Научно-популярная лекция по истории политической мысли "О теории троцкизма"
Открытый университет ПетрГУ публикует продолжение нового авторского цикла открытых научно-популярных лекций по истории политической мысли "Социализм: концепции и их реализация".
Автор лекции − доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ Юрий Владимирович Суворов.
В представляемой лекции речь пойдет о теории троцкизма.
Троцкизм − теория, представляющая собой развитие марксизма на основе взглядов, изложенных Львом Троцким и другими лидерами Левой оппозиции в 1920 − 1930-е годы, а также лидерами Международной левой оппозиции и Четвертого интернационала. Крупнейшими теоретиками революционного марксизма после смерти Троцкого являлись Эрнест Мандель, Тед Грант и Тони Клифф.
Ключевыми пунктами троцкистской теории являются:
- поддержка теории перманентной революции в противоположность теории двух стадий;
- упор на необходимость мировой социалистической революции в противоположность теории социализма в одной стране;
- критика отсутствия внутрипартийной демократии и Советского руководства после 1923 года;
- анализ природы политического режима в Советском Союзе и поддержка политической революции в нем;
- поддержка социалистической революции в развитых капиталистических странах через массовые действия рабочего класса.
Теория перманентной революции
В 1905 году Троцкий формулирует теорию, ставшую затем известной как теория "перманентной революции". Эту теорию можно назвать одной из основных отличительных черт троцкизма от других течений, ведущих свою политическую генеалогию от марксизма. Одним из важнейших элементов теории "перманентной революции" является теория комбинированного развития. До 1905 года марксисты рассматривали возможность осуществления социалистической революции только в развитых капиталистических странах. Согласно Троцкому, в относительно развитых странах, таких как Россия, − в которых совсем недавно начался процесс индустриализации и развития пролетариата, − возможно было совершить социалистическую революцию ввиду исторической неспособности буржуазии осуществить буржуазно-демократические требования.
При этом, отмечал Троцкий во всех своих работах, пролетариат не сможет осуществить социалистическую революцию, не заручившись поддержкой многомиллионного крестьянства. Установив свою власть, диктатуру, пролетариат должен будет приступить к доведению до конца аграрных преобразований. "Другими словами, − пишет Троцкий, − диктатура пролетариата станет орудием разрешения задач исторически запоздалой буржуазной революции". В дальнейшем, по мысли Троцкого, пролетариат "вынужден будет производить все более глубокие вторжения в отношения частной собственности вообще, то есть переходить на путь социалистических мероприятий". Однако, установление диктатуры пролетариата в России не означает, что Россия способна к переходу к социализму. Троцкий вслед за Лениным настаивает: "Приведет ли диктатура пролетариата в России к социализму или нет − каким темпом и через какие этапы, − это зависит от дальнейшей судьбы европейского и мирового капитализма".
Революция в Англии в XVII веке и во Франции в 1789 году свергла феодализм, установив основные атрибуты для развития капитализма. Однако Троцкий утверждает, что эти революции не смогут повториться в России. В работе "Итоги и перспективы", написанной в 1906 году, в которой Троцкий подробно излагает теорию перманентной революции, говорится: "История не повторяется. Сколько бы ни сравнивали русскую революцию с Великой Французской, первая от этого не превратится в повторение второй". В период Великой французской революции 1789 года, Франция пережила, как выражались марксисты, "буржуазно-демократическую революцию", то есть был создан режим, при котором буржуазия свергла феодализм. Затем уже буржуазия шла в направлении создания режима "демократических" парламентских институтов.
Однако Троцкий утверждает, что такая страна, как Россия, не имеет "просвещенной, активной" революционной буржуазии, которая могла бы играть ту же роль, а рабочий класс представляет собой весьма незначительное меньшинство. В самом деле, даже ко времени осуществления европейских революций 1848 года, утверждал Троцкий, "буржуазия уже неспособна была сыграть подобную роль. Она не хотела и не смела брать на себя ответственность за революционную ликвидацию общественного строя, стоявшего помехой ее господству".
По "теории перманентной революции" считают, что многие страны, в которых, как часто утверждают, еще не произошли свои буржуазно-демократические революции, капиталистический класс выступает против создания какой-либо революционной ситуации, в первую очередь потому, что он опасается, что рабочий класс встанет на борьбу за свои собственные революционные устремления против их эксплуатации капиталистами. В России рабочий класс, хотя и представляет незначительное меньшинство в многомиллионном крестьянском обществе, был организован на многих заводах, принадлежащих капиталистическому классу. Во время русской революции 1905 года капиталистический класс взял себе в союзники реакционные элементы, − феодальных землевладельцев и царскую государственную власть, − для защиты права собственности на свое имущество в виде заводов, банков и т. д. от экспроприации со стороны революционного рабочего класса.
Согласно "теории перманентной революции", таким образом, в экономически отсталых странах капиталистический класс является слабым и неспособным к проведению революционных преобразований. Он связан и опирается на феодальных землевладельцев во многих отношениях. Троцкий, далее, утверждает, что, поскольку большинство отраслей промышленности в России возникли под непосредственным влиянием правительственных мер, а иногда даже с помощью правительственных субсидий, капиталистический класс также был связан с правящей элитой. Кроме того, капиталистический класс был во многом зависим от европейского капитала.
Троцкий утверждал, что только пролетариат был способен осуществить задачи, поставленные буржуазной революцией. В 1905 году рабочий класс в России, сосредоточенный на огромных фабриках в относительной изоляции от крестьянской жизни, увидел результат своего труда, как огромных коллективных усилий. "Пролетариат сразу оказался сосредоточенным в огромных массах, а между ним и абсолютизмом стояла немногочисленная капиталистическая буржуазия, оторванная от „народа“, наполовину чужестранная, без исторических традиций, одухотворенная одной жаждой наживы".
Согласно "теории перманентной революции" считается, что крестьянство в целом не может взять на себя подобную задачу, потому что оно рассеяно в малых хозяйствах по всей стране, а также потому, что оно гетерогенно сгруппировано и включает в себя как богатых крестьян, нанимающих сельских работников и стремящихся к тому, чтобы стать помещиками, так и бедных крестьян, которые стремятся к получению большего количества земли. Троцкий утверждает: "Весь исторический опыт … показывает, что крестьянство совершенно неспособно к самостоятельной политической роли".
Являясь лишь небольшим меньшинством российского общества, пролетариат может привести революцию к эмансипации крестьянства и тем самым "заручиться поддержкой крестьянства", как части революции, на поддержку которой он будет опираться. Однако рабочий класс во имя собственных интересов и улучшения собственных условий, будет стремиться к осуществлению таких революционных преобразований, которые будут выполнять не только функции буржуазной революции, но и приведет к установлению рабочего государства. Одновременно Троцкий пишет: "Пролетариат окажется вынужденным вносить классовую борьбу в деревню и, таким образом, нарушать ту общность интересов, которая, несомненно, имеется у всего крестьянства, но в сравнительно узких пределах. Пролетариату придется в ближайшие же моменты своего господства искать опоры в противопоставлении деревенской бедноты деревенским богачам, сельскохозяйственного пролетариата − земледельческой буржуазии".
Мировая революция
В соответствии с классическим марксизмом, революция в крестьянских странах, таких как Россия, готовит почву в конечном счете для развития капитализма, поскольку освобожденные крестьяне становятся собственниками небольших хозяйств, производителями и торговцами, что приводит к росту товарного рынка, и что, в свою очередь, формирует новый капиталистический класс. Только развитые капиталистические экономики способны подготовить основу для социализма. Троцкий соглашается с тем, что новое социалистическое государство и экономика в такой стране, как Россия, не сможет противостоять давлению враждебного капиталистического мира, а также внутреннего давления собственной отсталой экономики. Революция, как утверждал Троцкий, должна распространиться на капиталистические страны, а в дальнейшем и по всему миру.
Теория деформированного рабочего государства
Троцкий считал, что установившийся в России после Октябрьской революции 1917 года режим пролетарской диктатуры заложил социалистический базис государства, национализировав средства производства. Однако в течение примерно 1923−1929 годов советская бюрократия, по мнению Троцкого, осуществила переворот, экспроприировав власть у правящего класса − пролетариата. Троцкий и его сторонники, однако, не перестали считать СССР рабочим государством − по их мнению, Советский Союз был бюрократически деформированным или переродившимся рабочим государством.
Троцкий рассматривает советскую бюрократию в качестве специфичной касты, но не нового класса. По его мнению, бюрократия не имеет признаков правящего класса: "Попытка представить советскую бюрократию, как класс „государственных капиталистов“ заведомо не выдерживает критики. У бюрократии нет ни акций, ни облигаций. Она вербуется, пополняется, обновляется в порядке административной иерархии, вне зависимости от каких-либо особых, ей присущих отношений собственности. Своих прав на эксплуатацию государственного аппарата отдельный чиновник не может передать по наследству. Бюрократия пользуется привилегиями в порядке злоупотребления". Именно поэтому, как считает Троцкий, бюрократия стремится к ликвидации завоеваний Октябрьской революции и реставрации капитализма − ей необходимо юридически закрепить свои права на собственность.
В "Переходной программе", ставшей основным программным документом Четвертого интернационала в 1938 году, говорилось следующее: "Советский Союз вышел из октябрьской революции как рабочее государство. Огосударствление средств производства, необходимое условие социалистического развития, открыло возможность быстрого роста производительных сил. Аппарат рабочего государства подвергся тем временем полному перерождению, превратившись из орудия рабочего класса в орудие бюрократических насилий над рабочим классом и, чем дальше, тем больше, в орудие саботажа хозяйства. Бюрократизация отсталого и изолированного рабочего государства и превращение бюрократии во всесильную привилегированную касту является самым убедительным − не теоретическим, а практическим − опровержением социализма в отдельной стране".
В качестве одной из причин возникновения этой касты Троцкий в своей книге "Преданная революция" называет выделение "привилегированных групп, наиболее нужных для обороны, для промышленности, для техники и науки" в сложных условиях конца 1910-х − начала 1920-х годов − неразвитой промышленности, гражданской войны, давления капиталистических государств, отсутствия всякой помощи с Запада. При этом он отмечает, что "громадные экономические успехи последнего периода вели не к смягчению, а наоборот к обострению неравенства, и вместе с тем к дальнейшему росту бюрократизма, который ныне из „извращения“ превратился в систему управления". Среди причин прихода к власти в партии и Советском Союзе бюрократии Троцкий также видит гибель многих сознательных коммунистов в годы гражданской войны, отсутствие в массах навыков самоуправления и другие.
Пролетариат и политическая революция в СССР
Троцкий, используя аналогию с термидором времен Великой французской революции, считал, что установившийся в Советском Союзе режим является по своему характеру бонапартистским. То есть, правящий класс, − пролетариат, − оказался отстранен от власти бюрократией. Хотя эта бюрократия имеет собственные привилегии и стремится в конечном счете к реставрации капитализма в СССР, пока поддерживает национализированные средства производства, монополию внешней торговли и другие завоевания Октябрьской революции, она выражает интересы правящего класса, хотя и отстраненного от власти, − пролетариата.
По мнению Троцкого, пролетариат для того, чтобы вернуть себе власть и контроль над обобществленными средствами производства, должен осуществить политическую революцию, сохранив экономический базис советского государства. В противном случае, победа и укрепление власти бюрократии, которая все более расширяет собственные привилегии и увеличивает социальное неравенство, приведет к реставрации капитализма. "Режим СССР заключает в себе … ужасающие противоречия. Но он продолжает оставаться режимом переродившегося рабочего государства. Таков социальный диагноз. Политический прогноз имеет альтернативный характер: либо бюрократия, все более становящаяся органом мировой буржуазии в рабочем государстве, опрокинет новые формы собственности и отбросит страну к капитализму, либо рабочий класс разгромит бюрократию и откроет выход к социализму", − говорилось в "Переходной программе".