Подведены итоги соцопроса первокурсников



06 декабря 2021 года
Управление довузовской и профориентационной работы при поддержке лаборатории социологических исследований ПетрГУ подвели итоги ежегодного опроса студентов 1-го курса.

Одна из главных целей опроса студентов 1-го курса − оценка сотрудничества нынешних первокурсников с университетом до момента их поступления, оценка довузовской интеграции старшеклассников во среду вуза.

В ходе мониторинга было опрошено 1313 первокурсников (1158 было опрошено в 2020 году), из которых − 703 девушки и 586 юношей. По итогам прошлогоднего мониторинга на 1 курсе было опрошено 638 девушек и 488 юношей.

Средний возраст опрошенных  − 18,2 лет.

До момента поступления в ПетрГУ из числа опрошенных первокурсников окончили:

  • 68,2% − среднюю общеобразовательную школу (66,2% в 2020 году).
  • 26,0% − лицей или гимназию (25,6% в 2020 году).
  • 4,3% − учреждения среднего профессионального образования (6,4% в 2020 году).
  • 0,7% опрошенных выбрали вариант ответа "другое" (из числа образовательных организаций, где учились нынешние студенты 1 курса, были указаны Карельский кадетский корпус, Частная независимая школа, вуз).
  • 0,7% респондентов не дали ответа на поставленный вопрос.

На вопрос анкеты "В какие учреждения подавали документы?", голоса первокурсников разделились следующим образом:

  • 51,2% подали документы при поступлении только в ПетрГУ (53,2%  в 2020 году).
  • 24,3% − в вузы Москвы или Санкт-Петербурга (26,8% в 2020 году).
  • 26,5% − в другие вузы России (22,8% в 2020 году).
  • 0,6% − в вузы за рубежом (0,3% в 2020 году).

На вопрос анкеты "На какой основе Вы поступили в ПетрГУ?", были даны следующие ответы:

  • 74,5% − по общему  конкурсу  (71,8% в 2020 году).
  • 8,5% − по целевому направлению (9,5% в 2020 году).
  • 2,9% − приём по квоте (3,3% в 2020 году).
  • 13,7% − платно (14,6% в 2020 году).

Среднее количество баллов по 2021 году  у зачисленных на 1 курс − 208,7. Максимальное количество баллов в этом году составило 300, минимальное − 112 баллов), в 2020 году максимальное количество баллов было 289 и минимальное количество 130 баллов соответственно.

Необходимо отметить расширение по сравнение с прошлым годом географии приёма: на обучение приняты представители из 45 регионов (в 2020 году из 41 региона). В процентном соотношении это выглядит так:

  • 44,6% первокурсников из Петрозаводска.
  • 28,6% первокурсников из других городов и районов Республики Карелия.
  • 19,4% первокурсников проживали за пределами Карелии.
  • 7,5% первокурсников не дали ответ на вопрос о том, где они проживали до поступления в ПетрГУ.

На вопрос анкеты "Собираетесь ли Вы работать по специальности? Если да, то представляете ли себе характер, содержание и условия Вашей будущей профессиональной деятельности?", от первокурсников были получены следующие ответы:

  • 48,7 % − да, знают в общих чертах, что предстоит делать (50,5%  в 2020 году).
  • 31,7 % − да, полностью представляют (29,4% в 2020 году).
  • 11,2 % имеют смутные представления (11,3% в 2020 году).
  • 1,4 % вообще не имеют представления, что предстоит делать (0,9% в 2020 году).
  • 5,6 % не собираются  работать по специальности (4,4% в 2020 году).
  • 1,3 % не дали ответа на поставленный вопрос (3,5% в 2020 году).

Ю.В. Семенова, начальник Управления довузовской и профориентационной работы, отметила:

Радует тот факт, что по сравнению с прошлым годом увеличился процент студентов, давших положительный ответ на вопрос о представлении характера, содержания и условий их будущей профессиональной деятельности. Это говорит о хорошей профориентационной составляющей таких первокурсников. Хочется надеяться, что в скором времени те первокурсники, кто дал неопределенные ответы о своей будущей профессиональной деятельности, определятся с выбором, а учеба в ПетрГУ и будущая практика им в этом помогут.

В вопросе анкеты "Насколько важными были при выборе направления подготовки следующие причины (1 – не имела никакого значения, 5 – важнейшая роль)" лидировали такие варианты ответов, как:

  • Желание работать в данной профессиональной сфере.
  • Соответствие направления подготовки способностям и интересам.
  • Желание получить в дальнейшем высокооплачиваемую работу.
  • Наличие спроса на специалистов данной профессии на рынке труда.
  • Высокая престижность профессии.
  • Невысокий конкурс (мне было проще сюда поступить).
  • Нежелание идти в армию (среди юношей).
  • Другое (под другими причинами были указаны: "стипендия", "хотел в ПетрГУ", "год училась заочно, решилась и на очное обучение", "возможность участия в программах обмена", "желание просто стать  умнее", "занятия и преподавание в Клубе творчества программистов", "личная мотивация", "наличие программ международного обмена студентов", "перевод на другое направление", "хочу перевестись в Физико-технический институт").

Варианты ответов, касающиеся сотрудничества с Петрозаводским университетом до момента поступления и довузовской интеграции школьников, распределились следующим  образом:

  • 39,7% опрошенных на вопрос о сотрудничестве ответили утвердительно:
  • 13,9% участвовали в интеллектуальных соревнованиях (конкурсах/конференциях/олимпиадах), проводимых университетом из числа опрошенных (15,5% в 2020 году).
  • 5,6%  занимались в очных и дистанционных образовательных программах ПетрГУ − (7,8% в 2020 году).
  • 3,1% опрошенных участвовали в творческих/спортивных/волонтёрских студенческих коллективах (4,7% в 2020 году).
  • 9,2% обозначили  сотрудничество с преподавателями ПетрГУ  (уроки/кружки в школе (центре доп. образования / колледже / техникуме) (11,6%  в 2020 году).
  • 5,6% нынешних первокурсников занимались на подготовительных курсах ПетрГУ (8,0% в 2020 году).

Необходимо также отметить выбранную категорию ответа "Другие виды сотрудничества с ПетрГУ" (2,3%), куда были внесены первокурсниками следующие варианты ответов: встречи со студентами в школе, поступление в ПетрГУ не в 1 раз, разные профориентационные мероприятия (открытые уроки, дни открытых дверей, участие в клубе творчества программирования, занятия в лаборатории народного и исторического моделирования), участие в мероприятиях со школьниками от студенческого профкома, а также экскурсии в ПетрГУ.

Ю.В. Семенова рассказала:

В этом году процент довузовской интеграции школьников в среду университета − 51,2%.  В 2021 году уменьшился показатель участия школьников во внутривузовских интеллектуальных соревнованиях, потому что в 2021 году вузы были лишены права давать дополнительные баллы при поступлении  призеров и победителей наших внутренних олимпиад и иных интеллектуальных соревнований, и, конечно же, сказалась неблагоприятная эпидемиологическая обстановка и антиковидные меры, связанные с нераспространением заболевания. При этом необходимо отметить большой процент нынешних первокурсников, которые подали документы только в ПетрГУ и стали студентами Петрозаводского госуниверситета.

Интересна выборка по институтам, касающаяся сотрудничества с университетом, которую сделали в лаборатории социологических исследований:

Случалось ли Вам за последние два-три года сотрудничать с ПетрГУ?

 

ИБЭАТ

ИИПСН

ИИЯ

ИЛГиСН

ИМИТ

ИПП

ИФ

ИФКСиТ

ИЭП

МедИн

ФТИ

Нет, никак не сотрудничал(а)

62,1%

70,6%

69,0%

73,3%

69,4%

65,2%

68,2%

79,8%

66,3%

76,6%

70,5%

Участвовал(а) в интеллектуальных соревнованиях (конкурсах / конференциях / олимпиадах), проводимых университетом

22,4%

9,8%

19,5%

10,2%

17,9%

18,3%

15,9%

4,8%

19,3%

9,4%

14,4%

Занимался в очных и дистанционных образовательных программах ПетрГУ

6,9%

7,8%

8,0%

5,1%

6,7%

10,4%

3,7%

1,2%

2,4%

4,2%

5,0%

Участвовал в творческих

/спортивных/волонтёрских студенческих коллективах

1,7%

6,9%

2,3%

2,3%

3,0%

4,3%

2,8%

3,6%

3,6%

1,6%

3,6%

Преподаватели университета вели уроки/кружки в школе (центре доп. образования / колледже / техникуме)

15,5%

7,8%

5,7%

7,4%

11,9%

10,4%

11,2%

6,0%

8,4%

8,3%

10,1%

Занимался на подгото-вительных курсах

5,2%

3,9%

4,6%

8,0%

6,0%

10,4%

3,7%

2,4%

6,0%

6,3%

2,2%

Другое

3,4%

0,0%

4,6%

2,3%

0,0%

6,1%

4,7%

3,6%

2,4%

1,0%

0,0%

       

Также стоит отметить, что лидерами в соцопросе первокурсников стали варианты ответов, касающиеся источников поиска информации о ПетрГУ:

  • 86,4% опрошенных  указали сайт Петрозаводского государственного университета.
  • 37,0% опрошенных обозначили общение со студентами ПетрГУ.

Несмотря на то, что в этом году была вновь дистанционная подача документов в вуз и на вопрос "Каким способом, на Ваш взгляд, лучше подавать документы?" за личный приход в университет и личную подачу документов отдали свой голос 19,0% опрошенных первокурсников, а 80,7% устраивает дистанционный формат приёмной кампании (посредством электронной почты, личного кабинета на сайте ПетрГУ или сервиса "Госуслуги").

Социологический мониторинг является важной составляющей частью анализа профориентационной работы университета. Непростая ситуация, которая происходит второй год в стране и мире, в целом, немного повлияла на результаты приёмной кампании, но важен факт того, что нынешние первокурсники доверяют университету и качеству образования, подав свои документы в ПетрГУ, причём более 50% опрошенных изначально сделали свой выбор в пользу только Петрозаводского государственного университета.

Социологический мониторинг студентов 1 курса проводится Управлением довузовской и профориентационной работы в рамках профориентационной работы университета при поддержке лаборатории социологических исследований.

 Управление довузовской и профориентационной работы

Адрес:
Главный корпус (пр. Ленина, д. 33), 259 каб.

Телефон(ы):
(814-2) 71-96-33

otdelprof@petrsu.ru

Последние новости