… Масштабные, охватившие разные группы местного социума, – «Памятники Пряжинского городского поселения», «Судьба человека» и др.
Мастер-класс «День родительского самоуправления» позволил гостям прочувствовать на себе идею длительного и значительного проекта «Год родителей».
Каждая из практик Пряжинской школы достойна особого рассказа как об успешном опыте решения многих педагогических и социальных проблем. Лейтмотивом социально-педагогической деятельности школы являются идеи сотрудничества со всеми институтами поселения и педагогизации социальной среды.
Показательным в этом отношении стало «Гостевание» – посещение социальных партнёров школы – Молодежного центра, Этнокультурного центра «Elama», Дома культуры, где вновь состоялись яркие, наглядные, театрализованные иллюстрации оригинальных проектов пряжинцев.
В этот день в форуме приняла участие О.Н. Шмаеник – Первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия. В своём выступлении Ольга Николаевна отметила, насколько важно взаимодействие образования, культуры, власти, бизнеса, общественных организаций и односельчан в решении социально-педагогических проблем и детей, и других жителей поселения. А Т.П. Сеппянен, заместитель Главы администрации Пряжинского национального муниципального района рассказала об опыте реализации социально-педагогического проекта, решавшего проблемы благополучия детей, находящихся в сложной ситуации.
Идеи и практики 3-го дня форума.
Третий день был заявлен как культурно-образовательный, досуговый, также стал днём погружения в социально-педагогические практики. В деревне Киндасово участники познакомились с двумя проектами: патриотическим – «История деревни Киндасово» и этнокультурным – «Деревня Киндасово – центр карельского юмора».
Во время подведения итогов, было отмечено, что форум был содержательным и многоаспектным, многозначным. После долгой дискуссии было принято решение продолжить работу над Резолюцией в дистанционном режиме.