Кафедра английского языка
Кафедра осуществляет подготовку студентов по направлениям подготовки "Педагогическое образование", профили подготовки "Английский язык и немецкий язык", "Английский язык и французский язык", "Немецкий язык и английский язык", "Французский язык и английский язык", "Лингвистика", профиль подготовки "Перевод и переводоведение".
Преподаватели кафедры осуществляют языковую и методическую подготовку студентов других направлений подготовки в институтах Петрозаводского государственного университета.
Кафедра участвует в организации и проведении муниципальных и республиканских олимпиад по английскому языку, научно-практических конференций школьников "Будущее Карелии", "Навстречу весне", проводят языковые конкурсы и олимпиады для студентов. Ряд преподавателей кафедры работает в качестве экспертов ЕГЭ по английскому языку. Н.П. Шабликова, доцент кафедры английского языка, является председателем региональной предметной комиссии по английскому языку. С.Г.Гусева, доцент кафедры английского языка, является председателем предметной региональной комиссии ОГЭ по иностранным языкам.
Кафедра имеет большой опыт научно-исследовательской и издательской деятельности. Преподаватели кафедры участвуют в работе конференций различного уровня, круглых столах, повышают квалификацию в рамках международных конференций методического и лингвистического направлений, участвуют в программах обменов и работе лагеря языка и культуры, организуемого по линии договора о сотрудничестве с Колледжем Святой Схоластики (Дулут, США).
Кадровый состав
Павлов
Вадим Олегович
заведующий кафедрой
Гусева
Светлана Геннадьевна
доцент
Андрианова
Екатерина Васильевна
Гвоздева
Марина Станиславовна
Жеребцова
Татьяна Владимировна
Краснов
Игорь Леонидович
доцент
Кяйвяряйнен
Изабелла Николаевна
Николаева
Анна Владимировна
Пальцева
Татьяна Игоревна
Рогозин
Алексей Александрович
Тимошкина
Мария Игоревна
Шеманаева
Мария Александровна
доцент
Борзова
Елена Васильевна
Александрова
Елена Владиславовна
доцент
Войнова
Жанна Евгеньевна
Дмитриева
Валерия Аркадьевна
Жилина
Наталья Джоновна
Крылова
Надежда Владимировна
Леушина
Надежда Александровна
Палатова
Дарья Андреевна
Проскурякова
Надежда Валентиновна
Сафрон
Елена Александровна
профессор
Шабликова
Надежда Петровна
доцент
Направления научной деятельности
При кафедре английского языка с 1995 года существует аспирантура по специальности 13.00.02 – "Теория и методика обучения иностранным языкам". Руководит аспирантурой доктор педагогических наук, профессор Елена Васильевна Борзова. Обучение в аспирантуре проводится в соответствии с требованиями ВАК по специальной программе.
Регулярно проводятся аспирантские семинары, на которых обсуждаются методические проблемы и подготовленные обучающимися части диссертации, экспериментальные материалы, пособия. Все аспиранты 2 и 3 годов обучения проводят эксперимент, имеют публикации или уже сдали в печать материалы, участвовали в научных конференциях разного уровня, прошли или готовятся к прохождению соответствующих практик, сдали кандидатский минимум. Комиссию по приему кандидатского экзамена по методике возглавляет профессор РГПУ им. А.И. Герцена, доктор наук Н.В. Баграмова. В состав комиссии также входят Е.В.Борзова (профессор, д-р пед. наук), Т.И. Пальцева (доцент, канд. пед. наук) и С.Г. Гусева (канд. пед. наук).
Результаты научных исследований используются в учебном процессе при ведении как теоретических, так и практических занятий.
Научные проекты
Организация работы кафедры в рамках всех направлений деятельности опорного вуза реализуется по следующим научным и научно-практическим проектам:
- Совместная деятельность кафедры с Карельским институтом развития образования в рамках реализации сетевого проекта "Высшее и дополнительное профессиональное педагогическое образование: наука и практика".
- Научно-методическая деятельность кафедры в рамках проекта "Педагогические мастерские" (конференции преподавателей и приглашенных специалистов, в том числе и иногородних; публикации сборника статей РИНЦ – два раза в год октябрь, май).
- Проект "Языковой олимпийский марафон (по английскому языку)" по проведению олимпиад и конкурсов для студентов по различным аспектам английского языка - ежегодно с февраля по конец апреля.
- Проект по организации совместной профориентационной работы студентов и преподавателей кафедры "Профориентационный десант" (ежегодно февраль-март; сентябрь-октябрь).
- Реализация сетевого медийного проекта "Виртуальная кафедра", отображающего ежедневную деятельность преподавателей и студентов (подготовка новостей, анонсирование мероприятий кафедры).
- Реализация проекта "Виртуальная гостиная" по консультированию студентов и учителей английского языка РК по различным аспектам (в течение учебного года).
Международное сотрудничество
Преподаватели кафедры участвуют в долгосрочных и краткосрочных стажировках в течение учебного года. За эти годы кафедра принимала трех фулбрайтовских стипендиатов из колледжа-побратима. В свою очередь, целый ряд преподавателей кафедры стали стипендиатами зарубежных программ. Благодаря активному международному сотрудничеству и программам обмена в учебный план введены новые оригинальные спецкурсы. Преподавателями кафедры подготовлен и выпущен ряд учебных пособий по американскому английскому, книг по литературе США и др. Постоянно пополняется ресурсный центр кафедры английского языка.
На основе сотрудничества вузов проводятся кросс-культурные исследования. Результаты исследований находят отражение в публикациях преподавателей кафедры.
Активно развиваются связи с Финляндией. Преподаватели кафедры регулярно выезжают в соседнее государство для чтения лекций в университетах Оулу, Йоэнсуу и Уливиеска.
Кафедра сотрудничает с Oxford-Russia Fund в области современной английской литературы. 73 российских вуза ежегодно принимают участие в семинаре фонда "Оксфорд-Россия", который традиционно проходит осенью в Пермском государственном университете. Преподаватели вузов слушают лекции профессоров из Великобритании и принимают участие в дискуссиях, посвященных целому ряду произведений современных британских авторов, а также новым тенденциям и явлениям в мировой литературе. По окончании семинара Oxford-Russia Fund передает в дар каждому из участников до 50 экземпляров выбранных ими произведений. Кафедра английского языка вошла в проект еще в 2010 году.
"Педагогические мастерские"
"Педагогические мастерские" − это сборник научных трудов сотрудников Института иностранных языков и кафедры английского языка ПетрГУ.
В сборнике представлены статьи, затрагивающие теоретические и практические вопросы преподавания иностранных языков в высшей школе, вопросы преемственности федеральных государственных образовательных стандартов средней и высшей школы, филологические вопросы дискурса, в том числе политического.
Сборник носит междисциплинарный характер и рекомендуется преподавателям, аспирантам, магистрам, учителям, интересующимся современными проблемами иноязычного образования.
В разделе собраны выпуски сборника, со статьями которого можно ознакомиться в полной версии.
О подготовке к ЕГЭ по английскому языку
Кафедра английского языка предлагает к просмотру видеоролик по подготовке к ЕГЭ. Ролик подготовлен доцентом кафедры, канд.филол.наук Надеждой Петровной Шабликовой по запросу Центра оценки качества (ЦОКО).
Сотрудничество с образовательными учреждениями
- Кафедра активно сотрудничает с Карельским институтом развития образования. Преподаватели кафедры постоянно выступают с лекциями по методике преподавания английского языка в школе, проблемам раннего обучения иностранным языкам, межкультурной коммуникации, современным средствам оценивания образовательных результатов учащихся, проводят практические языковые занятия для учителей республики, в том числе в режиме онлайн, участвуют в аттестации учителей английского языка школ города и республики, в подготовке и проведении республиканских конференций учителей на базе института, работают в жюри конкурса "Учитель года Карелии".
- Преподаватели кафедры поддерживают тесные связи с органами управления образованием и выполняют работу по организации и проведению муниципальных и республиканских олимпиад по английскому языку. Более двадцати лет готовят материалы для муниципального тура олимпиады школьников по английскому языку и работают в жюри республиканских туров.
- В школах Республики Карелия в течение многих лет широко использовались печатные учебные пособия доктора педагогических наук Е.В. Борзовой "Углубленное изучение английского языка в 8–11 классах", "Вокруг света с английским языком" (для 5–6 классов средней школы), "Встречи с американскими друзьями" (пособие по американскому варианту английского языка для 10–11 классов). Подготовленные ею пособия по методике "Урок иностранного языка в старших классах средней школы", "Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе", "Технологические аспекты современного урока иностранного языка на старшей ступени" также хорошо известны учителям иностранных языков.
- Ряд преподавателей кафедры имеют опыт работы учителями английского языка в муниципальных образовательных учреждениях г. Петрозаводска (МОУ "Державинский лицей", "Гимназия №17", "Лицей №13", "Университетский лицей", "СОШ №36"), экспертами-переводчиками образовательных обменных программ" между школами г. Петрозаводска и зарубежными партнерами.
- Канд. пед. наук, доцент кафедры И.Л. Краснов ежегодно читает лекции по американистике, межкультурному общению в МОУ "Державинский лицей", проводит ориентации для учеников лицея, выезжающих в США по обменным программам, участвует в приеме американских школьников и учителей в Петрозаводске.
- Члены кафедры занимаются профориентационной работой, участвуют в днях открытых дверей для выпускников школ в Институте иностранных языков ПетрГУ. Каждый семестр проводятся дни открытых занятий, куда приглашаются школьники и учителя СОШ г. Петрозаводска и Карелии. С 2018 года силами преподавателей и студентов проводится профориентационных десант, во время которого участники знакомятся с направлениями подготовки и деятельностью кафедры и института.
- Преподаватели кафедры руководят учебной и педагогической практикой студентов, посещают и анализируют уроки студентов, дают ценные рекомендации при планировании уроков.
V Языковой олимпийский марафон – 2021
Кафедра английского языка приглашает студентов Петрозаводского государственного университета принять участие в V Языковом олимпийском марафоне.
Девиз марафона – "If you can read this, thank your English teacher!".
Студентам, изучающим английский язык, предлагается посоревноваться за звание лучшего в определенном аспекте учебного плана.
Программа марафона
В 2021 году расширен перечень конкурсов, которые предлагаются студентам. В ходе олимпиад будут предлагаться конкурсы по самым разным аспектам:
- владение английской грамматикой, орфографией и фонетикой;
- аудирование, чтение, говорение и письмо;
- перевод художественных текстов и анализ медиатекстов;
- создание электронного портфолио учителя английского языка.
График соревнований − до 18 мая.
Подробнее с программой конкурсных испытаний можно ознакомиться по ссылке⇓.
Участникам
Победители олимпиад награждаются специальными грамотами Института иностранных языков ПетрГУ.
Информация о победителях будет размещена на сайте ПетрГУ и в группе кафедры английского языка "ВКонтакте".
Лагерь языка и культуры
Сотрудничество кафедры с колледжем Святой Схоластики продолжается с 1988 г. благодаря дружеским отношениям, сложившимся между заведующим кафедрой английского языка (тогда ещё КГПИ) Владимира Григорьевича Прозорова и, на тот момент, журналистом газеты "Дулут Ньюз Трибьюн" Томом Морганом. Из воспоминаний одного из родоначальников сотрудничества В.Г. Прозоров:
Осенью 1988 состоялось моё собственное открытие Америки. В качестве преподавателя русского языка я полетел в США, где в последний момент мне удалось перераспределиться в "свой" Дулут. Той осенью, работая одновременно в средней школе и университете, я искал возможности для установления более прочных молодёжных контактов. Идея реализовалась только осенью 1989 года, когда Том Морган, один из инициаторов и активистов проекта "Города-побратимы", оставив должность в городской газете, перешёл в колледж Святой Схоластики преподавать русский язык. В марте 1990-го года в Петрозаводске был подписан межвузовский побратимский договор. От ректора КГПИ Анатолия Николаевича Бритвихина требовалась немалая смелость – ведь, действуя без всяких разрешений и согласований, мы были одними из первых вузов СССР, самостоятельно установивших контакты с бывшим идеологическим противником. А в июне 1990 года состоялся первый летний языковой лагерь для наших гостей из Дулута.
Летние лагеря языка и культуры проводятся ежегодно попеременно в Петрозаводске и Дулуте. Главная идея проекта заключается в том, чтобы молодые люди узнавали другую культуру через погружение в повседневную жизнь, через личные отношения, через другого человека. Действует принцип смены ролей: в Петрозаводске студенты выступают в роли учителей, открывая для гостей Россию, а через год в Дулуте "учителя" и "ученики" меняются местами.
В рамках лагеря русского языка и культуры американские студенты посещают языковые и лекционные занятия. Многие их них уже начинали изучать русский язык в США, и здесь оттачивают и шлифуют свои навыки с помощью преподавателей кафедры английского языка, а на лекциях они знакомятся с особенностями российского образования и общественного строя, бизнеса и культуры. Помимо этого, их пребывание в Петрозаводске насыщено интересными мероприятиями и экскурсиями: Кивач и Кижи, посещение музеев и концертов, рафтинг и русские дачи. Студенты ПетрГУ в Дулуте посещают занятия по английскому языку и литературе, а также знакомятся с некоторыми аспектами американского образа жизни в рамках лекционных занятий. В числе обязательных "внеклассных" мероприятий – поездки на водопад Гузбери и маяк Сплит Рок, американская игра в софтбол и посещение одного из крупнейших парков аттракционов в Миннеаполисе, сплав на каноэ и посещение традиционного индейского праздника. По итогам лагеря как на американской, так и на российской стороне студенты готовят шуточные сценки о наиболее ярких и запомнившихся им моментах. В общей сложности за почти тридцать лет около 850 российских и американских студентов стали участниками этого проекта.
В разные периоды сотрудничества добавлялись иные формы. Несколько лет проходили международные студенческие дебаты; студенческие стажировки в США сроком до 1 семестра; программа преподавательских стажировок и т.п.
Принципы, которые были заложены родоначальниками международного сотрудничества:
- не "связи", а соТРУДничество;
- не "обмены", а совместная деятельность;
- не "помощь", а взаимная заинтересованность;
- не разовые контакты, а системность и перспектива;
- не копирование "зарубежного опыта", а его творческое восприятие и развитие.
Мероприятия кафедры английского языка
- Одним из недавних успешных проектов кафедры английского языка является конференция в стиле TED, где студенты выступают с небольшими лекциями на английском языке. Выступающие сами выбирают волнующие их темы, и в течение 20 минут рассказывают слушателям о своем опыте.
- Также студенты кафедры активно работают над углублением своих знаний в области английского языка не только в рамках аудиторных занятий, но и в разговорном клубе, который проходит каждую пятницу. Под руководством ведущей, студентки 4 курса Полины Власовой, участники клуба общаются на английском языке, обсуждают актуальные проблемы, играют в настольные игры и незаметно для себя повышают свою языковую компетенцию.
- Преподаватели кафедры английского языка ежегодно проводят различные конкурсы, например, фонетический конкурс, конкурс драматизации, а также разрабатывают задания и проводят викторины в рамках традиционного олимпийского марафона, в котором принимают участие студенты не только Института иностранных языков, но и других институтов.
- В 2018 году кафедра запустила пилотный проект по педагогическому волонтерству. Суть проекта заключается в том, что старшекурсники оказывают студентам младших курсов помощь и поддержку в освоении материала по той или иной дисциплине. Таким образом, у студентов постарше есть возможность попрактиковаться в объяснении материала и выполнить одно из условий прохождения учебной практики, а студенты младших курсов могут проработать сложные для них темы в более неформальной обстановке. Все участники проекта положительно отзываются о полученном опыте, что означает, что проект будет существовать.
Публикации
Статьи (374)
- Сафрон Е.А. Семантика глагольных форм в шведских заговорах [Электронный ресурс] / Е.А. Сафрон, К.А. Котцелайнен // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. - Н. Новгород, 2023. - №07 (99). - С.86 - 91. - Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/semantika-glagolnykh-form-v-shvedskikh-zagovorakh.html. (РИНЦ)
- Цыпкин Э.И. Организация внеклассной работы по иностранным языкам по теме «Дети Севера: образование и культура» [Электронный ресурс] / Э.И. Цыпкин, Ж.Е. Войнова // Гуманитарные аспекты образования в Северных регионах России = Humanitarian aspects of education in the Northern regions of Russia : сборник научных трудов / [отв. ред. Н. А. Семенова] ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Петрозав. гос. ун-т. — Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2023. / изд-во ПетрГУ. - Петрозаводск, 2023. - С. С. 187—192. (РИНЦ)
- Сафрон Е.А. Проблема эскапизма в драме Х. Ибсена «Пер Гюнт» [Текст] / Е.А. Сафрон, К.Д. Рой // Филологический аспект. - Н. Новгород, 2023. - №08 (100). - С.80 - 89 . (РИНЦ)
- Дмитриева, В.А. Работа с силлабусом как средство повышения сознательности студентов [Электронный ресурс] / В.А. Дмитриева // Тенденции развития науки и образования. - Самара, 2023. - №100. - С.48-52. (РИНЦ)
- Дмитриева, В.А. Конкурс перевода песен о Великой Отечественной войне как средство формирования культурно-исторической компетенции школьников [Текст] / В.А. Дмитриева // Гуманитарные аспекты образования в Северных регионах России. - Петрозаводск, 2023. - С.78-82. - Режим доступа: https://cloud.mail.ru/attaches/16941569361649519798%3B0%3B1?folder-id=0&x-email=valeria_67%40mail.ru&cvg=f. (РИНЦ)
- Сафрон, Е.А. Специфика реализации мотива пути-дороги в отечественном городском фэнтези [Текст] / Е.А. Сафрон // Филологические науки. Научные доклады высшей школы.. - 2023. - №5. - С.57 - 62. (ВАК, РИНЦ, Web of Science)
- Сафрон, Е.А. ОБРАЗ СЕВЕРНОЙ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ КАК ОДНА ИЗ СМЫСЛОВЫХ ДОМИНАНТ ЛИРИКИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЙ АЛЕКСАНДРА БЛОКА И ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА) [Электронный ресурс] / Е.А. Сафрон // STUDIA HUMANITATIS. Международный электронный научный журнал. - [РФ], 2023. - №2 . - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54207168. - ISSN 2308-8079. (РИНЦ)
- Сафрон, Е.А. Особенности поэтики литературы ужасов (на примере сборника О. Кожина "Зверинец") [Текст] / Е.А. Сафрон // Вестник Вологодского университета. - Вологда, 2023. - №2 (29). - С.79 - 81 . - Режим доступа: https://vestnik.vogu35.ru/pages/archive/history-and-philology.php. - ISSN 2658-7254. (ВАК, РИНЦ)
- Гусева С.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИКЕРОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И МЕССЕНДЖЕРАХ [Электронный ресурс] / С.Г. Гусева, К.С. Новокшанова // Педагогические мастерские . - Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. - Вып.22. - С.37-53. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=53815197&pff=1. (РИНЦ)
- Войнова Ж.Е. Особенности использования технологии ролевых игр для развития устных речевых умений на уроках английского языка на старшей ступени [Электронный ресурс] / Ж.Е. Войнова, К.А. Арушанова // Педагогические мастерские / Изд-во МЦИТО. - Киров, 2023. - Т.22, вып.22. - С.24-31. - ISSN 978-5-907743-03-8. (РИНЦ)
- Показать все публикации "Статья" (374)
Глава в коллективной монографии (1)
Доклад / статья в материалах (трудах) конференций, симпозиумов и т.п. (82)
Тезисы докладов/сообщений конференций (6)
Учебные пособия (64)
Монографии (9)
Учебно-методические ресурсы
Электронные УМКД (сетевые образовательные модули)
Володина О. В. Основы перевода
Володина О. В. Методика обучения иностранному языку
- Все электронные УМКД (сетевые образовательные модули) (16)
Электронные издания
Краснов И. Л. Мультикультурализм и поликультурное образование в США, России и Западной Европе: проблемы и перспективы
Проскурякова Н. В. Медвежонок в английской семье
- Все электронные издания (2)
Электронные издания: монографии
Борзова Е. В. Иноязычное личностно ориентированное образование в старших класах средней школы
Краснов И. Л. Мультикультурализм и поликультурное образование в США, России и Западной Европе: проблемы и перспективы
- Все электронные издания: монографии (2)
Электронные издания: учебные пособия
Борзова Е. В. Технологические аспекты современного урока иностранного языка на старшей ступени
Борзова Е. В. Технологические аспекты современного урока иностранного языка на старшей ступени
- Все электронные издания: учебные пособия (51)
Учебно-методические материалы
История
Кафедра была создана в 1960-х годах на филологическом факультете, а после создания факультета иностранных языков в 1965 г. вошла в его состав. Отличительной чертой кафедры является участие в ее создании и становлении целой группы педагогов – носителей английского языка, прибывших в 30-е годы прошлого столетия в Советскую Россию в составе семей канадских и американских финнов и проработавших вплоть до середины 80-х гг. В результате реорганизации Карельской государственной педагогической академии в 2013 году вошла в состав Института иностранных языков Петрозаводского государственного университета.