Финно-угорский мир – межкультурный международный диалог



18 декабря 2017 года
В условиях современной глобализации академическая мобильность стала неотъемлемой частью научно-образовательного процесса. Она позволяет студентам, аспирантам и преподавателям продолжить образование или приобрести научный опыт за рубежом путем участия в краткосрочных и долгосрочных образовательных или научно-исследовательских программах.

Создавая условия для академической мобильности, университеты разных стран формируют общее образовательное пространство, которое позволяет повысить  качество образования, улучшить  взаимопонимание между народами и культурами, воспитать новое поколение, подготовленное  к жизни и работе в современном интернационализированном информационном сообществе.

 
Российско-финляндский семинар историков «1617 / 1917: рубежи времени и пространства»
Российско-финляндский семинар историков «1617 / 1917: рубежи времени и пространства»
 

Работа по созданию такого пространства в Петрозаводском государственном университете ведется давно. Сейчас она получила новый импульс в связи с присвоением ПетрГУ статуса опорного вуза Республики Карелия. В программу развития опорного университета включен стратегический проект «Формирование системы сетевого партнерства «Финно-угорский мир» как модели гармоничного межкультурного международного диалога». Его руководитель Илья Мотелевич Соломещ, доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений, руководитель Лаборатории по проблемам Скандинавских стран и Финляндии. Он рассказал, какие предпосылки были и есть у ПетрГУ для развития межкультурного диалога, что уже сделано и что планируется в этом направлении.

— Илья Мотелевич, скажите, почему в Программу развития опорного университета включен такой проект? С чем это связано?

—  Это объясняется традициями и уникальностью потенциала Петрозаводского университета.

ПетрГУ (в 1940 г. – Карело-Финский государственный университет) создавался как классический университет в столице союзной республики Карело-Финской СССР. Здесь велась подготовка специалистов в области финского языка и литературы, изучались история, культура финно-угорских народов.

Уже в 1943/44 учебном году начала работать кафедра финского языка и литературы, сейчас – кафедра прибалтийско-финской филологии. Кроме того, в институте истории, политических и социальных наук созданы уникальные для региональных вузов направления бакалавриата и магистратуры «Международные отношения» и «История» (профиль «История стран Северной Европы»), обеспечивающие квалифицированными кадрами сферу международного сотрудничества России на Европейском Севере.

 
 

В университете продолжается преподавание финно-угорских языков: карельского, вепсского, финского, а также скандинавских: норвежского, шведского, датского.

В рамках Лаборатории по проблемам Скандинавских стран и Финляндии ПетрГУ (основана профессором Л.В. Суни в 1992 г. для научно-методического обеспечения специализации по истории стран Северной Европы и координации исследовательских работ по истории Финляндии и российско-финляндских отношений) и Междисциплинарного научно-образовательного центра прибалтийско-финских исследований «Fennica» (создан в 2012 году; руководитель – доцент И.Р. Такала) проводятся исследования, в том числе междисциплинарные, в области истории, трансграничного сотрудничества и международных отношений на Севере Европы. Таким образом, традиционная проблематика языков, культуры и традиций финно-угорских народов дополняется проблемами гармонизации межконфессиональных, межэтнических отношений в Северной Европе. Активное участие в исследовательской работе принимают магистранты и студенты старших курсов.

Важно отметить, что работа ведется в тесном взаимодействии с партнерами в нашей стране и за рубежом. Особую роль играет сотрудничество с Институтом языка, литературы и истории КарНЦ РАН.

 
 

— В условиях глобализации высшего образования, его неотъемлемой частью является академическая мобильность. Предусмотрена ли она в стратегическом проекте?

Конечно. Одним из результатов проекта станет создание с помощью зарубежных партнеров ряда стажировочных площадок по прорывным направлениям подготовки кадров для региона, что позволит развивать трансграничное образовательное сетевое взаимодействие, будет способствовать распространению позитивного опыта и лучших практик финно-угорского сотрудничества в сфере науки, образования, культуры и бизнеса. В свою очередь, ПетрГУ готов стать такой площадкой для наших партнеров.

Так, совсем недавно с коллегами из Kalevalakoulu – школой в Куопио (Финляндия), известной своей энергичной международной деятельностью – была достигнута предварительная договоренность о создании стажировочной площадки, которую студенты-гуманитарии ПетрГУ смогут использовать для прохождения педагогической практики, знакомства с финскими образовательными технологиями и совершенствования языковых навыков. Длительность стажировки составит ориентировочно один месяц. Прежде всего, участниками  этой программы смогут стать  студенты кафедры прибалтийско-финской филологии и студенты-историки, обучающиеся по профилю «История стран Северной Европы». Среди желающих будет проведено тестирование, которое определит их мотивированность и уровень знания языка. Планируется, что запуск программы состоится уже весной 2018 года.

 
 

Кроме того, активная работа ведется по международным программам академического обмена: Stipendium Hungaricum (21 победитель) и North2North (6 победителей). Это лучшие результаты по России за 2017 год.

— В течение последних трех лет Петрозаводский университет возглавлял Международную Ассоциацию финно-угорских университетов. Каких результатов удалось достичь на этой площадке и что еще планируется сделать?

— За это время прошли крупные мероприятия, направленные на популяризацию культурно-просветительской деятельности: Фестиваль культуры финно-угорских народов, Международный конкурс «Мисс студенчества Финно-Угрии – 2016». Состоялись рабочие встречи сотрудников ПетрГУ с коллегами из отечественных и зарубежных университетов-партнеров.

В ближайших планах – создание и развитие Сетевого университета Ассоциации финно-угорских университетов как площадки для усиления академической мобильности и для распространения лучших научно-образовательных практик. Также будут разработаны междисциплинарные сетевые образовательные программы языковой, этноисторической и этнокультурной тематики.

 
 

Для обобщения опыта и консолидации усилий по поддержанию межкультурного диалога в финно-угорском мире формируется единое информационное пространство: разрабатываются порталы «Финно-угорский мир» и «Россия-Венгрия: образовательно-научное сотрудничество».

Уверен, сплав опыта и новаций позволит Петрозаводскому государственному университету закрепить свою роль в качестве одного из ведущих центров финно-угорских исследований, влияющего как на научно-образовательную среду, так и на политику гармонизации межэтнических отношений, сохранение национальной идентичности финно-угорских народов Республики Карелия и регионов Российской Федерации.

 

Последние новости

Поделиться: