Георгий Михайлюк, худрук театра-студии "ТИС", – о себе, театре и медицине



11 февраля 2020 года
На счету Георгия Юрьевича Михайлюка сотни спасенных жизней и более двух десятков сценических ролей.

В медицинском сообществе его знают как врача-хирурга, в театральном – как актера и художественного руководителя театра-студии "ТИС" (Театра имени Ю.А. Сунгурова) Петрозаводского государственного университета.

Георгий Михайлюк заинтересовался медициной еще в школе, усиленно занимался химией и биологией, готовясь к поступлению на медицинский факультет, хотя желание учиться на актера тоже присутствовало, но родители были категорически против.

Они всеми правдами и неправдами отговорили меня. Жалею? Наверное, нет. Но тяга к сцене была всегда,

– вспоминает Георгий Юрьевич.

В 1968 году, окончив Петрозаводский университет, молодой специалист отправился в Суоярви, где работал врачом-хирургом. В 1972 году он вернулся в Петрозаводск, продолжив трудиться в медицинских учреждения города: в Республиканской больнице имени В.А. Баранова и Больнице скорой медицинской помощи. В системе здравоохранения Георгий Михайлюк проработал 53 года. Сегодня он заслуженный работник здравоохранения РК.

Но детская мечта выступать на сцене все-таки сбылась. В 1972-м началась вторая "работа" Георгия Михайлюка – актерская. Она шла параллельно с основной. Как хирург стал актером? Случайно. В один из спектаклей Юрий Сунгуров искал актера на роль врача.

Мой знакомый, актер этого творческого коллектива, предложил мне попробовать сыграть… Сыграл. Затянуло! К театру прикипел и без него уже не мог,

– признается Георгий Юрьевич.

Г. Михайлюк в роли Полония в спектакле
Г. Михайлюк в роли Полония в спектакле
 

Врач просто обязан быть актёром:

Больной ведь хочет получить от врача не только профессиональное лечение, но и в какой-то степени успокоение от волнения по поводу своей болезни. Вот тут-то и надо включать в себе актера: говорить уверенно и убедительно о благополучном исходе лечения,

– считает художественный руководитель ТИСа.

За более чем 30 лет актерскую копилку Г. Михайлюка пополнили роли А.П. Чехова в спектакле "Насмешливое мое счастье" Л. Малюгина, П. Шмидта в спектакле В. Долгого "После казни прошу…", Полония в "Гамлете" В. Шекспира и многие другие. Эти образы начинающий актер создавал под руководством Юрия Александровича Сунгурова, Валерия Зосимовича Ананьина, Льва Петровича Колесникова.

Каждая роль - тысячи слов, сотни строк. Как столько запомнить?! Мне известны два пути заучивания текстов: одни, и я в их числе, любят делать это в уединении, чтобы никто не мешал; другие – запоминают во время репетиций, заучивают с листка. Для меня самое мучительное – учить стихи. Если в прозе забыл слово, его можно заменить синонимом, а попробуй-ка это сделать в стихах да еще по ходу пьесы. До сих пор иногда мне снится сон, в котором я забываю слова своей роли из "Гамлета", просыпаюсь в поту,

– рассказал худрук ТИСа.

В 1983 году театр вынужденно приостановил свою работу почти на 20 лет, но Георгий Михайлюк продолжал творить. Более 13 лет он был ведущим радиопрограммы "Онежская волна", в течение многих лет участвовал в художественных программах карельского радио и телевидения (в т.ч. моноспектакль "Конь" Д. Кедрина, поэтические программы "Владимир Морозов", "Людмила Новицкая" и др.), играл в постановках театра "Монтес" Лидии Толстовой. Весь этот опыт Георгий Юрьевич описывает так: "Было интересно! Есть о чем вспомнить! Есть что рассказать!".

В 2006 году вместе с товарищами-сунгуровцами Георгий Михайлюк возродил студенческий театр в университете, а в 2008 году стал его художественным руководителем. За 12 лет им и под его началом режиссерами театра Г. Ицковским, Л. Прохоренко, С. Фоминым поставлено 17 ярких спектаклей по пьесам А. Вампилова, А.П. Чехова, Е. Шварца, Б. Шоу, В. Красногорова, Р. Тома, Р. Куни, К. Манье, Л. Филатова, М. Туруновского, Н. Тэффи, К. Чапека, А. Аверченко. Зрители сопереживали героям постановок "Тень", "Восемь любящих женщин", "Лебединая песня", "Сказ про Федота-стрельца", "Лямур-тужур" и др.

Последние несколько лет Георгий Юрьевич Михайлюк не выступает на сцене, но зато с большим удовольствием развивается в режиссуре. Он считает, что самое интересное в постановке спектакля – это работа над ним.

 

Когда сыграл спектакль, тебе аплодируют, дарят цветы, минута славы длится недолго. Дальше наступает желание приняться за следующую роль. В режиссуре иначе: процесс создания спектакля более продолжительный. Он начинается с поиска произведения, его осмысления, размышления, как его можно воплотить, а далее – репетиции, репетиции, работа с актерами. И каждый из этих этапов приносит удовольствие, которое растянуто во времени,

– отмечает руководитель ТИСа.

Георгий Михайлюк уверен, чтобы стать актером или режиссером, не обязательно иметь профильное образование, главное – обладать предрасположенностью, огромным трудолюбием, желанием постоянно совершенствоваться и воображением.

А работоспособности Георгия Юрьевича можно только позавидовать. В свои почти 75 лет (именно столько исполнится ему 25 февраля) он проводит по 3-4 репетиции в неделю, обучает молодых актеров азам сценической речи, артикуляции, интонации, правильному дыханию, а вечером, с пол-одиннадцатого до полвторого ночи, работает над книгой о БСМП, а также собирает материал о врачах-хирургах Олонецкой губернии и Карелии, книгу о которых он также планирует издать. Пробой пера и в то же время знаком уважения к своим учителям для Георгия Михайлюка стала книга "Студенческий театр ПетрГУ: история: годы… люди… вехи", созданная совместно с Валерием Ананьиным в 2016 году.

Подготовка и создание книг ведутся тщательно, скрупулезно и основательно, так же как и отбор произведений для постановки. Как говорит худрук ТИСа, это очень сложный процесс.

Дело в том, что в последнее время в театр очень неохотно идут юноши. В связи с этим ищем пьесы с минимальным количеством мужских ролей. А в целом пытаемся находить пьесы с интересным сюжетом, пьесы, в которых есть развитие. Произведения, которые были бы интересны зрителям, заставляли бы их задуматься. Прежде чем начать работать над спектаклем, мы задаем себе два вопроса: о чем эта пьеса и для чего мы ее ставим. Ну и, конечно, произведение должно понравиться актерам,

– поделился Г.Ю. Михайлюк.

В настоящее время в театре продолжается работа над спектаклем "Коллизии города N" по мотивам рассказов А.П. Чехова и начата работа над спектаклем Эрика-Эмманюэля Шмитта "Отель двух миров".

Узнать о точных датах показа, а также интересных моментах из жизни театра можно из официальной группы творческого коллектива.

 

Пресс-служба ПетрГУ
Фото из архива театра "ТИС"

Последние новости