Система психолого-педагогической работы в действии
В сентябре 2017 года Учебно-методическим управлением и Институтом педагогики и психологии (ИПП) начата реализация проекта в рамках Программы Стратегического развития ПетрГУ «Разработка организационных решений и методик для системной работы с отстающими студентами» (руководитель Е.А. Раевская, к.пс. н., доц. каф. ТиМОиПО). В мероприятиях проекта приняли участие более 100 первокурсников ИПП – первой пилотной площадки проекта, а также студенты-модераторы старших курсов и преподаватели, кураторы первокурсников.
Студентам первого курса Института педагогики и психологии, по результатам анкетирования, проведённого в рамках проекта, в течение первого месяца обучения уже удалось на среднем уровне адаптироваться в ПетрГУ (Методика исследования адаптированности студентов в вузе (Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В.). Адаптированность к учебной группе оценивается в 12,5 балла (среднее – 12 баллов), адаптированность к учебной деятельности – в 10,8 балла (среднее – 10,6 балла).
Наибольшую сложность для вчерашних школьников составляет общение с однокурсниками (умение легко общаться, находить общий язык, правильно понимать друг друга, обратиться за помощью). В то же время положительным моментом можно считать интерес студентов друг к другу, желание общаться. Успехом адаптации можно считать тот факт, что первокурсникам комфортно в их учебных группах, они легко следуют групповым нормам и правилам.
В учебной деятельности первокурсники испытывают существенные затруднения в том, чтобы задать вопрос, обратиться за помощью к преподавателю. Им сложно также выступать на занятиях, выражать свои мысли. Положительными моментами в освоении учебной деятельности является чувство уверенности и комфорта, ощущение возможности проявить свою индивидуальность, способности. Первокурсники высоко оценивают свою способность в срок справляться со всеми учебными заданиями по предметам.
Мониторинг уровня адаптированности студентов-первокурсников, ведущийся в соответствии с Программой Стратегического развития ПетрГУ уже на протяжении четырёх лет, показывает, что первые успехи адаптации не являются гарантом успешного обучения в течение всего семестра. Особые затруднения вызывает первая сессия, когда первокурсники сталкиваются с отсутствием преемственности в формах итоговой аттестации в школе и в университете.
Системная работа со студентами, направленная на предупреждение неуспеваемости, основывается на методологии психологии рефлексивных процессов. Компонент развития и инновации обеспечиваются тренингами личностного роста для первокурсников. Эффективность такого старта уже подтверждена результатами летней сессии 2017 года. В четырёх экспериментальных группах, в которых прошли тренинги психологической подготовки к сессии, число успешно сдавших студентов возросло до 9%, а студентов, сдавших на «4» и «5», стало больше от 13% до 20%.
Работать на предупреждение неуспеваемости эффективнее, чем ликвидировать её последствия. Тренинг позволяет первокурсникам в игровом взаимодействии «освоить» роль студента, осознать свои права и ответственность, связанные с новым социальным статусом. Помогает сравнить обучение в школе с университетским образованием, увидеть новое в работе преподавателей, осознать объём и уровень сложности самостоятельной работы студента, выстроить индивидуальный образовательный маршрут и научиться контролировать его освоение.
В октябре в эксперимент включится вторая пилотная площадка – Физико-технический институт. На примере двух пилотных институтов будет отработана система работы, включающая в себя тренинги, курсы для студентов по самоменеджменту, использование электронного навигатора на основе ИАИС ПетрГУ, курсы повышения квалификации для кураторов, адресное психологическое консультирование.
В первом семестре в университете начнёт работу «Школа кураторов». В декабре 2017 года в рамках проекта пройдёт ежегодное сплошное анкетирование студентов первого курса, с целью выявления успехов и сложностей в адаптации к университетской жизни.