Как сделать онлайн-обучение эффективным?



16 октября 2020 года
И как привлечь к этому искусственный интеллект, какие перспективы открывает перед студентом качественный цифровой след? Об этом рассказал Д.Ж. Корзун, доцент, заведующий Лабораторией интеллектуального анализа данных ПетрГУ.

Об эффективности онлайн-обучения

Мое личное мнение — чем ближе дистанционный вариант имитирует очный, классический, тем лучше. Студенты и преподаватели могут быть удалены друг от друга, но вокруг них должна образоваться виртуальная среда, как будто они находятся в одной аудитории — чтобы сохранялась атмосфера командной работы человека с человеком. Мы пользуемся достаточно широким спектром инструментов, которые помогают это обеспечить, — Jitsi, Zoom, BigBlueButton, TrueConf.

О разработках в области ИИ

Подготовка разработчиков ИИ-технологий ведется по направлениям обучения: "Прикладная математика и информатика", "Информационные системы и технологии", "Программная инженерия".

Со студентами мы начинаем заниматься разработкой решений в области искусственного интеллекта в рамках курсовых работ, практик и проектов НИР. Многие проекты являются междисциплинарными, что требует привлечения студентов и научных руководителей других направлений. Например, сейчас с коллегами из Института иностранных языков ПетрГУ создаем электронные инструменты анализа текстов с использованием нейронных сетей. Искусственный интеллект будет помогать преподавателям находить типичные ошибки студентов, а также создавать тесты, которые позволят этих ошибок избегать. На следующей неделе состоится полуфинал конкурса программы "УМНИК" — готовятся заявки на проекты. Но даже если проекты не будет поддержан, то разработка будет продолжаться при содействии созданного в ПетрГУ Центра искусственного интеллекта. У нас сформирована, с одной стороны, команда лингвистов — заказчиков и экспертов, — а с другой, программистов, которые будут это реализовывать.

В образовательных системах будущее также за системами оперативной видеоаналитики — например, распознавание эмоций и построение рекомендаций по ходу занятия. Преподаватель читает лекцию, а виртуальный помощник оценивает вовлеченность студентов по их эмоциональному состоянию (и обратной связи, например, в чате).

Пока на рынке нет такого массового продукта, только экспериментальные разработки. ПетрГУ ведет активные научные исследования в этом направлении. Например, опубликована монография по фундаментальным методам окружающего ИИ в издательстве IGI Global.

Готовится тематический выпуск по созданию сред окружающего ИИ в интернете вещей в журнале Electronics. В конце октября будет организован семинар, где молодые ученые ПетрГУ представят на международной арене свои достижения (в рамках конференции UBICOMM).

О подготовке AI-специалистов

В июне в ПетрГУ был создан Центр искусственного интеллекта — структура для научных исследований и разработок, результаты которой обеспечивают производственную и образовательную деятельность ПетрГУ. Костяк сотрудников центра — наши магистранты и аспиранты — инженеры, программисты, молодые ученые. Они решают задачи, которые либо возникают в рамках образовательного процесса, либо исходят от промышленности.
Например, один из основных проектов сейчас — разработка системы мониторинга на основе ИИ для отслеживания технического состояния производственного оборудования (станки), условий его эксплуатации и соблюдения техники безопасности сотрудниками на предприятии.

О цифровом следе и образовательных траекториях внутри университетской электронной системы (ИАИС), где интегрирована вся информация об образовательном процессе, создана подсистема "Портфолио"  для каждого студента и преподавателя.

Главный архитектор этой системы сейчас является директором созданного Центра ИИ в ПетрГУ. Она была внедрена в 2019 году. Тогда мы проходили очередную аккредитацию и с помощью этой системы демонстрировали успехи наших студентов. А потом началась пандемия, и оказалось, что мы вовремя внедрили эту систему.

В ней обучающийся может формировать списки своих достижений, указывать, какими проектами занимался, в каких олимпиадах участвовал, что делал в рамках курсовых работ. Система помогает ему описывать свою траекторию образовательного процесса.

Обучающиеся используют портфолио при участии в студенческих конкурсах, предъявляют их комиссии, которая принимает решение о повышенной академической стипендии, предоставляют потенциальным работодателям. Я сам работодатель — подбираю сотрудников под научные проекты университета — и тоже ориентируюсь на их портфолио. Кроме того, в ПетрГУ разрабатываются дополнительные системы распознавания компетенций человека. Например, по фотографии человека можно найти много интересной информации о студенте или будущем сотруднике в социальных сетях.

Персонализация обучения у нас идет в первую очередь через курсовые работы, учебную практику и дополнительную деятельность — когда студент ведет собственный проект (под научным руководством преподавателя) или является сотрудником "большого" научного проекта внутри университета.

О кооперации

После интенсива "Остров 10-22" мы продолжаем проекты совместно с Университетом 2035. Один из них — образовательная деятельность в области искусственного интеллекта. Около 20 наших студентов уже прошли курсы по технологиям ИИ, которые организованы Университетом 2035. Еще не менее 10 студентов проходят их сейчас. Поскольку мы не можем сами вести весь набор специальных курсов, когда возникает конкретная прикладная задача по использованию ИИ-технологий, то для быстрого повышения квалификации отправляем обучающихся на курсы Университета 2035.

По материалам телеграм-канала "Университет онлайн"

 кафедра информатики и математического обеспечения

Адрес:
Главный корпус (пр. Ленина, д. 33), 215 каб.

Телефон(ы):
(814-2) 71-10-84, (814-2)71-10-15

ybgv@cs.karelia.ru

http://cs.petrsu.ru/

Последние новости