Институт педагогики и психологии
Кафедра теории и методики начального образования
Кафедра является выпускающей по следующим направлениям и профилям подготовки:
44.03.01 Педагогическое образование, профиль "Начальное образование" (очная и заочная формы обучения);
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): "Начальное образование и иностранный (английский) язык", "Начальное образование и родной язык (карельский)" (очная форма обучения);
44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа "Инновационная деятельность в образовании" (очная и заочная формы обучения). Руководитель программы - доктор педагогических наук, профессор кафедры Валентина Михайловна Туркина.
Кадровый состав
Смирнова
Светлана Иосифовна
заведующий кафедрой
Бычкова
Оксана Анатольевна
Дмитрук
Татьяна Ивановна
Казаковцева
Ольга Сергеевна
доцент
Комарова
Ирина Васильевна
Кузьменко
Мария Викторовна
доцент
Митрофанова
Татьяна Юрьевна
Рубахина
Светлана Григорьевна
доцент
Трофимова
Светлана Алексеевна
Хапонен
Даниил Сергеевич
Артёмов
Илья Сергеевич
Дементьева
Надежда Олеговна
доцент
Игнатенко
Анна Анатольевна
доцент
Казько
Елена Сергеевна
Кошкаров
Владимир Лаврентьевич
Медведева
Ольга Николаевна
Нилова
Ирина Александровна
доцент
Сафронова
Екатерина Александровна
Туркина
Валентина Михайловна
профессор
Учебная деятельность кафедры
Материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации
- Материалы к государственному экзамену (бакалавриат с двумя профилями подготовки)
- Материалы к государственному экзамену (бакалавриат)
- Рекомендации по подготовке к государственному экзамену
- Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра
Уважаемые студенты! Ознакомиться с временным регламентом, определяющим порядок проведения промежуточной аттестации у обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в Петрозаводском государственном университете в период действия ограничительных мер в связи с профилактикой распространения коронавирусной инфекции COVID-19, можно по следующей ССЫЛКЕ
Очная форма обучения
- Материалы учебной практики 2-4 семестр (направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль "Начальное образование")
- График ликвидации академических задолженностей на четный семестр 2020/2021 учебного года (очная форма обучения)
Заочная форма обучения
- Расписание учебных занятий 211-З группы
- Расписание экзаменационной сессии 211-3 группы
- Расписание учебных занятий 221-З группы
- Расписание экзаменационной сессии 221-3 группы
- Расписание учебных занятий 231-З группы
- Расписание экзаменационной сессии 231-3 группы
- Расписание учебных занятий 241-З группы
- Расписание экзаменационной сессии 241-3 группы
- Расписание учебных занятий 251-З группы
- Расписание экзаменационной сессии 251-З группы
Программа магистратуры, заочная форма обучения
- Расписание учебных занятий 2 семестра
- Расписание экзаменационной сессии 2 семестра
- Расписание учебных занятий 3 семестра
- Расписание экзаменационной сессии 3 семестра
Внимание! В расписании возможны изменения. Просьба уточнять информацию на стендах в учебно-лабораторном корпусе №11 (ул. Пушкинская, 17).
Направления научной деятельности
- Обеспечение преемственности Профессионального стандарта педагога, федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и дошкольного, начального и основного общего образования, ФГОС ВО по направлению "Педагогическое образование" (профиль "Начальное образование").
- Совершенствование качества профессиональной подготовки студентов к реализации ФГОС начального общего образования.
- Малочисленная школа Карелии: теория, методика и технологии совмещенного обучения в разновозрастном коллективе, не урочной организации обучения и др.
- Формирование метапредметных способностей и достижение метапредметных результатов обучающимися общеобразовательной школы.
Научные проекты
- Развитие и реализация социально-педагогического потенциала территориальных сообществ. Научн. рук. - Гурьянова М.П., д.п.н., проф. Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (Москва).
Цель исследования: обоснование теоретической модели развития и реализации социально-педагогического потенциала городских и сельских территориальных сообществ. В проекте участвуют преподаватели кафедры: Бычкова О.А., Ефлова З.Б., Казько Е.С., Конкина Т.Ю., Кошкаров В.Л., Смирнова С.И., Столяров Г.Г.
- Традиционные и инновационные форматы организации обучения в современной малокомплектной школе (на примере образовательных организаций Республики Карелия). Грант РФФИ № 17-16-10001/17-ОГОН. Научн. рук. - Ефлова З.Б., к.п.н., зав. лабораторией теории и практики развития сельской школы, доцент кафедры теории и методики начального образования Института педагогики и психологии.
Цель исследования: выявление, обобщение, систематизация, дополнение и популяризация имеющихся научно-методических наработок отечественной науки и практики, а также учёных-исследователей, участвующих в данном проекте, в проблематике организации обучения детей и подростков в условиях малочисленной малокомплектной образовательной организации (школы). В проекте участвуют преподаватели кафедры: Бычкова О.А., Ефлова З.Б., Казько Е.С., Конкина Т.Ю., Кошкаров В.Л., Смирнова С.И., Столяров Г.Г.
- Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Министерство образования Республики Карелия, Карельский институт развития образования.
Прикладное исследование: Решение задачи повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов, по мероприятию программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на 2014–2020 годы. В проекте участвуют преподаватели кафедры: Ефлова З.Б., Казько Е.С., Смирнова С.И., Столяров Г.Г.
- Подпроект «Университетская школа будущего 5.0» проекта «Педагогический иннопарк» Программы развития опорного университета "Петрозаводский государственный университет".
Цель исследования: теоретическое обоснование модели инновационного структурного подразделения опорного вуза «Университетская школа 5.0». Научн. рук. - Бурдюгова Н.А., к.п.н., директор Института педагогики и психологии ПетрГУ. В проекте участвуют преподаватели кафедры: Ефлова З.Б., Корожнева Л.А., Смирнова С.И., Туркина В.М.
Публикации
Статьи (96)
- Комарова, И.В. Роль карело-финского эпоса «Калевала» и возможности синтеза искусств в этнокультурном воспитании младших школьников [Текст] / И.В. Комарова // Этническая культура. - Чебоксары, 2023. - Т.5, №.1. - С.80-94. - Режим доступа: https://phsreda.com/article/105775/discussion_platform. - ISSN 2713-1688.. (ВАК, РИНЦ)
- Кузьменко, М.В. Подготовка будущих педагогов к реализации дистанционного обучения школьников / М.В. Кузьменко // Открытое образование / 2023. - Т.27, №.1. - С.17-24. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50355261. (ВАК, РИНЦ)
- Дементьева Н.О. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ [Электронный ресурс] / Н.О. Дементьева, Ю.С. Прошутинский // ИЗВЕСТИЯ БАЛТИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. - Калининградский государственный технический университет (Калининград), 2023. - С.96-102. (РИНЦ, ВАК)
- Комарова, И.В. Формирование культуры умственного труда у младших школьников как проблема педагогической практики [Текст] / И.В. Комарова // Герценовские чтения. Начальное образование. - Санкт-Петербург, 2023. - Т.14, №.1. - С.21-25. - ISSN 2078-0192. (РИНЦ)
- Казаковцева, О.С. Образ петра i в панегирических текстах xviii века [Электронный ресурс] / О.С. Казаковцева // Наукосфера. - Смоленск, 2022. - №11. - С.320-325. - Режим доступа: https://disk.yandex.ru/d/J1_0GtUPp1qPgw. (РИНЦ)
- Казько Е.С. Возможности современных умк для начальной школы при организации образовательного процесса по технологии коллективного способа обучения (на уроках математики) [Электронный ресурс] / Е.С. Казько, Л.В. Голобокова // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ. - г. Петрозаводск, 2022. - С.63-70. (РИНЦ)
- Смирнова С.И. Профориентационные экскурсы в процессе решения сюжетных задач в начальной школе [Электронный ресурс] / С.И. Смирнова, А.М. Асеева // Актуальные проблемы педагогики и психологии. - Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2022. - С.103-111. (РИНЦ)
- Бычкова, О.А. Нестандартные формы урока технологии в начальных классах. [Электронный ресурс] / О.А. Бычкова // Актуальные проблемы педагогики и психологии : электронный сборник статей. - Петрозаводск, 2022. - С.31-40. (РИНЦ)
- Бычкова, О.А. К вопросу обучения неуспевающих младших школьников. [Электронный ресурс] / О.А. Бычкова // Актуальные проблемы педагогики и психологии : электронный сборник статей. - Петрозаводск, 2022. - С.24-31. (РИНЦ)
- Бычкова, О.А. К вопросу знакомства младших школьников с предметами карельской бытовой культуры во внеурочной деятельности по технологии. [Электронный ресурс] / О.А. Бычкова // Актуальные проблемы педагогики и психологии : электронный сборник статей. - Петрозаводск, 2022. - С.19-24. (РИНЦ)
- Показать все публикации "Статья" (96)
Глава в коллективной монографии (9)
Доклад / статья в материалах (трудах) конференций, симпозиумов и т.п. (79)
Тезисы докладов/сообщений конференций (3)
Тезисы докладов, опубликованные в научных журналах (1)
Учебные пособия (13)
Монографии (3)
Учебно-методические пособия (2)
Рабочие тетради (1)
Партнеры
Базовые кафедры
- МКОУ "Пряжинская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Марии Мелентьевой". Рук. базовой кафедры И.Н. Велеславова, учитель русского языка и литературы, руководитель инновационной деятельностью СОШ.
- Национальная библиотека Республики Карелия. Базовая кафедра "Детское чтение". Рук. Т.И. Дмитрук, канд. филол. наук, доцент
- МОУ СОШ № 1 г. Сортавала. Рук. базовой кафедры Т.В. Емельянова, директор СОШ
Учебно-методические ресурсы
- Гусарова А.Д., Гусарова Н.Д. Конфликт - Герой - Завязка сюжета: изучение композиции художественных произведений в вузе и в школе. Издательство ПетрГУ, 2019.
- Бычкова О.А. Элементы графической грамоты в технологической подготовке бакалавров педагогического образования. Издательство ПетрГУ, 2019.
- Комарова И.В. Теория и методика организации внеурочной деятельности обучающихся [Электронный ресурс]. Издательство ПетрГУ, 2018.
- Ефлова З.Б., Сергина Е.А., Столяров Г.Г. Современная малокомплектная школа России и Карелии: научно-методическое пособие. Издательство ПетрГУ, 2018.
- Смирнова С.И. Обучение школьников доказательству: учебное пособие. Издательство ПетрГУ, 2016.
Электронные УМКД (сетевые образовательные модули)
Комарова И. В. Социальная педагогика (Комарова И.В.)
Комарова И. В. Основы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
- Все электронные УМКД (сетевые образовательные модули) (9)
Электронные издания: монографии
Батыгина Т. И., Бурдюгова Н. А., Ефлова З. Б., Кирт Н. Л., Корожнева Л. А., Смирнова С. И., Туркина В. М., Филимонова Е. В., Янюшкина Г. М. Инновационный образовательный комплекс «Университетская школа будущего 5.0» Петрозаводского государственного университета: концепция и модель
Гусарова А. Д. Миры русской фэнтези в реальности девяностых
- Все электронные издания: монографии (6)
Электронные издания: учебные пособия
Бычкова О. А. Графическая деятельность в обучении младших школьников. Часть 2. Методические аспекты
Бычкова О. А. Графическая деятельность в обучении младших школьников. Часть I. Теоретические основы
- Все электронные издания: учебные пособия (9)
Электронные издания: веб-квесты, кейс-задания/ совместные проекты для групповой работы
Асеева А., Игнатьева В. Олонецкая топь
Бадия А. Г., Дорофеева А. Д. Загадочное путешествие из Англии в Олонецкую губернию
- Все электронные издания: веб-квесты, кейс-задания/ совместные проекты для групповой работы (27)
Электронные издания: статьи
Балдесова Н. Б. Проектная деятельность как условие становления профессиональной компетентности студентов медицинского института в процессе обучения дисциплине «Психология и педагогика»
Корожнева Л. А. Образовательные технологии в педагогическом образовании
- Все электронные издания: статьи (2)
Учебно-методические материалы
Республиканский фестиваль исследовательских и творческих работ младших школьников "Мои первые открытия"
Открытый межрегиональный конкурс творческих работ "Шаг в профессию"
Конкурс творческих работ "Шаг в профессию" проводится Институтом педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета с целью выявления обучающихся, проявляющих интерес и склонность к педагогической деятельности.
На конкурс принимаются работы в жанре сочинения/эссе, раскрывающие актуальные проблемы, связанные с педагогическим образованием и педагогической деятельностью. Оценивание работ проводится на основе критериев, указанных в Положении о конкурсе.
К участию приглашаются обучающиеся 11-х классов общеобразовательных учреждений и выпускники учреждений среднего профессионального образования с индивидуальными авторскими работами.
Конкурс проводится в заочной форме.
В 2021 году предлагаются следующие темы сочинения/эссе:
- Портрет учителя будущего.
- Чему учить будущих педагогов?
- Мой первый учитель.
Сроки проведения
- 19 апреля 2021 г. − опубликование тем для творческих работ
- 26 апреля - 12 мая 2021 г. − прием творческих работ на конкурс
- 1–21 мая 2021 г. − экспертная оценка конкурсных работ
- 24–31 мая 2021 г. − подведение итогов, объявление результатов и награждение победителей и призеров конкурса.
Конкурсные работы следует выслать до 30 апреля включительно на адрес komkonf1@yandex.ru
Организационный комитет конкурса
- Ермоленко Римма Евгеньевна, к.п.н., директор Института педагогики и психологии, председатель оргкомитета
- Дмитрук Татьяна Ивановна, к.филол.н., доцент, сопредседатель оргкомитета
- Смирнова Светлана Иосифовна, к.п.н., доцент, сопредседатель оргкомитета
Члены оргкомитета
- Гусарова Анна Дмитриевна, к.филол.н.
- Кошкаров Владимир Лаврентьевич, к.филол.н., доцент
- Мачульская Светлана Анатольевна, к.филол.н., доцент
- Столяров Геннадий Геннадьевич, к.п.н., доцент
- Комарова Юлия Васильевна, специалист УМЦ
Контакты
- Дмитрук Татьяна Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, tatyana.dmitruk.64@mail.ru
- Смирнова Светлана Иосифовна, кандидат педагогических наук, доцент, smirnovasi@petrsu.ru, 8 (8142) 76-70-62, +7(911)405-72-38
- Комарова Юлия Васильевна, специалист УМЦ Института педагогики и психологии, komkonf1@yandex.ru, 8 (8142) 76-70-62
Материалы публичных лекций
Публичные лекции Натальи Евгеньевны Самсоновой (доцента кафедры теории и методики начального образования в 1991-2019 гг.)
История
Кафедра теории и методики начального образования образована в 2013 году на основе объединения трех кафедр факультета начального образования КГПА: кафедры педагогики и психологии начального обучения, кафедры естественно-математических дисциплин и методик их преподавания в начальных классах и кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах.
Кафедра ТиМНО продолжает традиции факультета начального образования (ранее − педагогического факультета) Карельской государственной педагогической академии.
Подготовка учителей для начальных классов в системе высшего образования Республики Карелия началась на отделении педагогики и методики начального обучения, открытом в 1959 году при естественно-географическом факультете. В 1961 году отделение было преобразовано в педагогический факультет, который был переименован в факультет начального образования в 1998 году.