Образование
- 1971 г. - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Петрозаводский государственный университет", специальность "Биология", квалификация "Биолог. Преподаватель биологии и химии"
Область научных интересов
Научные интересы связаны с проблемами высшего образования: современные педагогические технологии, педагогическое сопровождение самостоятельной работы обучающихся, академическое письмо, а также с вопросами непрерывного экологического образования.
На 1 января 2020 года общее количество публикаций ‒ 174, среди них монографии, учебные пособия, статьи в научных журналах, общий объем – 401,8 печатных листов (авторская часть ‒ 347,5 печатных листа).
Научные проекты
Руководство научно-методическими проектами в рамках Программы стратегического развития ПетрГУ. (2013–2016), Программы развития опорного университета (2017–2021):
- Разработка и апробация новых подходов к повышению эффективности усвоения учебного материала и практических навыков (2017)
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в университете (2016)
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в университете: адаптация первокурсников и организация самостоятельной работы студентов (2015)
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в университете (2014)
- Центр психолого-педагогического сопровождения (2013)
Участие в проектах в качестве ответственного исполнителя:
- Разработка организационных решений и методик для системной работы с отстающими студентами, 2017 г. (руководитель – Е.А. Раевская)
- Развитие научной деятельности в области непрерывного образования 2016 г. (руководитель – Е.В.Игнатович)
Участие в проекте «Моя Карелия» (создание учебно-методического комплекта для учащихся школ Республики Карелия, раздел «Биология. Экология», 6–9 классы).
Публикации
Статьи (17)
- Шевченко, А.В. Формирование профессиональной культуры будущего учителя средствами арт-педагогики [Электронный ресурс] / А.В. Шевченко, Т.А. Бабакова // Гуманитарные аспекты образования в Северных регионах России: сборник научных трудов. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2023. - С.193 -198. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54680040 . (РИНЦ)
- Бабакова Т.А. Организационные и дидактические подходы к созданию и функционированию центра академического письма в региональном университете [Электронный ресурс] / Т.А. Бабакова, О.Л. Добрынина, Л.Н. Юсупова // Непрерывное образование: XXI век / Петрозаводский госуниверситет . - Петрозаводск, 2023. - №3 (43). - С... - Режим доступа: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=8645. (РИНЦ, ERIH PLUS, ВАК)
- Бабакова, Т. А. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА // Непрерывное образование: XXI век. – 2022. – Вып. 3 (39). (ВАК, РИНЦ, ERIH PLUS)
- Бабакова Т.А. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере преодоления йоддефицита в Республике Карелия) [Текст] / Т.А. Бабакова, В.В. Вапиров, Т.В. Варламова // Научный электронный ежеквартальный журнал НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК. - Петрозаводск ПетрГУ, 2021. - Т.35, вып.3. - С.1-12. (ВАК, РИНЦ, ERIH PLUS)
- Бабакова Т.А. Технология педагогического сопровождения самостоятельной учебной деятельности студентов по освоению креативной техники «Шесть шляп мышления» (Э. де Боно) // Образовательные технологии. 2020, №2. С. 42–56
- Бабакова, Т. А. СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (на материале педагогических дисциплин) // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – Вып. 3 (31). ? DOI: 10.15393/j5.art.2020.6047 (ВАК, РИНЦ, ERIH PLUS)
- Бабакова Т.А. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Педагогика.- 2020. - № 7. - С. 74-84. (ВАК, РИНЦ)
- Бабакова Т. А. ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАГИСТРАТУРЫ И АСПИРАНТУРЫ К СОЗДАНИЮ ТЕКСТОВ НАУЧНОГО СТИЛЯ // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 1 (25), 2019, DOI: 10.15393/j5.art.2019.4484 (ВАК, ERIH PLUS, РИНЦ)
- Бабакова, Т.А. Готовность обучающихся к самостоятельной учебной деятельности в высшей школе [Текст] / Т.А. Бабакова // ALMA MATER (ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ). - Москва, 2019. - С.47-54. (РИНЦ, ВАК)
- Бабакова, Т.А. Научно-методический проект как ведущий вид самостоятельной работы аспирантов [Текст] / Т.А. Бабакова // Педагогика. - ООО "Педагогика", 2018. - №6. - С.77-83. (ВАК, РИНЦ)
- Показать все публикации "Статья" (17)
Учебники (4)
Доклад / статья в материалах (трудах) конференций, симпозиумов и т.п. (2)
Учебные пособия (9)
Монографии (1)
Учебно-методическая работа
Бакалавриат
- Проведение лекционных и практических занятий по дисциплинам "Педагогика", направление подготовки «Педагогическое образование» (история педагогики, дидактика, теория и методика воспитания), «Педагогика» для студентов непедагогических направлений подготовки, "Методика обучения биологии", «Современная социокультурная ситуация и тенденции развития образования».
- Руководство педагогической практикой по педагогике и психологии в школе.
Магистратура
- Проведение лекционных и практических занятий по дисциплинам "Педагогика высшей школы», «Психология и педагогика высшей школы» для разных направлений подготовки.
- Руководство выполнением научно-методических проектов.
Аспирантура
- Проведение лекционных и практических занятий по дисциплинам "Педагогика высшей школы», «Современная социокультурная ситуация и тенденции развития образования».
- Руководство выполнением научно-методических проектов.
- Руководство выполнением выпускной квалификационной работы и диссертации.
- Руководство научно-педагогической практикой.
Работа по повышению квалификации педагогических кадров
В рамках сотрудничества с факультетом повышения квалификации ПетрГУ разработаны и апробированы программы курсов:
- «Технология педагогического сопровождение самостоятельной работы студентов» (2017).
- «Психология и педагогика профессионального образования» для преподавателей средних и высших профессиональных образовательных учреждений;
- «Экология и экологическое образование» (совместно с преподавателями ЭБФ) для учителей школ;
- «Психология и педагогика высшего образования» (совместно с доцентами Л.И. Тепловой, С.Н. Тидором) для преподавателей ПетрГУ;
- «Современные педагогические технологии в высшей школе» (совместно с доцентами В.Н. Кремневой, В.В. Горятниной) для преподавателей ПетрГУ.
Обеспечивается проведение семинаров и отдельных занятий для преподавателей университета по проблемам высшего образования:
- экологическое образование;
- педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов;
- современные педагогические технологии в высшем образовании.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
- 2020 г. - Использование систем видео-конференц-связи для организации дистанционного обучения (24 часа)
- 2019 г. - Информационно-образовательная среда образовательной организации высшего образования (18 часов)
- 2019 г. - Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам высшего образования (36 часов)
- 2017 г. - Формирование профессиональных компетенций преподавателя вуза в области применения современных ИКТ (36 часов)
- 2016 г. - Технологии электронного обучения (платформа Blackboard Learn) (40 часов)
- 2014 г. - Высшая школа:современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Модуль-Компетентностный подход в высшей школе: формирование и оценивание компетенций (24 часа)
- 2013 г. - "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС" модуль "Организация самостоятельной работы студентов" (18 часов)
- 2013 г. - Методика подготовки современной научной статьи (4 часа)
- 2013 г. - Методология современного научно-педагогического исследования (24 часа)
- 2013 г. - Организация самостоятельной работы студентов (18 часов)
- 2013 г. - Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностной модели выпускника (24 часа)
- 2011 г. - Современный менеджмент образования (72 часа)
- 2009 г. - Поддержка социальной работы, адресованной детям и семьям в Республике Карелия 2007-2009 гг. (144 часа)
- 2008 г. - Комплексная безопасность (72 часа)
- 2007 г. - Педагогика и психология высшей школы: современные педагогические технологии (72 часа)
- 2007 г. - Создание мультимедийных презентаций (72 часа)
- 2006 г. - Современные педагогические технологии (72 часа)
Членство в организациях
Участие в работе научных и научно-методических советов
- Ученый совет ПетрГУ (с 2014 года)
- Ученый совет Института педагогики и психологии ПетрГУ (с 2014 года)
- Научно-методический совет по проблемам экологического образования Института стратегий развития образования Российской академии образования (с 1992 года по настоящее время);
- Региональный Диссертационный совет ДМ 212.087.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при ГОУ ВПО "Карельский государственный педагогический университет" (до 2013 г. включительно);
- Диссертационный совет Д 212.190.01 при ГОУ ВПО "Петрозаводский государственный университет" (до 2015 г.).
Участие в работе редколлегий журналов
- "Непрерывное образование: XXI век" (электронный журнал ПетрГУ) – главный редактор (до 2017 г. включительно – зам. главного редактора);
- "Экологическое образования: до школы, в школе, вне школы" (г. Москва) – член редколлегии (до 2016 г. включительно);
- "Ученые записки Петрозаводского университета" – член редколлегии (до 2015 г.).
Общественно-педагогическая работа:
- Член учебно-методического совета ПетрГУ
Награды
- Почетная грамота ПетрГУ (2023)
- Знак отличия Министерства образования и спорта Республики Карелия "Почетный наставник" (2020)
- Почетная грамота ПетрГУ (2018)
- Медаль К.Д.Ушинского (2015)
- Почетная грамота ПетрГУ (2012)
- Почетная грамота Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (2007)
- Почетное звание "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации" Министерства образования и науки Российской Федерации (2005)
- Почетное звание Заслуженный работник высшей школы РФ (1999)
Дисциплины (2023/2024 учебный год)
- Методология и практика научного исследования
(Институт педагогики и психологии) - Педагогика
(Институт филологии) - Педагогика высшей школы
(Институт биологии, экологии и агротехнологий) - Педагогика высшей школы
(Институт педагогики и психологии) - Педагогика высшей школы
(Физико-технический институт) - Педагогика и методика обучения биологии
(Институт биологии, экологии и агротехнологий) - Педагогика и психология высшей школы
(Институт истории, политических и социальных наук) - Современное состояние и перспективы развития системы образования
(Институт педагогики и психологии)
Профессиональная деятельность
- 1971 – 1974 гг. – учитель СОШ №4 г. Петрозаводска
- 1974 – 1977 гг. – очная аспирантура НИИ СиМО АПН СССР (г. Москва)
- 1977 г. – защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук на тему "Пути повышения эффективности текущей проверки знаний и умений учащихся по зоологии" в НИИ СиМО АПН СССР (г. Москва)
- С 1977 г. – преподаватель кафедры педагогики и психологии ПетрГУ, в том числе более 20 лет заведующий кафедрой. С 2014 года занимает должность профессора кафедры теории и методики общего и профессионального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ
- 1996 г. – защита диссертации на соискание ученой степени доктора наук на тему "Теория и практика школьного экологического краеведения" в Институте общего среднего образования РАО (г. Москва)
- 2006 г. – присвоено ученое звание профессора
- 2008 г. – избрана академиком МАНПО