Итоги социологического мониторинга первокурсников
Одной из главных целей опроса студентов 1 курса является оценка характера довузовской интеграции старшеклассников, сотрудничества с университетом до момента поступления.
В ходе мониторинга было опрошено 1252 первокурсника (1313 было опрошено в 2021 году), из которых оказалось 686 девушек и 555 юношей. По итогам прошлогоднего мониторинга 2021 года на 1 курсе было опрошено 703 девушки и 586 юношей.
Средний возраст опрошенных 18,3 лет.
До момента поступления в ПетрГУ из числа опрошенных первокурсников окончили:
- 68,1% среднюю общеобразовательную школу (68,2% в 2021 году).
- 24,0% лицей или гимназию (26,0% в 2021 году).
- 6,5% учреждения среднего профессионального образования (4,3% в 2021 году).
- 1,2 % опрошенных выбрали вариант ответа "другое" (из числа образовательных организаций, где учились нынешние студенты 1 курса, были указаны Карельский кадетский корпус, Частная независимая школа, вуз).
- 0,2% не дали ответа на поставленный вопрос.
На вопрос анкеты "В какие учреждения подавали документы?", голоса респондентов разделились следующим образом:
- 54,7% подали документы при поступлении только в ПетрГУ (51,2% в 2021 году).
- 21,2% в вузы Москвы или Санкт-Петербурга (24,3% в 2021 году).
- 26,0% в другие вузы России (26,5 в 2021 году).
- 0,7% в вузы за рубежом (0,6% в 2021 году).
На вопрос анкеты "На какой основе Вы поступили в ПетрГУ?" были даны следующие ответы:
- 75,5% по общему конкурсу (74,5% в 2021 году).
- 7,2% по целевому направлению (8,5% в 2021 году).
- 2,7% приём по квоте (2,9% в 2021 году).
- 13,8% платно (13,7% в 2021 году).
Среднее количество баллов по 2022 году у зачисленных на 1 курс 207,1. Максимальное количество баллов в этом году составило 300, минимальное 97 баллов, в 2021 году 300 и 112 баллов соответственно.
Необходимо отметить значительно расширенную географию приёма этого года, на обучение приняты представители из 52 регионов (в 2021 году из 45 регионов), в процентном соотношении это выглядит так:
- 47,5% первокурсников из Петрозаводска.
- 28,8% первокурсников из других городов и районов Республики Карелия.
- 22,9% первокурсников проживали за пределами Карелии, включая страны за пределами РФ.
- 0,7% первокурсников не дали ответ на вопрос о том, где они проживали до поступления в ПетрГУ.
На вопрос анкеты "Собираетесь ли Вы работать по специальности? Если да, то представляете ли себе характер, содержание и условия вашей будущей профессиональной деятельности?" от первокурсников были получены следующие ответы:
- 48,2 % да, знают в общих чертах, что предстоит делать (48,7% в 2021 году).
- 33,2 % да, полностью представляют (31,7% в 2021 году).
- 9,7 % имеют смутные представления (11,2% в 2021 году).
- 1,3 % вообще не имеют представления, что предстоит делать (1,4% в 2021 году).
- 6,4 % не собираются работать по специальности (5,6% в 2021 году).
- 1,1 % не дали ответа на поставленный вопрос (1,3% в 2021 году).
Как и в прошлом году большинство первокурсников уже сейчас имеют представление о характере, содержании и условиях их будущей профессиональной деятельности. Это говорит о хорошей профориентационной ориентированности таких студентов. Хочется надеяться, что в скором времени те первокурсники, кто дал неопределенные ответы о своей будущей профессиональной деятельности, определятся с выбором, а учеба в ПетрГУ и будущая практика им в этом помогут.
В вопросе анкеты "Насколько важными были при выборе направления подготовки следующие причины (1 – не имела никакого значения, 5 – важнейшая роль)" лидировали такие варианты ответов, как:
- Желание работать в данной профессиональной сфере.
- Соответствие направления подготовки способностям и интересам.
- Желание получить в дальнейшем высокооплачиваемую работу.
- Наличие спроса на специалистов данной профессии на рынке труда.
- Высокая престижность профессии
- Невысокий конкурс (мне было проще сюда поступить)
- Нежелание идти в армию (среди юношей)
- Совет родственников, знакомых
- Другое (под другими причинами были указаны: "возможность вести частную практику", "желание обучаться именно в ПетрГУ", "хотел в ПетрГУ", "любовь к детям", "поиск себя", "люблю учиться новому", "потребность в медицинских знаниях", "личный интерес к данной сфере", "для получения дальнейшего образования", "рядом с домом", "ситуация в мире (ближе к дому)").
Варианты ответов, касающиеся сотрудничества с Петрозаводским университетом до момента поступления и довузовской интеграции школьников, распределились следующим образом:
- 41,6% опрошенных на вопрос о сотрудничестве ответили утвердительно (39,7% в 2021 году).
- 18,9% участвовали в интеллектуальных соревнованиях (конкурсах / конференциях / олимпиадах), проводимых университетом из числа опрошенных (13,9% в 2021 году).
- 6,0% занимались в очных и дистанционных образовательных программах ПетрГУ - (5,6% в 2021 году).
- 3,7% опрошенных участвовали в творческих/спортивных/волонтёрских студенческих коллективах (3,1% в 2020 году).
- 8,4% обозначили сотрудничество с преподавателями ПетрГУ (уроки/кружки в школе (центре доп. образования / колледже / техникуме) (9,2% в 2021 году).
- 4,6% нынешних первокурсников занимались на подготовительных курсах ПетрГУ (5,6,% в 2021 году).
Необходимо отметить и выбранную категорию ответа "Другие виды сотрудничества с ПетрГУ" (1,5%), куда были внесены первокурсниками следующие варианты ответов: "в прошлом году поступала в другой институт ПетрГУ", "встречи с преподавателями во время экскурсий", "готовила Юбилей Академического хора 2019-2022", "два года училась на ФТИ, была частью ССО", "играла на фестивале студенческой лиги КВН", "обучалась на другом направлении и в другом институте ПетрГУ", "поступала на заочное обучение", "работала в проектной деятельности со студентом ПетрГУ", "сотрудничество с Доброцентром", "ходил на курсы экскурсоводов".
В этом году процент довузовской интеграции школьников в среду университета (41,6%) оказался выше прошлогоднего (39,7%), это неудивительно, так как в 2022 году увеличился показатель участия школьников во внутривузовских интеллектуальных соревнованиях, а у вузов во время приёмной кампании этого года вновь появилась возможность давать дополнительные баллы за победы в своих внутренних интеллектуальных соревнованиях. По итогам приёма этого года в состав студентов 1 курса было зачислено 145 человек, получивших дополнительные баллы за победы в олимпиадах и иных интеллектуальных соревнованиях, проводимых в том числе Петрозаводским государственным университетом для школьников. Также увеличился и процент первокурсников (54,7%), подавших документы только в ПетрГУ (в 2021 году это был 51,2%).
Интересна выборка по институтам, касающаяся сотрудничества с университетом, которую сделали в лаборатории социологических исследований: Случалось ли Вам за последние два-три года сотрудничать с ПетрГУ?
ИБЭАТ |
ИИПСН |
ИИЯ |
ИЛГиСН |
ИМИТ |
ИПП |
ИФ |
ИФКСиТ |
ИЭП |
МедИн |
ФТИ |
|
Нет, никак не сотрудничал(а) |
68,6% |
64,8% |
55,0% |
73,2% |
61,3% |
52,8% |
51,5% |
75,6% |
70,9% |
76,6% |
74,3% |
Участвовал(а) в интеллектуальных соревнованиях (конкурсах / конференциях / олимпиадах), проводимых университетом |
11,4% |
23,8% |
22,5% |
16,5% |
26,3% |
20,4% |
32,3% |
11,5% |
23,3% |
11,5% |
13,9% |
Занимался в очных и дистанционных образовательных программах ПетрГУ |
4,3% |
4,8% |
8,8% |
5,5% |
7,3% |
8,3% |
8,1% |
3,8% |
2,3% |
6,0% |
5,9% |
Участвовал в творческих/спортивных/волонтёрских студенческих коллективах |
5,7% |
7,6% |
3,8% |
3,1% |
1,5% |
6,5% |
5,1% |
2,6% |
0,0% |
2,1% |
5,0% |
Преподаватели университета вели уроки/кружки в школе (центре доп. образования / колледже / техникуме) |
15,7% |
4,8% |
16,3% |
7,1% |
5,8% |
13,9% |
10,1% |
9,0% |
1,2% |
6,8% |
7,9% |
Занимался на подготовительных курсах |
7,1% |
1,0% |
5,0% |
1,6% |
5,1% |
12,0% |
3,0% |
5,1% |
3,5% |
5,5% |
2,0% |
Другое |
2,9% |
0,0% |
0,0% |
1,6% |
2,9% |
4,6% |
3,0% |
2,6% |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
Также стоит отметить, что лидерами в соцопросе первокурсников стали варианты ответов, касающиеся источников поиска информации о ПетрГУ: 84,4% опрошенных указали сайт Петрозаводского государственного университета, и общение со студентами ПетрГУ обозначили 41,5 % опрошенных первокурсников.
В этом году была разрешена очная подача документов в вуз и следующие две выборки тоже будут очень интересны:
Каким способом Вы подавали документы в ПетрГУ?
N |
% |
|
Нет ответа |
5 |
0,4% |
Личный приход |
639 |
51,0% |
Личный кабинет абитуриента на сайте ПетрГУ |
471 |
37,6% |
Госуслуги |
137 |
10,9% |
Итого |
1252 |
100,0% |
Каким способом, на Ваш взгляд, лучше подавать документы?
N |
% |
|
Нет ответа |
8 |
0,6% |
Личный приход |
700 |
55,9% |
Личный кабинет абитуриента на сайте ПетрГУ |
433 |
34,6% |
Госуслуги |
111 |
8,9% |
Итого |
1252 |
100,0% |
Социологический мониторинг является важной составляющей частью анализа профориентационной работы университета. Несмотря на сложную ситуацию, которая происходит в мире уже несколько лет подряд и накладывает свой отпечаток на приёмную кампанию, тем не менее, нынешние первокурсники как из числа жителей Республики Карелия, так и других регионов, включая зарубежные страны, доверяют нашему университету и качеству образования, подав свои документы в ПетрГУ, причём более 50% опрошенных первокурсников изначально сделали свой выбор в пользу только Петрозаводского государственного университета.
Социологический мониторинг студентов 1 курса проводится Управлением довузовской и профориентационной работы в рамках профориентационной работы университета при поддержке лаборатории социологических исследований.