Медицинский труэнтизм как важная проблема культуры и развития общества
Сентябрь 2016
«Сентябрьские» врачи-труэнты от проф. А.П.Зильбера
Мне, как уроженцу г. Запорожье, приятно открыть сентябрьский парад врачей-труэнтов в 2016 г. материалами о враче и именитом музыканте Украины, получившим оба своих образования в Москве, А. Л. Горелове.
Александр Леонтьевич Горелов родился 2 сентября 1868 г. в селе Малые Щербиничи под Черниговом в крестьянской семье. Гимназию он окончил в Новгороде-Северском и поступил в Москве одновременно в два весьма достойных высших учебных заведения – в Московскую консерваторию и в Московский университет.
Сначала он получил диплом в Консерватории (1890), в которой специализировался по классу гобоя, а также по теории музыки и гармонии. Практически одновременно, в 1893 г. он получил и врачебный диплом, который дал ему возможность работать врачом в Черниговском духовном училище. Видимо, и этот выбор не случаен – не зря ведь о нём очень тепло пишет Православная энциклопедия.
За 70 лет своей жизни, он сделал очень многое, и притом в разных городах Украины и России.
Помимо врачевания, он создавал музыкальные общества, учебные заведения и оркестры, в которых дирижировал: в Чернигове (1903), Астрахани (1904), Петрограде (1904–1905, 1912–1916), Саратове (1906–1907). Им созданы 3 симфонии, 2 оперы («Вий», «Добрые соседи»), оперетта, множество квартетов, трио и других музыкальных произведений.
Ни одного изображения врача-труэнта А. Л. Горелова мне найти не удалось, и если кто-нибудь может возместить мне такую потерю, это будет принято с великой благодарностью.
P. S. Через несколько часов после публикации на сайте ПетрГУ этого материала, из Киева пришло электронное письмо с фотографией А.Л. Горелова и видеофайлами его музыкальных произведений. Это расстаралась наш постоянный друг – врач-труэнтесса (впервые использую это слово! – А.З.) Людмила Ивановна Сасина.
Как видите, мир не без добрых людей и, тем более, друзей.
* * *
Мунго Парк (Mungo Park, 1771–1806) родился 10 сентября 1771 г. в Селкирке (Шотландия) в семье фермера, где кроме него было ещё 12 детей. Он изучал в Эдинбургском университете ботанику, медицину и хирургию. В годы учёбы он женился на Эллисон, дочери своего учителя-хирурга Т. Андерсона.
С помощью своего благотворителя лорда Д. Бэнкса, ботаника и президента Королевского общества, доктор Мунго Парк
стал врачом экспедиции в Индонезию, на о. Суматра. В экспедиции он не только лечил людей, но и занимался ботаническими исследованиями, и по возвращении выступил с докладом в Британском Королевском обществе.
Затем последовали следующие экспедиции, финансировавшиеся тем же лордом Д. Бэнксом. Кстати, им же финансировалась и первая экспедиция капитана Джеймса Кука, и я должен заметить, что благотворительность всегда стояла у истоков познания мира.
И теперь, когда мир, похоже, завершается в разных смыслах слова мир, благотворительность тоже активно действует.
В исследовании Африки, М. Парк изучил истоки р. Нигер и её течение. В этой реке он и утонул в результате стычки с местными воинственными жителями. Сын Мунго Парка Том Парк, отправившийся на поиски пропавшего отца, умер там же от местной лихорадки.
Мунго Парк, как и другие британские первооткрыватели-врачи, например, Д. Ливингстон, познал прижизненную славу. Они, эти великие врачи, действовали не только ради естественного для живого мира любопытства. Они стремились принести пользу людям не только своим медицинским искусством, но и научными исследованиями – ботаники, географии, антропологии и т. п.
* * *
Джуселину Кубичек де Оливейра (J. Kubitchek de Oliveira, 1902–1976), врач, который подобно многим другим врачам самых разных стран, имел законченное медицинское образование, но врачом почти не работал. Он пожелал принести пользу своей стране, управляя ею. Таких было в моей коллекции по медицинскому труэнтизму очень много, и когда-нибудь я в отдельной книжке дам им всем детальное описание – кто, как, когда, где и почему возглавлял свою страну.
Он родился 12 сентября 1902 г. в Бразилии в маленьком городке одного из её штатов.
Отец его был коммивояжером, умершим, когда сыну не было ещё и трёх лет, а мать, Юлия Кубичек, была чешкой по происхождению (чем и объясняется столь необычная для бразильцев фамилия) и работала школьной учительницей.
Ещё не получив врачебного диплома, Жуселину Кубичек увлёкся политикой, и в 1934 г. стал депутатом Национального собрания своего родного штата. Через полтора десятка лет он уже губернатор этого штата, выступающий против тоталитарной формы правления, укоренившейся в Бразилии в те годы, как и во многих других государствах Южной Америки.
Жуселину Кубичек был избран законным президентом Бразилии в 1956 г.
Его «царствование» было в меру демократичным, но продолжалось всего 5 лет. За это время он сменил столицу Рио-де-Жанейро, осенённую колоссальной статуей Христа, на вновь отстроенный город Бразилиа, спроектированный архитектором Оскаром Нимейером (1907–2012). С ним (архитектором) и с ней (его архитектурой) надо знакомиться не впопыхах, а целенаправленно – уверен, что это стоит сделать, отрешившись от политики и даже медицины.
Видимо, Южная Америка имеет отличающиеся от Северной Америки обычаи. Общее в этих двух Америках – только так называемая демократия.
Формально демократия называется в Южной Америке так же, но реально почти во всех этих демократических странах правят военные хунты. Примеры такой «демократии» можно видеть в Чили, Гаити, Кубе, Бразилии и во многих других государствах Центральной и Южной Америки. Республика Бразилия началась при Ж. Кубичеке, продлилась формально при президенте Жуане Гуларте, но закончилась эта «демократия» так же, как в Чили.
Там Сальвадор Альенде был предупреждён своим другом – ярым «демократом» Че Геварой, что, мол, не балуйся, амиго, в свою демократию, а мы пришлём тебе роту кубинцев, и сразу в Чили будет полный порядок. Они все – врачи: Альенде, Че Гевара, Кубичек, Дювалье («Папа док» гаитянский) и др., но всё развивается, независимо от названия стран, по «фармацевту» О. Генри (У. Портеру): см. его «Руководство по демократиям Южной Америки», которое называется «Короли и капуста». И повеселитесь вместе с ним, хотя сам О. Генри считал себя всю свою жизнь неудачником.
* * *
С особым уважением я представляю вам последнего (по дням рождения) «сентябрьского» врача-труэнта.
Его особенность не только в том, что он врач, дослужившийся до чина губернатора (таких в моей коллекции немало). И что стал почётным гражданином города, в котором служил – и таких врачей я знаю: сам почётный гражданин. Дело и не в том, что он основатель музея: врач-труэнт В. И. Даль основал в Оренбурге самый первый в России краеведческий музей. Не буду перечислять и многие другие особенности этого врача-труэнта, но – надеюсь этим огорошить своих читателей – всё, что я перечислил, относится к Григорию Григорьевичу Григорьеву- Олонецкому губернатору и, следовательно, земляку всех петрозаводчан. Большинство петрозаводчан знают о губернаторе Карелии из далёкого прошлого – Гавриле Романовиче Державине, конечно же, заслужившем, чтобы его помнили, а многие ли из моих земляков хоть что-нибудь могут сказать о губернаторе Олонии Г. Г. Григорьеве?
Он родился 14 сентября 1819 г. и был внебрачным сыном Григория Орлова, что само по себе обеспечивало ему достойную карьеру и жизнь. Правда, я точно не знаю, кто его мать, но если это была императрица Екатерина II, то она следила за благоустройством всех своих брачных и – особенно – внебрачных (т. е. зачатых в любви) детей.
Г. Г. Григорьев окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге в 1844 г. Служил врачом в Мариинской больнице, старейшей больнице Петербурга, где за десяток лет до него ведал хирургией такой выдающийся специалист как проф. И. В. Буяльский.
С 1847 г. доктор Г. Г. Григорьев служил в военном министерстве и в министерстве внутренних дел. В 60-х годах XIX в. он уже пензенский, потом владимирский вице-губернатор, а с 25 мая 1870 г. Г. Г. Григорьев – Олонецкий губернатор.
Ниже представлены герб Олонецкой губернии времён Г. Г. Григорьева, печать его канцелярии (едва ли их можно видеть сегодня где-нибудь, кроме архивов и музеев) и карта Олонецкой губернии, на которой видны пункты (кроме Соловков), связанные водным транспортом во время губернаторства Г. Г. Григорьева.
|
|
|
Губернатор Г. Григорьев сразу же ретиво и успешно занимается важными делами своего края, начав с вечных российских проблем – дорог, транспорта и связи.
Прежде всего, он представил в Петербург проект постройки Беломорско-Балтийского канала, где описал значение и перспективы создания такого канала. Следом началась реальная постройка многих дорог и проведение телеграфной связи Олонец – Повенец – Пудож – Сумпосад. Это как раз при губернаторе Григорьеве Вытегра, Пудож, Повенец, Вознесенье и Соловецкий монастырь были связаны регулярными пароходными рейсами.
По его указанию было проведено гидрографическое научное описание Онежского озера.
Здравоохранение и народное образование не миновали внимания губернатора. Была реорганизована земская медицинская управа: при нём появились 7 новых больниц с аптеками, увеличилось втрое число врачей, и началось оспопрививание. В Вытегре была открыта первая в губернии Учительская семинария, потом городское училище. За десятилетие 1870–1880 гг. в губернии начали работать свыше двухсот новых школ, а число учащихся возросло вдвое. Жаль, что он, имеющий опыт создания первой во Владимирской губернии женской гимназии, не сделал то же самое в Петрозаводске.
При нём же была реорганизована работа Публичной библиотеки в Петрозаводске (1871). В следующем году (1872) был воздвигнут Святодуховский кафедральный собор, ещё через год – памятник Петру I – основателю Петрозаводска (работы И. Шредера), в 1885 г. – памятник императору Александру II.
|
|
|
Пётр Великий здесь показан (фото слева) стоящим на том месте, где и был изначально поставлен – на Круглой площади Петрозаводска (ныне площадь Ленина, сменившего Императора Петра, памятник которому – спасибо! – не уничтожили, а просто «потеряли» после свержения, но случайно – через десяток лет – нашли в куче металлолома, приготовленного для плавки, и поставили в другом месте, трижды, таким образом, поменяв его прописку). Собор же и памятник Александру II ныне не существуют, хотя памятник Александру II сделал тот же И. Шредер, и это был один из первых скульптурных памятников Александру II в России. Он стоял перед взорванным впоследствии Святодуховским собором, где сегодня стоит памятник С. М. Кирову, веселя во время дождя и петрозаводчан, и туристов.
Наконец, под руководством губернатора Г. Г. Григорьева был организован и начал работать Олонецкий Естественно-промышленный и Историко-этнографический музей.
Здесь показан современный Национальный музей Республики Карелия, находящийся сегодня на том месте, где он и был создан при губернаторе Г. Г. Григорьеве.
На фото – директор и главный вдохновитель современного расцвета Музея Михаил Леонидович Гольденберг, историк по образованию и по его реальным делам, сфотографированный напротив Музея, стоящего теперь на своём «родном» месте, т. е. на Круглой площади, хотя Музей, как и Пётр I, не раз меняли свою прописку.
Доктор медицины Григорий Григорьевич Григорьев по заслугам является Почётным гражданином Петрозаводска, Пудожа, Вытегры, Повенца, Каргополя, Олонца, Лодейного Поля. К сожалению, в те годы не было звания «Почётный гражданин Карелии» – поэтому тогдашнему обществу и начальству приходилось размениваться на мелочи.
Он умер в 1899 г., оставив после себя нескольких детей от двух жён и светлую память тех, которые знали о его нелёгком пути и благородной деятельности.
Я написал о Григории Григорьевиче Григорьеве, бывшем Олонецком губернаторе, дослужившемся до чина тайного советника больше, чем пишу обычно о «ежемесячных» врачах-труэнтах. Во-первых, потому, что он свой, карельский, а я патриот своего края. Во-вторых, я знаю (точнее предполагаю) о нём больше, чем опубликовано. Предполагаю, что по не зависящим от него обстоятельствам, он получил в жизни меньше, чем имел моральное право, хотя и сделал гораздо больше, чем был обязан. Через три года будет, полагаю, отмечаться двухсотлетний юбилей со дня его рождения и 120 лет со дня смерти. И если Бог даст нам дней, да никто не отнимет, надеюсь хотя бы письменно принять участие в том юбилее.
* * *
Напоминаем, что кафедра заинтересована в откликах посетителей на материалы, публикуемые на нашем сайте. Посылайте их по телефонам и прочим реквизитам, указанным в начале кафедральной страницы. Всего доброго!