Институт педагогики и психологии
Кафедра теории и методики начального образования
Кафедра теории и методики начального образования образована в 2013 году на основе объединения трех кафедр факультета начального образования КГПА: кафедры педагогики и психологии начального обучения, кафедры естественно-математических дисциплин и методик их преподавания в начальных классах и кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах.
Кафедра является выпускающей по следующим профилям и направлениям подготовки:
- Педагогическое образование, профиль "Начальное образование" (прикладной бакалавриат, очная форма обучения; академический бакалавриат, заочная форма обучения);
- Педагогическое образование, 2 профиля подготовки: "Начальное образование и иностранный (английский) язык", "Начальное образование и информатика", "Начальное образование и родной язык (карельский)" (академический бакалавриат, очная форма обучения).
В 2018 году кафедра начинает подготовку магистров по программе "Инновационная деятельность в образовании" (руководитель программы доктор педагогических наук, профессор кафедры Валентина Михайловна Туркина).
Кадровый состав
Смирнова
Светлана Иосифовна
заведующий кафедрой
Бычкова
Оксана Анатольевна
Дмитрук
Татьяна Ивановна
Комарова
Ирина Васильевна
Корожнева
Людмила Александровна
Марченко
Татьяна Сергеевна
Столяров
Геннадий Геннадьевич
Амбражевич
Ярослав Евгеньевич
Гусарова
Анна Дмитриевна
доцент
Казько
Елена Сергеевна
Конкина
Татьяна Юрьевна
Кошкаров
Владимир Лаврентьевич
Самсонова
Наталья Евгеньевна
Туркина
Валентина Михайловна
профессор
Направления научной деятельности
- Обеспечение преемственности Профессионального стандарта педагога, федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и дошкольного, начального и основного общего образования, ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»).
- Совершенствование качества профессиональной подготовки студентов к реализации ФГОС начального общего образования.
- Малочисленная школа Карелии: теория, методика и технологии совмещенного обучения в разновозрастном коллективе, не урочной организации обучения и др.
- Формирование метапредметных способностей и достижение метапредметных результатов обучающимися общеобразовательной школы.
Научные проекты
- Развитие и реализация социально-педагогического потенциала территориальных сообществ. Научн. рук. - Гурьянова М.П., д.п.н., проф. Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (Москва).
Цель исследования: обоснование теоретической модели развития и реализации социально-педагогического потенциала городских и сельских территориальных сообществ. В проекте участвуют преподаватели кафедры: Бычкова О.А., Ефлова З.Б., Казько Е.С., Конкина Т.Ю., Кошкаров В.Л., Смирнова С.И., Столяров Г.Г.
- Традиционные и инновационные форматы организации обучения в современной малокомплектной школе (на примере образовательных организаций Республики Карелия). Грант РФФИ № 17-16-10001/17-ОГОН. Научн. рук. - Ефлова З.Б., к.п.н., зав. лабораторией теории и практики развития сельской школы, доцент кафедры теории и методики начального образования Института педагогики и психологии.
Цель исследования: выявление, обобщение, систематизация, дополнение и популяризация имеющихся научно-методических наработок отечественной науки и практики, а также учёных-исследователей, участвующих в данном проекте, в проблематике организации обучения детей и подростков в условиях малочисленной малокомплектной образовательной организации (школы). В проекте участвуют преподаватели кафедры: Бычкова О.А., Ефлова З.Б., Казько Е.С., Конкина Т.Ю., Кошкаров В.Л., Смирнова С.И., Столяров Г.Г.
- Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Министерство образования Республики Карелия, Карельский институт развития образования.
Прикладное исследование: Решение задачи повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов, по мероприятию программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на 2014–2020 годы. В проекте участвуют преподаватели кафедры: Ефлова З.Б., Казько Е.С., Смирнова С.И., Столяров Г.Г.
- Подпроект «Университетская школа будущего 5.0» проекта «Педагогический иннопарк» Программы развития опорного университета "Петрозаводский государственный университет".
Цель исследования: теоретическое обоснование модели инновационного структурного подразделения опорного вуза «Университетская школа 5.0». Научн. рук. - Бурдюгова Н.А., к.п.н., директор Института педагогики и психологии ПетрГУ. В проекте участвуют преподаватели кафедры: Ефлова З.Б., Корожнева Л.А., Смирнова С.И., Туркина В.М.
Публикации
Статьи (26)
- Бычкова, О.А. "Моделирование образовательного процесса в малокомплектной школе в процессе обучения будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Начальное образование»" [Электронный ресурс] / О.А. Бычкова // Образовательная организация и сообщества территории: теория и практика успешного опыта . - Петрозаводск , 2017. (РИНЦ)
- Конкина, Т.Ю. Конкина Т.Ю. Региональная составляющая в обучении преподаванию изобразительного искусства в сельских образовательных учреждениях [Текст] / Т.Ю. Конкина // Образовательная организация и сообщества территории: теория и практика успешного опыта. - Петрозаводск, 2017. - С.37-39.
- Ефлова З.Б., Смирнова С.И. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ КАРЕЛЬСКОГО ЯЗЫКА В УНИВЕРСИТЕТЕ // Электронный научный журнал «Непрерывное образование XXI век» 2017, №3 (19). УДК 378 371.13 (45) 811.511.112 Статья поступила: 02.09.2017; Принята к публикации: 06.09.2017; Размещена в сети: 22.09.2017. Эл. адрес размещения: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3564 DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3564 (РИНЦ)
- Казько, Е.С. Работа с математическими правилами в начальной школе [Текст] / Е.С. Казько // Герценовские чтения. Начальное образование. - Санкт - Петербург, 2017. - Т.8, вып.1. - С.106-112. (РИНЦ)
- Витухновская А.А. Теоретические и методические аспекты анализа педагогических программных средств (на примере программы "Математика и конструирование" [Текст] / А.А. Витухновская, Т.С. Марченко // Герценовские чтения, начальное образование / ооо "ВВМ". - Санкт-Петербург, 2017. - Т.8, вып.1. - С.249-257. - ISSN 2078-0192. (РИНЦ)
- Корожнева, Л.А. Мотивация будущих педагогов к осуществлению профессиональной деятельности. [Текст] / Л.А. Корожнева // Герценовские чтения. Начальное образование.. - Санкт-Петербург, 2017. - Т.8, №.1. - С.184-190. (РИНЦ)
- Бычкова, О. А. Формирование графической компетентности будущих бакалавров педагогического образования: преемственность графической подготовки уровней общего и профессионального образования /О. А. Бычкова // Школа и производство. – 2016. – № 3. – С. 52–58. (ВАК, РИНЦ)
- Корожнева Л.А. Изучение отношения младших школьников к учебным предметам // Герценовские чтения. Начальное образование. Том 7. Вып. 1. Начальное образование: направления развития. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2016.- С.57-63. (РИНЦ, ВАК)
- Корожнева Л.А. Научно-педагогическая деятельность Галины Дмитриевны Кирилловой: из XX века - в XXI век // Непрерывное образование.- 2016.- Вып. 2.- № 16.- С.4-8. (РИНЦ)
- Корожнева Л.А. Проблемное обучение при изучении естествознания // Natural Science Education. Естественнонаучное образование. - 2016.- Вып.13.- № 1.- С. 7-15.
- Показать все публикации "Статья" (26)
Глава в коллективной монографии (2)
Доклад / статья в материалах (трудах) конференций, симпозиумов и т.п. (15)
Учебные пособия (9)
Монографии (1)
Учебно-методические ресурсы
Электронные УМКД (сетевые образовательные модули)
Корожнева Л. А. Коррекционная педагогика
Корожнева Л. А. Педагогические технологии
- Все электронные УМКД (сетевые образовательные модули) (2)
Электронные издания: монографии
Смирнова С. И., Бычкова О. А., Ефлова З. Б., Казько Е. С., Линник Н. В., Фадеева М. В. Преемственность уровней образования в условиях внедрения федеральных государственных стандартов дошкольного, общего и высшего образования. Часть 1
- Все электронные издания: монографии (1)
Электронные издания: учебные пособия
Корожнева Л. А. Технологии обучения в начальной школе
Корожнева Л. А. Проблемы и перспективы непрерывного педагогического образования
- Все электронные издания: учебные пособия (3)
Электронные издания: кейс-задания/ совместные проекты для групповой работы
Зуева Н. А. Путь и шествие в страну Лоухи
Комарова И. В. Фотография: билет в прошлое или настоящее?
- Все электронные издания: кейс-задания/ совместные проекты для групповой работы (3)
Электронные издания: статьи
Корожнева Л. А. Образовательные технологии в педагогическом образовании
- Все электронные издания: статьи (1)
Учебно-методические материалы
Учебная деятельность кафедры
Программа ИГА выпускников по направлению подготовки «Педагогическое образование»
Очная форма обучения
Расписание зимней экзаменационной сессии
Заочная форма обучения
Расписание консультаций и предзащит
Внимание! В расписании возможны изменения. Просьба уточнять информацию на стендах в учебном корпусе №11 (ул. Пушкинская, 11).
VIII республиканский фестиваль исследовательских и творческих работ младших школьников "Мои первые открытия"
VIII республиканский Фестиваль исследовательских и творческих работ младших школьников "Мои первые открытия" 2018 завершил свою работу.
В этом году на муниципальном уровне были отобраны 77 работ из 10 районов Республики Карелия. Наиболее активными оказались обучающиеся Костомукшского городского округа (18 работ), Медвежьегорского (14 работ) и Кондопожского (11 работ) муниципальных районов. Экспертный отбор, который традиционно осуществляют ведущие преподаватели различных кафедр ПетрГУ, выдержали 45 работ, авторами которых являются 48 обучающихся 3 и 4 классов общеобразовательных организаций. Также участниками Фестиваля стали победители очного этапа фестиваля учебно-исследовательских работ младших школьников г. Петрозаводск – всего 8 человек.
Авторы 50 исследовательских работ представляли свои результаты в 5 секциях Фестиваля. Членам жюри – преподавателям и студентам 243 группы кафедры теории и методики начального образования — было совсем непросто определить победителей. Юные ученые проводили опыты прямо в аудиториях, демонстрировали свои познания в совершено различных областях. Вот темы нескольких исследований:
- "Выращивание лотоса из семян искусственным путем в домашних условиях";
- "Изготовление элемента питания в домашних условиях";
- "Молодежный жаргон в речи современных школьников";
- "Мультфильм своими руками";
- "Выращивание арбузов в Карелии";
- "Буктрейлер: книга в кадре";
- "Бывают ли ткани умные?"
- "Курс на Луну!"
Лауреатами фестиваля стали авторы 16 работ. Список лауреатов доступен по ссылке
Муниципальный район / городской округ РК |
Число работ |
||
отобраны |
прошли экспертизу |
стали |
|
Беломорский МР |
4 |
2 |
– |
Кемский МР |
5 |
3 |
1 |
Кондопожский МР |
11 |
10 |
3 |
Костомукшский ГО |
18 |
8 |
– |
Лахденпохский МР |
4 |
1 |
1 |
Лоухский МР |
5 |
2 |
– |
Медвежьегорский МР |
14 |
8 |
2 |
Олонецкий НМР |
9 |
7 |
2 |
Питкярантский МР |
4 |
4 |
3 |
Пряжинский НМР |
3 |
0 |
– |
Петрозаводский ГО |
8 |
|
4 |
ВСЕГО |
85 |
45 |
16 |
Информационное письмо фестиваля "Мои первые открытия" – 2018
Положение о республиканском фестивале "Мои первые открытия"
Список участников итоговой конференции фестиваля "Мои первые открытия "
Материалы публичных лекций
Публичные лекции доцента кафедры теории и методики начального образования Натальи Евгеньевны Самсоновой