Итоги третьего этапа
Устойчивое инновационное развитие вуза, продвижение имиджа ПетрГУ как регионального инновационного лидера
Основные результаты, полученные в 2014 году
Целью 3 этапа являлось обеспечение практической реализации устойчивого инновационного развития ПетрГУ, продвижение его имиджа как регионального инновационного лидера на основе созданной на первом и втором этапе организационной структуры, нормативной и методической базы образовательно-научно-инновационных кластеров ПетрГУ; развитие образовательной, научной и инновационной инфраструктуры кластеров; интеграция ресурсов и средств ПетрГУ по приоритетным направлениям. В качестве приоритетных реализуются комплексные направления, интегрирующие исследования и разработки в стыковых и смежных областях наук, в которых ПетрГУ имеет существенный образовательный, научный и инновационный потенциал, что дает наибольшие возможности для развития перспективных направлений науки, техники и технологий в регионе.
Решение задач 3 этапа осуществлялось на базе сформированных в ходе реализации Программы четырех образовательно-научно-инновационных кластеров ПетрГУ: кластера инженерных наук и высоких технологий, биомедицинского кластера, кластера Североевропейских исследований, кластера довузовского и дополнительного профессионального образования. Ядром кластеров являются интеграционные структуры - институты комплексных исследований: Институт рационального природопользования на Европейском Севере, Институт информационно-телекоммуникационных и нанотехнологий, Институт высоких биомедицинских технологий, Институт североевропейских исследований, Институт непрерывного образования, междисциплинарные центры.
В 2014 году осуществлялось дальнейшее совершенствование и развитие образовательного процесса кластеров ПетрГУ: инженерных наук и высоких технологий, биомедицинского, североевропейских исследований, довузовского и дополнительного профобразования. Активно развивали образовательную деятельность факультеты, кафедры, образовательные институты ПетрГУ, инновационные подразделения технопарка под эгидой институтов комплексных исследований и междисциплинарных центров, созданных в рамках программы: Института рационального природопользования на Европейском Севере, Института информационно-телекоммуникационных и нанотехнологий, Института высоких биомедицинских технологий, Единого многофункционального центра модульного обучения медицинских работников, Института Североевропейских исследований, Научно-образовательного центра современных методов и технологий классического гуманитарного знания в области истории и филологии, Института непрерывного образования.
В ходе реализации комплекса мероприятий по модернизации образовательного процесса в 2014 году получены следующие результаты. В ПетрГУ реализуется 226 основных образовательных программ (ООП), что составляет 114,14% от планового показателя. В 2014 году увеличилось количество реализуемых программ магистратуры. Университет успешно прошел аккредитацию и получил Свидетельство об аккредитации серия 90А01 №0001072 от 15.05.2014, действующее до 15.05.2020. На аккредитацию было заявлено 105 образовательных программ из 20 укрупненных групп специальностей / направлений подготовки (УГС), по которым имеются в наличии студенты, завершающие обучение в 2013/14 учебном году.
Продолжена модернизация организации образовательного процесса кластеров ПетрГУ: в рамках кластера инженерных наук и высоких технологий создан Институт лесных, инженерных и строительных наук ПетрГУ на базе реорганизации лесоинженерного и строительного факультетов, в рамках кластера североевропейских исследований создан Институт истории, политических и социальных наук ПетрГУ на базе реорганизации исторического факультета и факультета политических и социальных наук, в рамках биомедицинского кластера создан Медицинский институт на базе реорганизации медицинского факультета ПетрГУ. Оснащены современным оборудованием учебные лаборатории институтов. Разработан пакет нормативно-методического обеспечения модернизации образовательного процесса в связи с завершением перехода на двухуровневую систему ВПО, принятием новых образовательных стандартов; проведен анализ и обновление учебных планов по всем направления подготовки, результатом чего явилось снижение аудиторной нагрузки преподавателей. Введены элементы промежуточной аттестации студентов и независимой оценки знаний студентов, успешно используется балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов.
В рамках совершенствования образовательного процесса кластера инженерных наук и высоких технологий по приоритетному направлению «Рациональное природопользование» модернизировано 19 дисциплин учебного плана. Для внедрения новых практик и технологий в образовательный процесс подготовлено к публикации 52 учебника и учебных пособия, разработано 43 электронных учебно-методических комплекса дисциплин (УМКД). 61 ППС прошли стажировки и повышение квалификации в российских и зарубежных образовательных и научных учреждениях, в том числе 24 преподавателя прошли обучение в ведущих вузах и исследовательских центрах Финляндии.
По направлению развития образовательной деятельности инновационных подразделений технопарка ПетрГУ реализовано 34 целевых образовательных программы повышения квалификации и подготовки инновационных кадров для промышленности региона. Общее количество слушателей составило 501 чел., из них 350 представителей малого и среднего бизнеса Республики Карелия, 97 сотрудников и преподавателей ПетрГУ, 108 аспирантов и студентов. Разработан блок «Предпринимательство», включающий 4 учебных программы для включения в основные образовательные программы по 4 направлениям подготовки прикладного бакалавриата. 96 ППС и сотрудников ПетрГУ повысили квалификацию в рамках реализованных программ, 53 ППС и сотрудника ПетрГУ прошли стажировки на базе ведущих инновационных центров и вузов Финляндии, Норвегии, Германии, США и Швеции. К развитию образовательной деятельности технопарка ПетрГУ привлечено 62 российских и зарубежных эксперта. Зарубежные эксперты представляли США, Швецию, Исландию, Индию, Германию.
В рамках совершенствования образовательного процесса биомедицинского кластера модернизированы образовательные программы ДПО, магистратуры. В программы включены модули симуляционного обучения на базе Единого многофункционального центра модульного обучения. Ведется работа по развитию симуляционного обучения и разработке компьютерных программ по различным направлениям подготовки в медицине. Создан 31 полнокомплектный электронный УМКД, подготовлено к публикации 168 учебных пособий.
Для решения проблемы подготовки студентов, интернов, клинических ординаторов и врачей медицинских организаций к использованию методов телемедицины в клинической практике организован интернет-центр телемедицины открытого доступа.
Организовано и проведено 11 научно-образовательных конференций и семинаров. В режиме видеоконференцсвязи проводятся видеосеминары, циклы повышения квалификации врачей различных специальностей. Обучение на них прошли более 200 специалистов, а количество часов трансляций в год превысило 400. При подготовке специалистов в области медицины внедрена инновационная педагогическая технология - симуляционное обучение в медицине. Повышение квалификации и стажировки на базе ПетрГУ и других вузов и организаций прошли 33 ППС. Для создания продуктивной рабочей среды образовательного процесса внедряются методики дистанционного обучения, обеспечивающие социально-инклюзивную среду для студентов и врачей с ограниченными возможностями.
В отчетный период активно развивалась образовательная деятельность кластера североевропейских исследований. Разработаны две основные образовательные программы. Новая концепция русской литературы как христианской словесности реализована в магистерской программе «Античные и христианские традиции в русской словесности», в программах подготовки аспирантов. В программу обучения студентов-филологов введены курсы «Текстология» (бакалавриат), «Проблемы текстологии классической русской литературы» (магистратура). Завершилась работа по составлению нового учебного плана по программе «Шведский и английский язык и литература». Подготовлено к публикации 67 учебников и учебных пособий. Расширен перечень курсов, читаемых на английском языке. Определено 4 вуза-партнера в Финляндии для совместной реализации магистерских программ. Особое внимание уделено совершенствованию преподавания прибалтийско-финских языков на основе развития учебно-методической базы. В 2014 г. составлен корпус русско-карельского словаря, подготовлено 7 учебных пособий по финскому языку.
В рамках развития образовательного процесса кластера довузовского и дополнительного профессионального образования разработаны 40 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для специалистов, реализованы 52 программы дополнительного профессионального образования, проведены 17 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогических кадров высшей школы.
В рамках деятельности Ассоциации школьных академий реализована 21 образовательная программа дополнительного образования детей, подготовлено 15 учебных пособий, разработаны дистанционные курсы для школьников. Для обеспечения профессионального развития профессорско-педагогических кадров ПетрГУ проведено 25 образовательных (методических, научно-методических) конференций, семинаров, школ, организованы 4 стажировки и 10 курсов повышения квалификации.
Разработана и апробирована серия программ повышения квалификации для преподавателей учреждений среднего профессионального образования по 12 профессиональным циклам и дисциплинам. Обучены 98 преподавателей профильных дисциплин учреждений СПО и школ Республики Карелия. Организовано10 образовательных семинаров по востребованным направлениям профессионального развития НПР.
Разработан и введен в эксплуатацию в пилотном режиме «Образовательный портал ПетрГУ». К порталу подключено 193 образовательных ресурса, 87 электронных УМКД. Созданы программы дополнительного профессионального образования для ППС ПетрГУ в области электронного обучения. Разработаны и размещены на портале электронного обучения полнокомплектные УМКД сетевого обучения, предназначенные для организации и сопровождения учебного процесса по 32 направлениям подготовки очного и заочного отделений бакалавриата ПетрГУ.
Разработано 60 практико-ориентированных образовательных программ высшего образования совместно с 79 предприятиями и организациями-партнерами. В рамках взаимодействия с российскими и зарубежными образовательными организациями при реализации образовательных программ в сетевой форме создано 32 сетевых программы с 59 организациями-партнерами.
Совершенствование и развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности осуществлялось в рамках решения комплексных проблем в приоритетных для вуза областях: рационального природопользования на базе Института рационального природопользования на Европейском Севере; информационных и нанотехнологий на базе Института информационно-телекоммуникационных и нанотехнологий; инновационной деятельности на базе территориально распределенного промышленно-технологического парка «Техноград ПетрГУ»; биомедицины на базе Института высоких биомедицинских технологий; североевропейских исследований на базе Института Североевропейских исследований; филологии, истории и культуры на базе Научно-образовательного центра современных методов и технологий классического гуманитарного знания в области истории и филологии.
По результатам исследований и инновационных разработок штатными НПР подано 87 заявок в Роспатент на получение охранных документов в отношении результатов интеллектуальной деятельности, получено 40 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ и баз данных, 38 патентов на изобретения и полезные модели. Заключено 13 лицензионных договоров с предприятиями на право использования объектов интеллектуальной собственности ПетрГУ. Поддерживается 105 патентов. Создано 4 малых инновационных предприятия с учредительством ПетрГУ, общее их число достигло 24.
В 2014 году оформлена государственная регистрация на 52 тематики фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям, выполняемых в рамках комплекса мероприятий 2 программы стратегического развития ПетрГУ. По результатам научной и инновационной деятельности штатными НПР издано 92 монографии, опубликовано 759 статей, подготовленных штатными НПР и изданных в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями, 109 статей, изданных в научной периодике, индексируемой иностранными организациями (Web of Science, Scopus).
Развитие инновационной деятельности кластера инженерных наук и высоких технологий осуществлялось на базе подразделений распределенного технологического парка «Техноград ПетрГУ»: 10 инновационно-технологических центров, 5 центров поддержки инноваций, 3 технопарковых площадки на предприятиях республики. Коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности осуществляют 24 малых инновационных предприятия с учредительством ПетрГУ, российские и зарубежные предприятия-партнеры.
В 2014 году 3 проекта ПетрГУ вошли в число победителей конкурса проектов ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014-2020 годы». Большое внимание уделяется мероприятиям по продвижению инновационных разработок. Проведено 9 международных и региональных конференций, семинаров и форумов, организовано и проведено 6 выставок. На 8 международных и российских выставках и конкурсах представлено 39 инновационных проектов, получено 27 наград, в том числе 7 золотых медалей, 12 серебряных, 22 диплома.
В 2014 году выполнялись мероприятия по развитию кадрового потенциала и формированию качественного контингента обучающихся в рамках кластера довузовского и дополнительного профессионального образования на базе Института непрерывного образования, Центра языковой подготовки, Центра академической мобильности, Научно-педагогического центра «Открытие», Школьных академий ПетрГУ. В реализацию мероприятий вовлечено 125 человек, из них 12 профессоров ПетрГУ, 20 профессоров и доцентов российских и зарубежных вузов, 40 доцентов, преподавателей кафедр, научных сотрудников ПетрГУ, 15 аспирантов, 50 студентов очной формы обучения.
В области совершенствования кадрового потенциала реализуется опережающее профессиональное развитие кадров ПетрГУ, совершенствуется научно-методическая среда вуза, система конкурсных мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала. В 2014 году внедрены продуктивные устойчивые модели непрерывного профессионального развития НПР. Организованы модульные вариативные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки НПР по 17 программам.
Вышли четыре номера научного электронного ежеквартального журнала «Непрерывное образование: XXI век». На базе сайта журнала открыт и получил первое наполнение научно-педагогический форум для обсуждения вопросов, связанных с непрерывным образованием. Сформирована партнерская сеть российских и международных экспертов, в профессиональное сообщество которой вошло более 50 российских и зарубежных специалистов в области непрерывного образования.
Организован конкурсный отбор «Профессиональное саморазвитие в образовательной и научно-исследовательской деятельности для аспирантов и молодых научно-педагогических работников ПетрГУ», в котором приняли участие 40 молодых НПР. Участники конкурсных отборов подготовили к публикации 6 монографий, 15 учебных пособий, 37 статей в индексируемые издания. 4 участника защитили кандидатские диссертации, 8 участников подготовили главы кандидатских и докторских диссертаций, активно участвовали в научных конференциях регионального, российского, международного уровня, выступали организаторами вузовских научных мероприятий.
В 2014 году продолжено развитие внутрироссийского и международного сотрудничества, повышение академической мобильности аспирантов, молодых преподавателей и сотрудников ПетрГУ, в том числе на конкурсной основе. 107 молодых научно-педагогических сотрудников, аспирантов ПетрГУ приняли участие в 129 командировках с научной и (или) образовательной целью. Наблюдается рост академической мобильности по сравнению с 2013 годом (77 молодых НПР, 81 стажировка). География стажировок представлена рядом зарубежных стран (Финляндия, Канада, Норвегия, Швеция, Великобритания, Нидерданды, Белоруссия и др.) и ведущими научными и образовательными центрами Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Старая Русса, Фрязино, Ярославль, Казань и др.).
По направлению формирования качественного контингента обучающихся Научно-педагогическим центром «Открытие» осуществлена реализация открытого образовательного проекта «Ассоциация школьных академий ПетрГУ». Через работу школьных академий реализованы 20 дополнительных образовательных программ для детей, 4 больших открытых образовательных проекта, 4 клубных формы и др. По итогам деятельности НПЦ «Открытие» в отчетном периоде в мероприятия и программы ПетрГУ привлечено 4890 школьников. К деятельности школьных академий и открытых образовательных проектов привлечено 30 структурных подразделений университета и 7 внешних организаций.
В 2014 году в основном сформирована ресурсная база образовательно-научно-инновационных кластеров ПетрГУ по направлениям территориального развития, создания передовой лабораторной и экспериментальной базы, модернизации учебной, научной, инновационной инфраструктуры. Реализованы мероприятия по развитию материально-технической базы образовательной и научной деятельности, ремонту помещений, строительству объектов территориально распределенных площадок и кампусов ПетрГУ.
Выполнены работы по подключению новых объектов к корпоративной компьютерной сети ПетрГУ с использованием технологий, обеспечивающим передачу мультимедийной информации. Задачи 100% охвата мультисервисной сетью учебных и рабочих мест и 100% покрытия беспроводной сетью учебных и общественных помещений выполнены. Получила дальнейшее развитие информационно-аналитическая система управления вузом ИАИС-вуз ПетрГУ.
Объем электронной библиотеки пополнился на 432 документа, подготовлены к размещению 660 документов. Организован доступ к электронным библиотечным системам «Университетская библиотека онлайн», «Консультант студента. Электронная библиотека медицинского вуза», электронной библиотеке Республики Карелия. Приобретены учебники и учебные пособия издательства «Юрайт на платформе электронно-библиотечной системы «БиблиоТЕХ».
Выполнен запланированный объем работ по ремонтам помещений учебных корпусов, аудиторий, научных лабораторий, общежитий для развития деятельности кластеров ПетрГУ. В рамках проекта программы стратегического развития, не обеспеченного субсидией, велось строительство объектов территориально распределенных площадок и кампусов ПетрГУ. Завершено строительство и введено в эксплуатацию здание Института высоких биомедицинских технологий, оснащены новым оборудованием лаборатории Института.
В 2014 году продолжились работы по созданию и развитию эффективной системы управления в вузе, обеспечению внутреннего мониторинга и эффективной системы управления реализацией программы стратегического развития. С целью обеспечения своевременной и эффективной реализации программы стратегического развития регулярно проводились заседания координационного совета программы, в состав которого вошли руководители направлений, институтов комплексных исследований, представители университетских структур, принимающих непосредственное участие в реализации программ. Ход выполнения мероприятий программы контролируется Ученым советом ПетрГУ. В целях организации внутреннего мониторинга выполнения мероприятий программы работает исполнительная дирекция, действующая на основе утвержденного положения и плана работы на 2014 год. Функционирует дирекция институтов комплексных исследований. Регулярно проводятся заседания научно-методических советов институтов. Совершенствуется организационная структура институтов комплексных исследований.
В результате реализации программы произошло качественное развитие университета, упрочение его инновационного лидерства. Деятельность ПетрГУ позволяет обеспечить решение стратегических задач региона. Инновационный комплекс ПетрГУ обеспечивает основу формирования инфраструктуры региональной инновационной системы, происходит усиление интеграции вуза с реальным сектором экономики в регионе, в России и за рубежом.
Программа явилась катализатором развития активности коллектива университета по участию в общеуниверситетских комплексных проектах. Увеличилась результативность участия проектов и программ ПетрГУ в конкурсах Минобрнауки РФ. В выполнении мероприятий и проектов программы задействованы 1380 исполнителей, в том числе 692 научно-педагогических работника и сотрудника вуза, 418 студентов, 136 аспирантов, привлечено 134 внешних исполнителя - эксперты, консультанты, преподаватели, исполнители НИР.
Из 53 показателей программы выполнены и перевыполнены 50. Кроме показателя «1.2 Доля магистров в приведенном контингенте обучающихся в вузе» не достигли плановых значений 2 показателя успешности финансовой деятельности вуза: показатель «4.5 Доля средств от приносящей доход деятельности в общем объеме средств, поступивших в вуз из всех источников финансирования» и показатель «4.2.2. Средства, полученные от проведения НИОКР из других источников».