Открытый университет

Научно-популярная лекция по истории политической мысли "О теории ленинизма"

Открытый университет ПетрГУ публикует продолжение нового авторского цикла открытых научно-популярных лекций по истории политической мысли "Социализм: концепции и их реализация".

Автор лекции − доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ Юрий Владимирович Суворов.

В представляемой лекции речь пойдет о теории ленинизма.

 
Ленинизм − философское, политическое и социально-экономическое учение, созданное В. И. Лениным в развитие марксизма. Специфика диалектического единства теории и практики в ленинизме заключается в том, что он является одновременно и учением (логически взаимосвязанной системой категорий, совокупностью умозаключений, отражающих объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности), и доктриной, то есть, целеполагающим изложением практических шагов по проведению в жизнь политики, основанной на соответствующей теории.

В своей доктринальной части ленинизм соответствует большевизму (начало которому положил в 1903 году сам В. И. Ленин), и эти два понятия не противопоставлялись вплоть до 1922 года, то есть пока Ленин активно действовал как руководитель партии большевиков.

Ленинизм и марксизм

Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции и подразумевает, что:

1) теоретические корни ленинизма лежат в марксизме;

2) зародился он в эпоху, когда резко ускорившееся развитие капитализма сопровождалось грандиозными социальными потрясениями, вплоть до революционного свержения прежнего строя;

3) ленинизм при этом есть не повторение марксизма, а новое, основанное на нём учение, учитывающее изменения, произошедшие после смерти К. Маркса и Ф.Энгельса.

Факт, что успешная социалистическая революция свершилась далеко не в самой развитой индустриальной державе (как полагали классики марксизма), безусловно, существенен, но далеко не исчерпывает вопрос о соотношении марксизма и ленинизма, тем более, что относится он лишь к практической, доктринальной части обоих учений.

В части же философской, теоретической оба учения тождественны в силу общности их базиса − диалектического материализма. Работая в русле марксизма, В.И.Ленин не только использовал тезисы, ранее сформулированные Марксом, но и дополнил учение марксизма своими философскими работами: "Материализм и эмпириокритицизм", "О значении воинствующего материализма". В частности, Ленин развил интерпретацию диалектического и исторического материализма и дал критику философии эмпириокритицизма (махизма), неокантианства и прагматизма. Он также отграничил диалектический материализм от ряда учений, развивавшихся вне марксизма: от сенсуализма, наивного реализма, релятивизма, а также от вульгарного материализма.

В области понимания общественных явлений Ленин восстановил единство естественнонаучного материализма с материализмом историческим и единство между диалектическим пониманием природы и диалектическим пониманием общественного развития, то есть истории. Настаивая на единстве диалектическо-материалистического понимания, Ленин показал, что диалектический материализм есть методология исследования и природных, и общественных явлений, конкретизируясь для последних как исторический материализм, требуя от диалектиков, чтобы они следили за развитием естественных наук

Основные положения

Ленин отстоял исходные философские основы коммунистического мировоззрения от влияния идеализма, агностицизма и метафизики. Обобщив достижения естествознания, он стремился доказать, что открытия здесь позволяют глубже понять законы природы и не колеблют принципов марксизма. В трудах Ленина рассматриваются самые ключевые проблемы диалектического и исторического материализма.

Ленин одним из первых марксистов проанализировал новые явления мирового хозяйства и разработал свою концепцию империализма. Он считал, что экономической основой империализма является смена свободной конкуренции господством монополий, что на этой стадии все капиталистические противоречия достигают своей наивысшей стадии и создаются предпосылки для перехода общества к социализму. Поэтому, по его мнению, империализм есть высшая и последняя стадия капитализма. Он считал, что империализму присущ закон неравномерности экономического и политического развития, поэтому к социализму разные страны придут неодновременно.

Ленин прорабатывал центральную идею марксизма – о всемирно-исторической роли пролетариата. В своих трудах Ленин показывал, что коренной интерес рабочего класса заключается не в ограничении себя только узкоклассовыми проблемами, а в том, чтобы, сплачиваясь со всеми категориями трудящихся, стать способным представлять интересы большинства народа, и таким образом выступать гегемоном в деле свержения эксплуататоров.

Ленин создал своё учение о пролетарской партии. По его замыслу, это должна быть партия нового образца, боевой авангард пролетариата, высшая форма их политической организации. Она призвана способствовать самоопределению рабочего класса, осознанию и выполнению им своей миссии.

Ленин считал, что возможна победа пролетарской революции первоначально в нескольких странах или даже в одной, отдельно взятой, стране. Причем произойти это может не обязательно в самой развитой из них (Маркс считал, что в самой развитой), а в той, которая является слабым звеном империализма. Он выдвинул основные положения революционной ситуации – социально-политической обстановке, при которой пролетариат сломит старую власть и возьмет управление в свои руки.

Ленин в своих трудах обосновывал предпосылки и пути построения социализма в условиях капиталистического окружения, показал черты переходного периода от капитализма к социализму, разработал план социалистических преобразований. Находясь в состоянии тяжелейшего кризиса после Гражданской войны, Ленин считал необходимым введение НЭПа и выдвинул ("прижало к стене") идею о налаживании мирного существования государств с различным общественным строем.

Ленин разрабатывал теорию диктатуры пролетариата как главного орудия построения социализма, обосновывая, что только рабочий класс должен быть гегемоном в свержении старого, но и в строительстве нового строя (Россия в начале ХХ века была в основном крестьянской страной). Ленин считал, что диктатура пролетариата является подлинным народовластием, что она есть государство диктаторское – для всех эксплуататоров (и не только), и демократическое – для пролетариата. Специфическую форму диктатуры пролетариата он увидел в Советах.

Ленин создал свою концепцию мирового революционного процесса в современных условиях, сформулировал принципы стратегии и тактики коммунистических партий. Под его руководством возник Третий (Коммунистический  Интернационал), который стремился организовывать революции в европейских странах. Ленин разрабатывал национально-колониальный вопрос, рассматривая его как основную часть общего вопроса о мировой пролетарской революции (в большинстве стран Востока пролетариата не существовало). Ленин постоянно подчеркивал необходимость проведения принципа пролетарского интернационализма, теснейшего союза трудящихся всех национальностей в борьбе за социализм. Он говорил о переходе отсталых стран к социализму, минуя капитализм.

Ленин постоянно боролся с враждебными ему взглядами и течениями. Он подвергал уничижающей критике идеологов либерализма, мелкобуржуазных теорий, клеймил оппортунистов всех мастей внутри рабочих партий, считая себя истинным и единственным теоретиком, который творчески развивает марксизм в новых условиях.

Творческое наследие В.И. Ленина основывалось на существе теории Маркса и Энгельса, оно рассматривалось продолжением и новым этапом в развитии марксизма.

Последнее обновление: 28.04.2020
Поделиться: