Профессор Волкова: "Важны абсолютно все награды"
— Для Вас присвоение почетного звания "Заслуженный деятель науки Республики Карелия" – не первая госнаграда. Среди них есть и российского уровня. Не стало ли это уже рядовым для Вас событием? О чем подумали, что почувствовали, узнав о новой награде?
— Такие события "рядовыми" назвать нельзя, поскольку почетное звание, почетная грамота, благодарственное письмо или другая награда всегда вручается за конкретную работу, в большинстве случаев, за дело, которым занимаешься на протяжении всей своей профессиональной деятельности, и результаты этого дела становятся значимыми уже не только лично для тебя. Статус награды (республиканский или российский) это подчеркивает. Поэтому, когда узнала о новой награде, в первую очередь, обрадовалась за команду, с которой работаю в научных проектах, поскольку это оценка наших общих результатов.
— Какая из наград наиболее значимая для Вас?
— Важны абсолютно все награды. Ведь у каждой – своя история! Все получены на разных этапах профессиональной деятельности в Петрозаводском государственном университете, поэтому разделения по значимости нет.
— Ваш труд отмечен как на педагогическом поприще, так и в науке. Что вам больше нравится - учить или исследовать? Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать педагог, а какими ученый?
— Так получилось, что в моей жизни между понятиями "учить" и "исследовать" не существует четкого разделения, одно дополняет другое. По поводу качеств, присущих педагогу и ученому, ничего нового не скажу. Самое важное качество и в том, и в другом случае – это безоговорочное следование нормам педагогической и научной этики. Без этого ни педагогом, ни ученым быть (или стать) невозможно. Немаловажное значение имеют также терпение, настойчивость, готовность к непрерывному самообразованию и, конечно, интуиция. Благодаря этим качествам, можно решать самые сложные теоретические и практические задачи, моделировать ситуации, предвидеть результат и работать на опережение. Выполнять самые простые научные эксперименты может любой человек, ничего сложного в этом нет. Но работать, например, в современной науке мирового уровня, не имея вышеназванных качеств, практически нереально. Поэтому с позиции педагога важно увидеть эти качества у студента, с позиции ученого – попытаться их развить и использовать в научной деятельности. Если это удается, твои ученики спустя время становятся профессионалами высокого класса, защищают диссертации, создают свои команды, свои научные школы. И вот этот результат является самым важным и значимым в работе педагога-ученого.
— Над чем Вы сейчас работаете? В каких проектах участвуете?
— В течение последних 5 лет нашим коллективом реализованы 3 научных проекта, поддержанные грантами Российского научного фонда, и 2 научных проекта, поддержанные Российским фондом фундаментальных исследований. Все проекты относятся к направлению "Фундаментальная медицина" и связаны с молекулярной генетикой и онкоиммунологией. В реализации проектов участвует команда исследователей, в которую входят биологи, медики, химики, математики, конечно, студенты и аспиранты. Результаты, полученные при реализации проектов, опубликованы в высокорейтинговых журналах базы Web of Science Core Collection: Science, Cytokine, European Journal of Cancer, International Journal of Gynecological Cancer, Journal of Immunology, PNAS, Annals of Oncology, International Journal of Molecular Sciences, FEBS Journal и других. И это потрясающе, что сейчас на базе университета можно проводить исследования такого уровня!
— Что хотите пожелать студентам, преподавателям и сотрудникам в честь 80-летия университета?
— У нас в этом году двойной юбилей: университету исполняется 80 лет, Медицинскому институту – 60 лет. Поэтому всех моих коллег, сотрудников, студентов хочется поздравить с такими радостными событиями! Пожелать здоровья, удачи, оптимизма, новых интересных проектов, открытий и, конечно, побед в реализации самых смелых идей и планов! С юбилеем!