Итоги форума «Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенденции»



22 октября 2018 года
18, 19 и 20 октября стали событийными днями для почти двух сотен участников Всероссийского научно-практического форума «Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенденции», состоявшегося на карельской земле.

Организаторами  выступили две образовательные организации: Петрозаводский государственный университет, и Пряжинская средняя школа. Организационным механизмом, запустившим и осуществившим форум, стала  созданная инновационная структура этих образовательных организаций – Базовая кафедра социально-педагогических и образовательных технологий, объединившая учёных института педагогики и психологии ПетрГУ и педагогов-исследователей Пряжинской СОШ.

Актуальность темы форума подтвердилась широким откликом, который он получил в 16 субъектах РФ и в Республике Карелия.

 
 

Очными и заочными участниками мероприятий стали педагоги-учёные и педагоги-практики из Великого Новгорода, Вологодской области (г. Вытегра), Екатеринбурга, Кировской области (г. Киров, г. Кирово-Чепецк, с. Среднеивкино), Красноярска, Кургана, Москвы и Московской области, Нижегородской области (г. Арзамас и г. Перевоз), Орловской области (г. Орёл и пос. Красная Звезда), Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Томска, Удмуртской республики (г. Глазов), Челябинской области (г. Миасс), Ярославля и Ярославской области (6 образовательных организаций).

Ярославская делегация была самой представительной – 11 педагогов из Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского и из 5 сельских школ Ярославской губернии.

Научное обеспечение форума – это активное участие в нём 11 докторов наук (3 из ПетрГУ) и более 20 кандидатов наук из разных субъектов РФ, содержательное участие более 40 преподавателей и сотрудников нашего университета.

Республика Карелия была представлена специалистами из 7 муниципальных районов и города Петрозаводска: Беломорский район (пос. Пушной), Муезерский район (пгт. Муезерка и пос. Суккозеро), Олонецкий район (г. Олонец, пос. Видлица, пос. Ильинский), Прионежский район (пос. Деревянка, Пай, Шокша, Шуя), Пряжинский район (с. Ведлозеро, пгт. Пряжа, пос. Чална) г. Сегежа, г. Сортавала.

 
 

Главная тема форума – социально-педагогические технологии, – с одной стороны, не нова, поскольку общественно-активные школы, особенно в сельской (негородской) местности, – это норма жизни. С другой, она требует осмысления и корректировки в связи с новыми социально-экономическими и социокультурными условиями жизнедеятельности образовательных организаций, расположенных за пределами больших городов, а также в связи с меняющейся политикой высшего образования – ориентацией вузов на региональные запросы.

Учёные привезли на форум новые идеи и концепции, а практики – инновационный опыт.

Идеи и практики 1-го дня форума.

После одновременно торжественного и делового открытия состоялся доклад форума «ПетрГУ – опорный вуз региона», который представил К.Г. Тарасов, проректор по учебной работе университета, председатель Оргкомитета форума. Программа развития опорного университета, которую  презентовал Константин Геннадьевич, впечатлила  участников форума.  Сам форум – это подтверждение реальности и жизнеспособности идей Педагогического иннопарка, Базовых кафедр, Проблемных лабораторий, научных коллабораций и др.

Подиумная дискуссия, спикерами которой стали пять докторов наук, а модератором выступила Р.М. Шерайзина, д.п.н., проф. из Великого Новгорода, показала разнообразие подходов учёных к ключевой дефиниции форума – «социально-педагогические технологии», а также их личные позиции. Факт диверсификации понятия форум принял, как определённую свободу в научно-практическом поиске и творчестве.

На пяти секциях форума были представлены 32 доклада, в которых рассматривались различные научно-практические аспекты обоснования, реализации и эффективности социально-педагогических технологий:

 
 

- в профессиональном становлении и развитии специалистов в вузе и системе дополнительного профессионального образования;

- в сопровождении социализации различных категорий детей, подростков, юношества, в том числе одарённых и с проблемами в развитии;

- в сотрудничестве (взаимодействии) различных социальных институтов – учреждений образования, культуры, социальной защиты и др.;

- в предметном обучении в системе общего образования разных ступеней и в разных типах и видах образовательных организаций;

- в проектной деятельности.

Особое внимание было уделено сельской малочисленной малокомплектной школе: специфике её образовательной деятельности, роли-миссии в социокультурной ситуации территории, своеобразию организации обучения в ней.

На одном из круглых столов был представлен опыт организации Базовых кафедр ПетрГУ как инновационных интегративных структур, на втором – системы обеспечения непрерывного образования, функционирующие в вузах-участниках форума.

Экскурсия «Социальный вернисаж университета» познакомила с такими структурами университета, как Музей истории ПетрГУ, Научная библиотека, Этнодом, Ресурсный центр научно-технического творчества обучающихся «Илмаринен». Молодёжный иннопарк и «Точка кипения» – основные площадки работы форума – также стали иллюстрациями ориентации университета на инновации и на реализацию «третьей миссии» вуза.

Возможно, атмосфера Молодёжного иннопарка поспособствовала результативности Переговорной площадки, которую провела Л.В. Байбородова, д.п.н., проф. из Ярославля, где были приняты решения о деятельности Межрегиональной лаборатории «Педагогика сельской школы».

Идеи и практики 2-го дня форума.

Во второй день форум принимала Пряжинская средняя школа, где  более десятка социально-педагогических практик представили педагоги. Прежде всего, это социально-педагогические проекты, с которыми участники познакомились во время интерактивной выставки. Здесь были работы школьных классов, небольшие, относительно иных, проекты – «Мой класс – моей школе», «Посылка солдату»... Общешкольные проекты – «Мой класс – моему поселку», «Выпускники»… Масштабные, охватившие разные группы местного социума, – «Памятники Пряжинского городского поселения», «Судьба человека» и др.

 
 

Мастер-класс «День родительского самоуправления» позволил гостям прочувствовать на себе идею длительного и значительного проекта «Год родителей».

Каждая из практик Пряжинской школы достойна особого рассказа как об успешном опыте решения многих педагогических и социальных проблем. Лейтмотивом социально-педагогической деятельности школы являются идеи сотрудничества со всеми институтами поселения и педагогизации социальной среды.

Показательным в этом отношении стало «Гостевание» – посещение социальных партнёров школы – Молодежного центра, Этнокультурного центра «Elama», Дома культуры, где вновь состоялись яркие, наглядные, театрализованные иллюстрации оригинальных проектов пряжинцев.

В этот день в форуме приняла участие О.Н. Шмаеник – Первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия. В своём выступлении Ольга Николаевна отметила, насколько важно взаимодействие образования, культуры, власти, бизнеса, общественных организаций и односельчан в решении социально-педагогических проблем и детей, и других жителей поселения. А Т.П. Сеппянен, заместитель Главы администрации Пряжинского национального муниципального района рассказала об опыте реализации социально-педагогического проекта, решавшего проблемы благополучия детей, находящихся в сложной ситуации.

Идеи и практики 3-го дня форума.

Третий день  был заявлен как культурно-образовательный, досуговый, также стал днём погружения в социально-педагогические практики. В деревне Киндасово участники познакомились с двумя проектами: патриотическим – «История деревни Киндасово» и этнокультурным – «Деревня Киндасово – центр карельского юмора».

Во время подведения итогов, было отмечено, что  форум  был содержательным и многоаспектным, многозначным.  После долгой дискуссии было принято решение продолжить работу над  Резолюцией в дистанционном режиме.

 
 

                                                                                                                

 Институт педагогики и психологии

Адрес:
Учебный корпус №11 (ул. Пушкинская, д. 17), 103 каб.

Телефон(ы):
(814-2)76-92-29

kulagin@petrsu.ru

 Педагогическая лаборатория сельской школы ПетрГУ

Адрес:
Учебный корпус №11 (ул. Пушкинская, д. 17), 401 ауд.

Телефон(ы):
(814-2) 76-70-62

golubnik@petrsu.ru

Последние новости