Институт педагогики и психологии
Кафедра психологии
В настоящее время на кафедре работают 15 штатных преподавателей, в образовательном процессе участвуют также внешние и внутренние совместители – ведущие практикующие специалисты Республики Карелия.
Преподаватели кафедры имеют опыт практической деятельности в области индивидуального и организационного консультирования, тренинговой работы, активно участвуют в различных исследовательских проектах регионального и международного уровней.
Кадровый состав
Батыгина
Татьяна Ивановна
Дементьева
Надежда Олеговна
доцент
Кирт
Наталья Леонидовна
Колесникова
Ольга Владимировна
Оксина
Ирина Юрьевна
Румянцева
Анита Владиславовна
Теплова
Лидия Ивановна
Юдина
Ольга Юрьевна
Бурачевская
Елена Олеговна
Карпова
Светлана Владимировна
Колесников
Вадим Николаевич
Мельник
Юрий Иванович
Прошутинский
Юрий Станиславович
Скороходова
Нина Юрьевна
Юдин
Николай Владиславович
Направления научной деятельности
- Психологическое здоровье и психологическое благополучие личности.
- Межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса.
- Технологические зависимости обучающихся: диагностика, профилактика и коррекция.
- Интернет и информационные технологии как ресурс и как угроза психического развития в подростковом и старшем школьном возрасте.
- Психологическая служба образовательной организации.
Публикации
Статьи (41)
- Румянцева, А.В. Опыт дистанционного обучения глазами подростков [Электронный ресурс] / А.В. Румянцева // Непрерывное образование: XXI век. - Петрозаводск, 2020. - Вып.4, №32. - С.1-12. - Режим доступа: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=6349. (ERIH PLUS, РИНЦ, ВАК)
- Колесников, В.Н., Локус контроля как фактор нарушений правил техники безопасности на производстве [Электронный ресурс] / В.Н. Колесников, С.А.Иванов // Инновации. Наука. Образование. - Москва, 2020. - №23. - С.159-169. - Режим доступа: https://innovjourn.ru/nomera/ . - ISSN 2687-1068. (РИНЦ)
- Татарина Т.М. Развитие критического мышления в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности на примере курса “Медиаграмотность” [Электронный ресурс] / Т.М. Татарина, Н.В. Юдин, Л.Н. Юсупова // ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. - Воронеж, 2020. - Вып.48, №6. - С.120-133. - Режим доступа: https://pnojournal.wordpress.com/archive20/20-06/ . (ВАК, Scopus, РИНЦ)
- Теплова, Л.И. Психологические характеристики подростков, подвергающихся буллингу в школе [Текст] / Л.И. Теплова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого- педагогические науки (теория и методика профессионального образования). - Калиниград, 2020. - №4 (54). - С.196-203. - Режим доступа: Сайт журнала: http://bgarf.ru/akademia/#izvestija . - ISSN 2071-533. (ВАК, РИНЦ)
- К проблеме изучения удовлетворенности потребностей девиантных подростков и их активности в интернете [Текст] / // Известия БГАРФ. - Калининград, 2020. - №4. - С.188-192. - Режим доступа: http//yadi.sk/d/ubB4oJaVrDXWQg?w=1. (ВАК, РИНЦ)
- Нилова М.В., Колесников, В.Н. Влияние гелеофизических и метеорологических факторов на психические состояния людей с разными свойствами нервной системы [Электронный ресурс] / Нилова М.В., В.Н. Колесников // Научный аспект. - Самара, 2020. - №4. - С.134-145. - Режим доступа: https://na-journal.ru/4-2020-psihologiya/2762-vliyanie-geleofizicheskih. - ISSN 2226-5694. (РИНЦ)
- Румянцева, А.В. К проблеме рисков Интернет-коммуникации для подростков [Текст] / А.В. Румянцева // Известия БГАРФ. - Калининград, 2020. - №3. - С.164-169. (ВАК, РИНЦ)
- Мельник, Ю.И. Представления об организационной культуре сотрудников торгового предприятия: интеграция, дифференциация или фрагментация? [Текст] / Ю.И. Мельник // Организационная психология. - Москва, 2020. - Т.10, №.1. - С.89-105. - Режим доступа: https://orgpsyjournal.hse.ru/2020-10-1/352986526.html. - ISSN 2312-5942. (ВАК, РИНЦ, Web of Science, Scopus)
- Оксина, И.Ю. Психологическая практика студентов [Электронный ресурс] / И.Ю. Оксина // Педагогические мастерские . - Киров, 2020. - Вып.10. - С.72-76. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42726515. (РИНЦ)
- Н.Ю.Скороходова, О.А.Павлыш. Сравнительный анализ профессионального самоопределения учащихся 9-х классов в 2019 и в 1969 гг. // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2020. № 9 (сентябрь). ART 2875 . URL: http://emissia.org/offline/2020/2875 . (ВАК, РИНЦ)
- Показать все публикации "Статья" (41)
Глава в коллективной монографии (1)
Доклад / статья в материалах (трудах) конференций, симпозиумов и т.п. (14)
Тезисы докладов/сообщений конференций (2)
Учебные пособия (6)
Монографии (4)
Курсовые, дипломные и квалификационные работы
В соответствие с учебным планом студенты выполняют три курсовые работы и выпускную квалификационную работу (ВКР). Каждая работа – это психологическое исследование, включающее в себя анализ психологической проблемы на основе изучения фундаментальных научных трудов и научных публикаций в психологических журналах, выдвижение гипотез и организацию их эмпирической проверки.
Квалификационные работы выполняются под руководством научного руководителя, назначаемого кафедрой, который помогает определиться с выбором темы, методов и методик для сбора эмпирических данных, дает рекомендации по использованию методов статистической обработки и интерпретации данных.
Выполняя первую курсовую работу, студенты осваивают базовые знания и умения, необходимые для организации и проведения научного психологического исследования. Студенты учатся анализировать проблему исследования, работать с текстами научных публикаций, использовать методы статистической обработки данных, обобщать изученный материал и формулировать выводы.
Тематика курсовых работ на старших курсах определяется научными интересами самого студента и направлениями научной деятельности кафедры. Результаты исследований студентов представляются на научных студенческих конференциях, публикуются в сборниках научных работ, используются в практической деятельности психологических служб организаций, учреждений и предприятий Республики Карелия.
На последнем курсе выполняется выпускная квалификационная работа. ВКР представляет собой описание результатов самостоятельного теоретического и эмпирического изучения психологических феноменов. Тема ВКР также может быть связана с решением прикладных задач психологического характера.
Учебная и производственная практика
За время обучения студенты проходят несколько практик. Полученные на практиках навыки и умения дополняют теоретические знания и обеспечивают формирование профессиональных компетенций будущего специалиста. На свою первую практику студенты-психологи выходят уже на 1 курсе. Форма и место прохождения практики зависит от направления подготовки.
Студенты, обучающиеся по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" (профиль "Психология образования") проходят учебную, педагогическую и производственную практики в образовательных организациях (детских садах, школах, колледжах и вузах), ведущих психологических центрах Петрозаводска и Карелии под руководством опытных психологов-практиков и преподавателей кафедры.
Студенты получают навыки проведения психологических исследований и выступления на научных конференциях, навыки проведения психолого-педагогической диагностики, базовые навыки психологического консультирования, приобретают опыт проведения психологических тренингов и коррекционно-развивающих занятий для детей разных возрастных групп, осваивают технологии ведения работы по психологическому просвещению и профилактике психических нарушений.
Студенты, обучающиеся по направлению подготовки "Психология" проходят учебные и производственные практики в образовательных организациях, медицинских учреждениях и учреждениях социальной защиты, психологических центрах и службах г. Петрозаводска и Карелии.
Будущие психологи осваивают методы и методики психологического обследования: учатся наблюдать, вести беседу, проводить психодиагностические тесты. Особое внимание уделяется освоению технологий оказания психологической помощи: под руководством кураторов практик студенты проводят психологические тренинги и индивидуальные консультации, приобретают умения, необходимые для профессионального консультирования (помощь в выборе профессии) и работы с персоналом.
Студенты, обучающиеся по специальности "Психология служебной деятельности" за 5 лет обучения проходят учебные и производственные практики в кадровых служба организаций и предприятий г. Петрозаводска и Карелии, психологических службах Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Управления федеральной службы по исполнению наказаний (УФСИН) Карелии, Министерства обороны, медицинских учреждениях Министерства здравоохранения, Центрах по работе с детьми и подростками.
Студенты учатся проводить психологические исследования, приобретают умения, необходимые для проведения психологической диагностики, психологического консультирования, психологической коррекции и реабилитации, базовые умения для ведения психологических тренингов и оказания психологической помощи.
Студенты магистратуры (направление подготовки "Психолого-педагогическое образование") за время учебы проходят научно-педагогическую и научно-исследовательскую практики в образовательных организациях, центрах психологической помощи г. Петрозаводска и Карелии, на кафедре психологии ПетрГУ, приобретая навыки и умения, необходимые для проведения психологических исследований, психологической диагностики и консультирования, базовые навыки ведения психологических тренингов и организационного консультирования. В течение всего времени обучения будущие магистры работают над магистерской диссертацией, изучая теоретические труды психологов, публикации в научных психологических журналах и собирая данные для собственного эмпирического исследования.
Партнеры
- Психологический институт Российской академии наук, г. Москва
- ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава России", г. Москва
- НП "Гильдия психологов, психотерапевтов и тренеров", г. Санкт-Петербург
- Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии, г. Санкт-Петербург
- МОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения", г. Петрозаводск
- ГАУ ДПО РК "Карельский институт развития образования"
- Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Карелия ля детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования"
- Психологическая служба МОУ Петрозаводского городского округа "Лицей №1"
- Отдел морально-психологического обеспечения Управления по работе с личным составом МВД по Республике Карелия
- Отдел специального назначения Управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Республике Карелия
- Отдел кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления МЧС России по Республике Карелия
- Карельская республиканская библиотека для слепых
- ГКУЗ РК "Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы"
- Отделение острого нарушения мозгового кровообращения Республиканской больницы им. В.А.Баранова
- Национальная библиотека Республика Карелия
- Детско-юношеский центр, г. Петрозаводск
Учебно-методические ресурсы
Электронные УМКД (сетевые образовательные модули)
Карпова С. В. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
Кирт Н. Л. Педагогическая психология
- Все электронные УМКД (сетевые образовательные модули) (8)
Электронные издания: монографии
Электронные издания: учебные пособия
Батыгина Т. И. Психология детей с нарушением интеллекта
Батыгина Т. И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика
- Все электронные издания: учебные пособия (14)
Электронные издания: статьи
Электронные издания: справочные материалы
Бурачевская Е. О., Скороходова Н. Ю. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
- Все электронные издания: справочные материалы (1)
Учебно-методические материалы
Колесников В. Н., Бурачевская Е. О. Выпускная квалификационная работа по кафедре психологии. Часть 2. Магистерская диссертация
Колесников В. Н., Бурачевская Е. О. Положение о выпускных квалификационных работах по психологии. Часть 1. Выпускные квалификационные работы по программам подготовки бакалавров, специалистов
- Все учебно-методические материалы (3)
История
Подготовка психологов в КГПА началась в 1993 году сначала на кафедре психологии, а с 1997 года на факультете психологии, который получил статус самостоятельного структурного подразделения вуза. Первый выпуск специалистов с квалификацией «Практический психолог системы народного образования, преподаватель психологии» состоялся в 1998 году. В течение почти 20 лет факультет вел успешную подготовку специалистов в области психологии. Межфакультетская кафедра педагогической психологии осуществляла психологическую подготовку будущих учителей.
Факультет психологии постоянно развивался: происходили структурные изменения – появлялись новые кафедры; лицензировались новые программы.
2006 год – открыта аспирантура по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология
2009 год – начата подготовка бакалавров по профессионально-образовательной программе 030300.62 – Психология
2011 год – начата подготовка бакалавров по профессионально-образовательной программе 050400.62 – Психолого-педагогическое направление, профиль «Психология образования»
2012 год – лицензирована программа подготовки специалистов 030301.65 – Психология служебной деятельности со специализацией «Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов» и программы подготовки магистров 050400.68 – Психолого-педагогическое образование.
Факультет психологии участвовал в крупных проектах Республики Карелия в области образования и социальной защиты. В течение 10 лет преподаватели обеспечивали научное сопровождение международных программ «Невероятные годы» и «АРТ» (в рамках программы «Дети и молодежь группы риска в Баренц-регионе»), получивших высокую оценку внешних экспертов и руководства Республики Карелия.
За прошедшее время подготовлено 850 специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, органах управления и т.д. Более 98% выпускников трудоустроены в Республике Карелия и других регионах Российской Федерации. Часть выпускников продолжают обучение за рубежом, их дипломы признаны в Норвегии, Финляндии, Испании и Италии на основе анализа учебных планов и содержания рабочих программ.