Итоги второго этапа

Развитие образовательной, научной и инновационной инфраструктуры кластеров ПетрГУ

Основные результаты, полученные в 2013 году

Для достижения цели и задач программы в отчетный период ПетрГУ осуществил практическую реализацию модели устойчивого инновационного развития ПетрГУ на основе организационной структуры, нормативной и методической базы кластеров ПетрГУ; развитие образовательной, научной и инновационной инфраструктуры кластеров; интеграцию ресурсов и средств по приоритетным направлениям. В соответствии с плановыми мероприятиями в 2013 году реализованы следующие виды работ и получены следующие результаты.

Продолжилось формирование организационной структуры и системы управления ПетрГУ на основе образовательно-научно-инновационных кластеров, в рамках инфраструктуры которых действуют 5 институтов комплексных исследований: Институт рационального природопользования, Институт информационно-телекоммуникационных и нанотехнологий, Институт высоких биомедицинских технологий, Институт Североевропейских исследований, Институт непрерывного образования, 2 научно-образовательных центра: Единый многофункциональный центр модульного обучения, НОЦ современных методов и технологий классического гуманитарного знания в области истории и филологии. Сформирована и действует дирекция институтов комплексных исследований: введены должности заместителей директоров по научно-исследовательской работе, по организационной работе. Оптимизирована организационная структура институтов. В структуре Института рационального природопользования на Европейском Севере выделены Центры по основным направлениям научно-образовательной деятельности института, в которые вошли лаборатории, созданные в 2012 году: Центр технологий лесопромышленного комплекса (Лаборатория инновационных технологий лесопользования на европейском Севере), Центр геологического изучения и комплексного освоения недр (Научно-образовательная инновационная лаборатория по разработке методов управления свойствами строительных горных пород при их дезинтеграции, Лаборатория мониторинговых геофизических наблюдений), Центр технологий агропромышленного комплекса (Лаборатория инновационных методов в области племенного животноводства Карелии, Лаборатория биотехнологий, Научно-образовательная лаборатория рационального использования водной среды в Карелии, Лаборатория технологий производства кормов животного происхождения), Центр технологий строительного комплекса (Лаборатория теоретических основ энергосбережения, Лаборатория исследований ресурсосберегающих технологий строительного производства), Центр биологических ресурсов (Научно-образовательная лаборатория природоохранных и экологических проблем Севера, Лаборатория экспериментальной ботаники), Центр повышения эффективности формирования профессиональных компетенций (Лабораторно-практический комплекс деревообработки, Учебно-производственная лаборатория технического обслуживания и ремонта, Научно-методическая лаборатория общеобразовательной и специальной подготовки инженерных кадров в области IT на основе модели системы сетевого обучения), Центр продвижения инноваций и инвестиций в области рационального природопользования. В Институте высоких биомедицинских технологий сформирована лаборатория клинической эпидемиологии. В Институте североевропейских исследований создан междисциплинарный научно-образовательный центр скандинавских исследований «Scandica». В состав Института непрерывного образования вошел Центр профессиональных квалификаций. В составе кластера инженерных наук и высоких технологий развивает инновационную деятельность промышленно-технологический парк «Техноград ПетрГУ». В состав кластера довузовского и дополнительного профессионального образования вошли 3 новых института педагогической направленности, образованных в результате присоединения бывшей Карельской государственной педагогической академии к ПетрГУ: Институт иностранных языков, Институт педагогики и психологии и Институт физической культуры, спорта и туризма.

Получила развитие на новом качественном уровне инфраструктура информационного обеспечения деятельности кластеров ПетрГУ по приоритетным направлениями. В 2013 году разработаны и внедрены в эксплуатацию: информационная система учёта и мониторинга проектной деятельности ПетрГУ, информационная система учёта и мониторинга научной деятельности ПетрГУ, информационная система учета результатов интеллектуальной деятельности ПетрГУ, информационная система учета деятельности малых инновационных предприятий технопарка ПетрГУ. Все информационные системы являются составными подсистемами Информационно-аналитической интегрированной системы управления вузом (ИАИС ВУЗ ПетрГУ), охватывающей практически все бизнес-процессы управления университетом. Приобретены электронные библиотечные системы (ЭБС), организован доступ в системы Scopus и Web of Science, пополнена электронными учебниками, учебными пособиями и монографиями Электронная библиотека ПетрГУ. Организован WiFi-доступ в корпоративную мультисервисную сеть университета в 9 корпусах ПетрГУ.

В ПетрГУ реализуется 221 основная образовательная программа (122,78% от запланированного количества ООП), в т.ч. 116 программ бакалавриата и специалитета, 36 программ магистратуры, 69 программ аспирантуры. Формируется учебно-методическое и технологическое обеспечение образовательной деятельности кластеров ПетрГУ: штатными преподавателями подготовлено 191 учебников и учебных пособий, разработаны и внедряются в учебный процесс 39 электронных УМКД, созданных на базе программной среды электронного и дистанционного обучения Blackboard. Проведена модернизация 27 основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета, подготовлены документы для лицензирования нового направления подготовки бакалавриата «Гидрометеорология», открытия новой программы магистратуры «Морская ботаника». Получена лицензия на напрвление подготовки бакалавриата «Техносферная безопасность». В результате присоединения Карельской государственной педагогической академии получены  лицензии на 31 программу бакалавриата, специалитета, магистратуры, по которым с 2013 года ведется обучение в ПетрГУ.  В отчетный период в ПетрГУ обучались 8806 студентов приведенного контингента, 296 магистрантов. Увеличилось до 154 чел. количество иностранных студентов,  в т.ч. 65 студентов из стран СНГ, Балтии и Грузии и 89 студентов из 19 других стран (Финляндия, Великобритания, Вьетнам, Германия, Бельгия, США, Швеция, Норвегия и др.). 3711 слушателей прошли программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Среднегодовой контингент по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки - 611 чел. Доля выпускников, трудоустроившихся по специальности, составила 102,34 % от запланированной на 2013 год.

В 2013 году проведена государственная регистрация 48 тематик фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям, выполняемых в рамках комплекса мероприятий 2 Программ стратегического развития ПетрГУ. По результатам научных исследований и инновационной деятельности издано 84 монографии, опубликовано 686 статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями, штатными НПР защищено 28 кандидатских и 3 докторских диссертации,  31 аспирант защитился в срок и в течение года после окончания аспирантуры.

Выполнялись мероприятия по развитию кадрового потенциала и формированию качественного контингента обучающихся в рамках кластера довузовского и дополнительного профессионального образования. Проведены 4 этапа конкурса по поддержке российской и зарубежной академической мобильности  с участием 36 аспирантов, молодых преподавателей и ученых ПетрГУ по научному, научно-методическому и образовательному направлениям, 2 конкурса по профессиональному саморазвитию молодых ученых и преподавателей ПетрГУ. Разработаны 29 программ повышения квалификации для развития кадрового потенциала вуза, программы дополнительного образования для школьников по 6 направлениям для формирования качественного контингента ПетрГУ. Более 4000 школьников приняли участие в проектах Научно-педагогического центра «Открытие» и Школьных академий ПетрГУ. Средний балл ЕГЭ поступивших в 2013 году абитуриентов повышен на 5,3 в сравнении с предыдущим периодом.

В 2013 году ПетрГУ продолжил реализацию мероприятий по расширению сферы влияния вуза в образовательной среде Республики Карелия и Европейского Севера России: позиционирование университета как центра развития непрерывного образования; издание электронного научного ежеквартального журнала с высокой посещаемостью сайта журнала, широкой географией представительства авторов, читателей, включая международное сообщество из 9 стран; проведение серии опросов школьников РК; участие в работе региональных общественных советов; развитие форм открытого образования.

Продолжилось формирование ресурсной базы образовательно-научно-инновационных кластеров ПетрГУ по направлениям территориального развития, создания передовой лабораторной и экспериментальной базы, модернизации учебной, научной, инновационной инфраструктуры. На основании анализа состояния помещений для деятельности образовательно-научно-инновационных кластеров ПетрГУ и общежитий, разработан план ремонтов на 2013 год, подготовлена документация для проведения конкурсов и аукционов, заключены контракты на проведение ремонтных работ, проведены ремонты 9-ти учебных корпусов, 18 аудиторий и лабораторий, 3 общежитий.

В рамках проекта Программы стратегического развития ПетрГУ, не обеспеченного субсидией, на стадии завершения находятся работы по строительству здания Института высоких биомедицинских технологий, разработана проектно-сметная документация по строительству объектов университетского кампуса за счет иных средств вуза.

С целью обеспечения своевременной и эффективной реализации Программы стратегического развития ежемесячно проводились заседания Координационного совета программы, в состав которого вошли руководители направлений, институтов комплексных исследований, представители университетских структур, принимающих непосредственное участие в реализации программ. Руководителем координационного совета является ректор А.В. Воронин. Ход выполнения мероприятий программы контролируется Ученым советом ПетрГУ. В реализации мероприятий программы принимают участие научно-педагогические работники всех факультетов, сотрудники всех управлений и структурных подразделений ПетрГУ. В целях организации внутреннего мониторинга выполнения мероприятий Программы стратегического развития работает Исполнительная дирекция, действующая на основе утвержденного положения.

Цель 2 этапа достигнута, обеспечены:

  • практическая реализация модели устойчивого инновационного развития ПетрГУ на основе созданной на 1 этапе организационной структуры, нормативной и методической базы образовательно-научно-инновационных кластеров ПетрГУ;
  • развитие образовательной, научной и инновационной инфраструктуры кластеров;
  • интеграция ресурсов и средств ПетрГУ по приоритетным направлениям.

Задачи 2 этапа решены. Коллективом исполнителей реализованы все запланированные проекты, мероприятия и комплексы мероприятий. Государственное задание по достижению целевых показателей Программы в 2013 году выполнено: достигнуто не менее 95% процентов в соответствии с критериями оценки эффективности реализации программ стратегического развития. Получены фактические результаты, позволившие достичь 96,23% выполнения целевых показателей Программы.

Из 53 показателей выполнены 51, в том числе 49 целевых показателей перевыполнены, 2 - выполнены на 100%. Не достигли плановых значений 2 показателя, на выполнение которых оказало наибольшее влияние присоединение к ПетрГУ Карельской государственной педагогической академии с 23.08.2013 года согласно приказу Министра образования и науки РФ №80 от 11.02.2013.



Поделиться:
Последнее обновление: 29.10.2015