Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии детства
Кафедра педагогики и психологии детства является выпускающей по следующим профилям и направлениям подготовки:
- 44.03.01 Педагогическое образование, профиль "Дошкольное образование" (прикладной бакалавриат, очная форма обучения; академический бакалавриат, заочная форма обучения). Выпускники могут работать в дошкольных учреждениях: воспитателями, заведующими, заместителями заведующего, инструкторами по физическому воспитанию, музыкальными руководителями (для абитуриентов, закончивших музыкальную школу); педагогами детских центров, учреждений дополнительного образования; домашними воспитателями, гувернерами.
- 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки: "Педагог-психолог дошкольного образования" (прикладной бакалавриат, очная форма обучения; прикладной бакалавриат, заочная форма обучения). Выпускники могут работать педагогами-психологами в дошкольных образовательных учреждениях, детских развивающих центрах, учреждениях дополнительного образования, а также вести частную практику.
- 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки: "Психология и социальная педагогика" (прикладной бакалавриат, заочная форма обучения). Местом работы социального педагога могут быть: социально-педагогические службы образовательных учреждений, социальные службы специализированных учреждений (семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с проблемами здоровья, центров занятости, бирж труда, исправительных учреждений), социальные службы предприятий, организаций, учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих и общественных организаций, различных фондов, благотворительных организаций, службы досуга и культурной анимации, валеологические и медицинские службы, дома и микрорайоны, частная практика.
- 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки: "Психология и педагогика инклюзивного образования" (прикладной бакалавриат, заочная форма обучения). Бакалавры психологии и педагогики инклюзивного образования могут работать в массовых общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждениях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль "Дошкольная дефектология" (прикладной бакалавриат, очная форма обучения, прикладной бакалавриат, заочная форма обучения). Бакалавры специального (дефектологического) образования обеспечивают воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных учреждениях.
Кадровый состав
Фадеева
Марина Владимировна
заведующий кафедрой
Боденова
Ольга Викторовна
Клыпа
Ольга Викторовна
профессор
Семенова
Наталья Александровна
Стельмах
Юлия Борисовна
Александрова
Илона Викторовна
доцент
Власова
Людмила Павловна
Макоедова
Галина Васильевна
доцент
Сидловская
Ольга Павловна
Шельшакова
Наталья Николаевна
доцент
Направления научной деятельности
- Обеспечение преемственности Профессионального стандарта педагога, ФГОС дошкольного и начального общего образования, ФГОС для детей с ограниченными возможностями, ФГОС ВО по направлениям "Педагогическое образование (профиль "Дошкольное образование"), "Специальное (дефектологическое) образование" (профиль "Дошкольная дефектология"), "Психолого-педагогическое образование" (профиль "Психология и социальная педагогика.
- Создание безбарьерной среды в условиях инклюзивного образования детей дошкольного возраста.
- Создание безбарьерной среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Публикации
Статьи (64)
- Александрова, И.В. Факторы воспитания самостоятельности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / И.В. Александрова // Научный электронный журнал «Инновации. Наука. Образование. - Тольятти, 2020. - №20. - С.639-645. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44144879. - ISSN ISSN 2687-1068. (РИНЦ)
- Боденова, О.В. Особенности социально-коммуникативного развития детей, воспитывающихся в разновозрастных группах дошкольных образовательных организаций [Электронный ресурс] / О.В. Боденова // Развитие образования. - Чебоксары, 2020. - С.1-9. - Режим доступа: https://phsreda.com/e-articles/210/Action210-96284.pdf. - ISSN 2619-1466.. (РИНЦ)
- Сидловская, О.П. Особенности адаптации к детскому саду детей раннего возраста [Текст] / О.П. Сидловская // Российская наука: тенденции и возможности. - Москва, 2020. - Вып.6. - С.12-14. (РИНЦ)
- Фадеева, М.В. Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.В. Фадеева // Научно-практический журнал «Заметки Ученого» . - г. Ростов-на-Дону , 2020. - №8. - С.306-309. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44251736. - ISSN 978_5_6043010_2_9 . (РИНЦ)
- Власова, Л.П. Музейное пространство как средство воспитания студентов педагогических вузов [Текст] / Л.П. Власова // Формирование социально-культурных компетенций обучающихся в образовательных учреждениях высшего образования: электронный сборник научный статей - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ / отв. ред. Н.А. Семенова. - Петрозаводск, 2020. - С.5-14. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44147390. (РИНЦ)
- Шельшакова, Н.Н. Сенсорный театр как средство коррекции коммуникативных трудностей у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Н. Шельшакова // Человеческий капитал. - Москва, 2020. - №12. - С.259-265. - Режим доступа: https://humancapital.su/publikacii/vypusk-12-144-2020/. (ВАК, РИНЦ)
- Макоедова Г.В. Формирование социально – бытовых компетенций у умственно отсталых школьников: методический аспект [Электронный ресурс] / Г.В. Макоедова, Е.М. Новосёлова // Электронный научный журнал "Личность и общество". - г. Новосибирск, 2020. - №11(22). - С.4-9. - Режим доступа: https://pedjournal.com/archive/22.
- Особенности адаптации иногородних студентов к условиям обучения в вузе [Текст] / // Развитие образования. - Чебоксары, 2020. - №4(10). - С.1-12. - Режим доступа: https://phsreda.com/e-articles/210/Action210-96296.pdf. - ISSN 2619-1466. (РИНЦ)
- Шельшакова, Н.Н. О ВАЖНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ОТРАБОТКИ ВЕРСИЙ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В МАЛЫХ ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ИХ СВОЕВРЕМЕННОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ [Текст] / Н.Н. Шельшакова // Юридическая наука. - Москва, 2020. - №11. - С.с.134-140.. - Режим доступа: http://jurnauka.ru/archive/?ELEMENT_ID=27523. (ВАК, РИНЦ)
- Шельшакова, Н.Н. PHENOMENOLOGY OF TERRORISM: "MASKS" AND СRIMES Электронный ресурс] / Н.Н. Шельшакова // PALARCH'S JOURNAL OF ARCHAEOLOGY OF EGYPT/ EGYPTOLOGY. - Нидерланды, 2020. - Вып.17. - С.7949-7954. - Режим доступа: https://archives.palarch.nl/index.php/jae/issue/view/106. (Scopus)
- Показать все публикации "Статья" (64)
Глава в коллективной монографии (3)
Сборник материалов конференции (1)
Доклад / статья в материалах (трудах) конференций, симпозиумов и т.п. (51)
Учебные пособия (16)
Монографии (2)
Профориентационная работа на кафедре
Преподаватели и студенты кафедры педагогики и психологии детства регулярно проводят профориентационные мероприятия со школьниками.
Целью такой работы является привлечение абитуриентов в вуз, оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, помощь в профессиональном самоопределении, развитие интересов и способностей школьников, повышение престижности педагогических профессий.
В рамках профориентационной деятельности кафедра активно сотрудничает с дошкольными учреждениями и общеобразовательными школами города Петрозаводска и районов Карелии.
Основными формами работы со школьниками являются профинформирование, групповые и индивидуальные беседы, организация тренингов, мастер-классов, кинолекториев, экскурсии в образовательные учреждения, беседы с практикующими специалистами, студентами и выпускниками кафедры.
Воспитательная работа
На кафедре педагогики и психологии детства в течение ряда лет действует Студенческий актив, в рамках его деятельности ежегодно организуются и проводятся такие мероприятия, как "Посвящение в студенты", "День учителя", "День ребенка", "Международный день студента", "Новый год", "Масленица", "8 Марта", "Последний звонок" и др.
Студенты активно участвуют в проведении благотворительных акций и волонтерской деятельности. Традициями кафедры стало проведение различных конкурсов, среди которых конкурс "Лучшая группа", конкурс социальных роликов, интеллектуальные игры, "Танцевальный марафон", "Театральная весна", "Звездный час".
Студенческое научное общество
Студенческое научное общество (СНО) кафедры педагогики и психологии детства является общественным объединением студентов кафедры, принимающих активное участие в научно-организационной и исследовательской работе. Деятельность СНО координируется Студенческим советом при ученом совете Института педагогики и психологии.
Основной целью СНО является содействие повышению качества подготовки квалифицированных кадров, сохранению научного потенциала и созданию условий для развития научного творчества обучающейся молодежи, интеграции ее в научно-образовательное пространство.
Задачами СНО являются:
- привлечение студенчества к научному творчеству, начиная с самых ранних этапов обучения в университете;
- формирование мотивации к исследовательской работе, содействие овладению студентами научным методом познания и углубленному, творческому освоению учебного материала;
- воспитание творческого отношения к своей будущей профессии через исследовательскую деятельность, повышение качества профессиональной подготовки молодых специалистов;
- развитие интереса к фундаментальным исследованиям в рамках основных направлений университета;
- вовлечение обучающейся молодежи в деятельность научных школ и научно-педагогических коллективов университета;
- научно-организационное сопровождение самостоятельного научного поиска студентов;
- участие в организации и проведении кафедральных, институтских и вузовских студенческих научных конкурсов;
- создание и реализация эффективной системы информирования студентов о событиях научной жизни как внутри университета, так и за его пределами (конкурсы научных проектов, конференции, стажировки, публикации по результатам исследований и т.д.).
Учебно-методические ресурсы
Электронные УМКД (сетевые образовательные модули)
Боденова О. В. Взаимодействие участников образовательного процесса
Боденова О. В. Психологическая коррекция школьной дезадаптации
- Все электронные УМКД (сетевые образовательные модули) (17)
Электронные издания: монографии
Голикова Н. В. Ценностные основания воспитания детей в крестьянской семье Олонецкой губернии второй половины ХIХ — начала ХХ века. Часть 2. Образ жизни крестьянской семьи
Голикова Н. В. Ценностные основания воспитания детей в крестьянской семье Олонецкой губернии второй половины ХIХ — начала ХХ века. Часть 1. Теоретико-методологические предпосылки
- Все электронные издания: монографии (5)
Электронные издания: учебные пособия
Александрова И. В. Современные тенденции социально-нравственного воспитания дошкольников
Боденова О. В. Развитие метакогнитивной компетентности обучающихся образовательных организаций
- Все электронные издания: учебные пособия (13)
Электронные издания: статьи
Александрова И. В. Актуальные проблемы внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Власова Л. П., Гольдфельд И. Л., Шельшакова Н. Н. Актуальные проблемы подготовки и переподготовки педагогов к условиям безбарьерной среды
- Все электронные издания: статьи (2)
Учебно-методические материалы
История
- Кафедра начинает свою историю в 1986 году. В этот год на педагогическом факультете было образовано дошкольное отделение, осуществлен первый прием студентов на очное и заочное отделения по специальности "Педагогика и психология дошкольная".
- В 1987 году отделение дошкольной педагогики и психологии преобразовано в самостоятельный факультет дошкольного воспитания, деканом факультета избрана Л.П. Власова.
- 1988 год - создана кафедра педагогики и психологии дошкольного воспитания, первой зав.кафедрой становится доцент, к.м.н. И.Л. Гольдфельд.
- В 1990 году осуществлен первый выпуск по специальности "Педагогика и психология дошкольная". В этом же году на основании решения Ученого совета института от 06.06.1990 г. приказом ректора института №163 от 12.10.1990 г. кафедра "Педагогика и психология дошкольного воспитания" разделена на две кафедры: кафедру "Педагогики и методики дошкольного воспитания", возглавила ее старший преподаватель А.С. Румянцева, и кафедру "Физического и психического здоровья ребенка", зав.кафедрой доцент И.Л. Гольдфельд. Была получена лицензия на право подготовки по специальности "Социальная педагогика", факультет переходит на пятилетний учебный план.
- С 1991 года кафедра дошкольной и социальной педагогики функционирует как самостоятельное подразделение вуза.
- В 1992 году по просьбам руководителей региональных органов образования и Национального комитета Республики Карелия открыта подготовка преподавателей карельского и вепсского языков в качестве второй специальности. А также получена лицензия по специальности "Специальная психология и коррекционная педагогика".
- С 1997 года на факультете начинается подготовка по дополнительной специальности "Специальная психология и коррекционная педагогика" (квалификация "Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с проблемами в развитии" в качестве второй специальности), а с 1998 года осуществляется прием на заочное отделение по специальности "Социальная педагогика", проводится совместная подготовка факультетом и педагогическим колледжем №2 студентов по системе "Контакт".
- В 2000 году осуществлен первый набор студентов по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология" со специализацией "Дошкольная логопедия".
- В 2004 году факультет дошкольного образования переименован в факультет дошкольной и социальной педагогики и психологии.
- С 2008 по 2011 гг. на факультете дошкольной и социальной педагогики и психологии осуществлялось дополнительное обучение студентов по подготовке переводчиков жестового языка в рамках финляндско-российского проекта "Подготовка переводчиков жестового языка в г. Петрозаводске".
- В 2010 году началось обучение бакалавров по направлению "Педагогика" с профилем "Детская практическая психология".
- 2011 год – на факультете началась подготовка бакалавров очного и заочного отделения по направлениям: "Педагогическое образование" с профилем "Дошкольное образование"; "Психолого-педагогическое образование" с профилем "Психология и социальная педагогика"; "Специальное дефектологическое образование" с профилем "Дошкольная дефектология".
- С 2012 года началась подготовка бакалавров очного отделения по направлению "Психолого-педагогическое образование" с профилем "Психология и педагогика инклюзивного образования".
- С 2013 года факультет дошкольной и социальной педагогики и психологии был преобразован в кафедру педагогики и психологии детства, зав.кафедрой к.п.н., доцент М.В. Фадеева.
- С 2016 года началась подготовка бакалавров заочного отделения по направлению "Психолого-педагогическое образование" с профилем "Психология и педагогика инклюзивного образования".
- 2018 год – создана опорная площадка "Университетский детский сад" Петрозаводского государственного университета на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа "Детский сад №88 "Цветочный город".
- 2019 год – началось сотрудничество между базовой кафедрой специального и инклюзивного образования и МБДОУ Петрозаводского городского округа "Детский сад комбинированного вида 117 "Рябинка".
- С 2019 года началась подготовка бакалавров очного и заочного отделения по направлению "Психолого-педагогическое образование" с профилем "Педагог психолог дошкольного образования".
- 2019 год – начали работу Центр инклюзивного образования, класс "Традиции и инновации дошкольного образования Республики Карелия", класс "Солнечный город – территория детства" Педагогического инновационного парка.