20 марта отмечается Международный день счастья



20 марта 2023 года
А что такое счастье? Сегодня мы попробуем немного в этом разобраться с помощью ученых. Состояние счастья, которое большинство из людей испытывало хотя бы однажды в жизни, в последнее десятилетие исследуется с нарастающей интенсивностью. Количество статей на тему "счастье" в мировой физиологической литературе увеличилось с 150 в 2006-м до 1500 в 2021 году.

Состояние счастья является функцией мозга и поэтому может быть исследовано и понято при помощи физиологических методов. Может ли физиология помочь в понимании счастья?

А.Ю. Мейгал, профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой физиологии человека и животных, патофизиологии, гистологии Медицинского института:

Начнем с определения. В физиологии, как и в других эмпирических науках, имеются общепринятые термины, концепции и определения, которые позволяют понимать мысль оппонента. Однако в разных языках полного соответствия в определении понятия "счастье" не имеется. Например, в английском языке понятию "счастье" соответствует "happiness", что означает скорее "радость" или "блаженство". Немецкий язык для обозначения счастья предоставляет нам слово "Glück", что, опять же, значит "радость" или "удача". Этимология русского слова "счастье" подразумевает наличие своей части или доли (хорошей доли, разумеется), общей со всеми доли (тоже, разумеется, хорошей) или сопричастия общему, опять же, хорошему делу. Что бы оно ни отражало, "счастье" как научное понятие существует и переживается всеми людьми планеты примерно одинаково.

Согласно современным данным физиологии, в понятии счастья имеется два компонента или, скорее, уровня, которые на самом деле известны давно, будучи предложены еще Аристотелем. Первый компонент или уровень счастья − это просто позитивный аффект, который со времен Аристотеля называется гедонистическим компонентом счастья. Это глубоко личное переживание большой радости или блаженства, которые проистекают из удовлетворенности жизнью, чувства безопасности, надежного будущего. Во всех этих аспектах счастья (блаженства) просматривается нечто общее − позитивная оценка или "награда" со стороны других или самого себя ("reward"). С точки зрения науки, "награда" − это уже вполне физиологический термин, поскольку он имеет привязку к определенным структурам мозга и биологически активным веществам, которые попадают в кровь или мозг (гормоны и нейротрансмиттеры, соответственно) при достижении желаемой цели.

Мозговые структуры, ответственные за гедонистический компонент счастья (блаженство), относительно точно идентифицированы. К ним можно отнести мотивационные петли, включающие орбитофронтальную, медиальную префронтальную и островковую кору, поясную извилину коры, бледный шар из числа базальных ганглиев, прилегающее ядро перегородки и гипоталамус. В целом, эти разбросанные по мозгу как архипелаг структуры формируют связанный воедино так называемый центр "удовольствия", а все части этого центра занимают приличный объем мозговой ткани.

Для гедонистического уровня счастья характерно то, что оно имеется и у остальных млекопитающих и, таким образом, носит оттенок "животного" счастья. Поэтому гедонистические радости также называют "базовыми" видами удовольствия, связанными в основном с едой и сексом (сытость, аппетит к какой-то особой еде даже в сытом состоянии, половое влечение). Соответственно, введение стимулирующих электродов в названные выше области коры экспериментального животного может вызвать чувство удовольствия, почти идентичное реальному.

Таким образом, гедонистическое счастье в целом напоминает состояния сытости, умиротворения и спокойного бытия, которое опосредуется активностью нейротрансмиттера серотонина (5-гидрокситриптамина). Также, для гедонизма характерно стремление к рискованной, но достижимой цели с целью получения награды, что связано с нейротрансмиттером дофамином и мезолимбической системой мозга. Для гедонистического уровня характерна и связь с состоянием "преодоления", например, при физической, часто болезненной, нагрузке. В данном случае, это состояние достигается при помощи эндорфинов (эндогенных морфинов) и энкефалинов. Заметим, в каждом из этих случаев присутствует элемент "желания и награды".

Второй компонент счастья − эудеймонический. Термин "эудеймон" был предложен Аристотелем и может быть переведен как "хорошо (правильно) проживаемая жизнь" и он связан с удавшейся самореализацией, осуществленным призванием в жизни. Этот термин в последние годы широко используется в нейробиологии. Есть похожие определения этого уровня счастья, например, "счастье со смыслом", "осмысленная вовлеченность в жизнь". Для эудеймонического уровня счастья в последние годы идентифицирована собственная нейрональная сеть, которая выполняет и некоторые другие функции − недавно открытая Brain Default Mode Network (DMN, мозговая сеть "по умолчанию").

DMN представляет собой один из десяти известных на сегодняшний момент "хабов", т.е. сетей мозга с высокой коннективностью. Нейронная сеть DMN активна тогда, когда человек отдыхает и не занимается когнитивной или прагматической активностью, то есть ни о чем не думает и ничего не делает. Состояние, в котором пребывает мозг в этот момент, похоже на "мечтания" и называется "блуждание разума" (mind wandering). Человек просто наблюдает то, что приходит ему в голову само по себе, без стимула и без сигнала. В это время также возникают мысли о будущем и приходят автобиографические мысли. Человек видит себя одновременно во всех временах. Это как бы "самооценочное" состояние (self-reference), то есть "наедине с самим собой", "по-честному". Именно в этом состоянии человек воспринимает себя таким, какой он есть. Если он в это время счастлив, значит, он действительно счастлив, без мыслей о достатке, награде, наказании, тревогах. Возможно, эта система является и коррелятом или индикатором совести. Все остальные "хабы" мозга являются сетями исполнительного характера, связанные с умственным или практическим действием. Нейробиологически DMN включает в себя заднюю поясную извилину, боковую височную и затылочную кору, внутреннюю теменную кору, предклинье, гиппокамп и внутреннюю префронтальную кору. Частично эти структуры совпадают с гедонистическими структурами мозга.

Надо сказать, что в эудеймоническом уровне счастья, возможно, есть и другие, более высокие градации. Например, в некоторых исследованиях выделяют понятие счастья, связанное с самопожертвованием и служением идее, что само по себе награда для некоторых людей. В общем, физиологическое понимание счастья делает успехи, хотя бы в том, что ставит важные вопросы и пытается на них ответить.

Н.В. Патроева, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка Института филологии:

Когда задумываюсь о счастье, вспоминается эпизод из замечательного фильма С. Ростоцкого "Доживем до понедельника", в котором юный поэт-старшеклассник пишет в школьном сочинении: "Счастье – это когда тебя понимают". Как точно сказано, на века!

Если мы заглянем в словари русского языка, то убедимся в том, что счастье по своему происхождению оказывается родственным таким словам, как часть, участь, кусок и даже, согласно одному из этимологических толкований, чаша, – все эти понятия связаны с идеей разделения, отделения некой доли от чего-то целостного. Кстати, доля в одном из значений – тоже судьба, счастливая и несчастная, то есть первоначально, в мифологическом сознании наших языческих предков, часть добычи, полученной на охоте, на войне, доставшаяся человеку по воле богов. Удача, один из синонимов слова счастье, восходит также к идее неожиданного дарения, подарка фортуны, благодаря колесу которой человеку везет. Слова "талан" (народно-поэтический архаизм – синоним везения, удачи, счастья) и "талант" тоже имеют несомненную ассоциативно-образную связь. Получается, что счастье – дар судьбы, такой же, как и талант, и им нужно правильно распорядиться.

Об этом этимологическом родстве важнейших онтологических понятий нам всем очень важно помнить: как распорядиться этим даром судьбы, на что употребить талант, какими средствами добиваться удачи, как расплатиться с другими людьми за счастье, каким путем идти навстречу удаче?

Главное для достижения подлинного счастья, за которое не будет стыдно, – это, по-моему, не изменить себе, своей совести, добру, правде, высокой жизненной цели – своему предназначению на земле. И конечно же, любовь родных, близких, учеников.

Юлия Юрьевна Терюшкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики общего и профессионального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ:

Категория "счастья" рассматривается и изучается разными специалистами. Как было бы здорово открыть секрет, как быстро и без усилий стать счастливым.
Современная тенденция − книги, фильмы, статьи о счастье, призывы к счастью − не нова сама по себе. Но именно сейчас прогресс, информатизация, рост гуманистических идей даёт этот эффект.

У людей освободилось время благодаря роботизации, именно это заставляет задуматься о себе, своей жизни, механизмах развития и, конечно, счастья, а радости как составляющей.

Однозначно как специалист скажу, что сейчас есть перекос в пропаганде этого явления. Человек имеет спектр эмоций, которые необходимы для выживания, счастье − только одна из них. Именно разнообразие эмоций, чувствование их адекватно ситуации является показателем зрелой личности.

Человек не может испытывать счастье круглосуточно, потому что жизнь наполнена разнообразными ситуациями. Но людей можно очень условно разделить на тех, у кого позитивная картина мира, они многие события могут увидеть через юмор, найти плюсы, "улыбнуться" своей неудаче. Другая группа − с негативной картиной мира − чаще проявляет отрицательные эмоции, с трудом демонстрирует позитивные.

Волков Алексей Владимирович, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и культурологии ПетрГУ:

Счастье есть, а смысла нет, я слышал такое. Тема смысла больше занимает, чем проблема счастья. Имея материальное благополучие, социальное признание, люди могут ощущать отсутствие смысла, неудовлетворенность. Нет согласия с самим с собой.

Философия, культура как таковая, как интеллектуальная деятельность, поэты, режиссеры острее переживают тему смысла жизни.

Античная философия: Платон, Эпикур, стоики говорят о том, что при всем разнообразии человек может только опираясь на свои силы жить счастливой жизнью, по минимуму завися от окружающего мира.

Счастье видели в аскетическом образе жизни, по минимуму завися от окружающего мира, когда человек не завися от окружающей среды, собственными силами устраивает свое счастье. Можно жить утилитарными планами. Например, получить образование, написать статью и т. д.  И не спрашивать, что за этим стоит, к чему все, зачем все это? А успешность оценивается по эффективности достижения поставленной цели: получить образование, найти работу, создать семью. Есть люди, которым этого достаточно.

Философия, в каком бы виде мы не брали, будет возвращаться к мысли, что человек живет во времени под давлением времени. А время не только осмысляется, но и добавляет опыта, мудрости. Человек снова начинает искать то, что его обновит. Будьте готовы к психологическому обновлению.

И есть разные рецепты счастья, у каждого они свои. Но сама жизнь устроена так, что она предназначена для счастья.

Пресс-служба ПетрГУ

 Институт педагогики и психологии

Адрес:
Учебный корпус №11 (ул. Пушкинская, д. 17), 103 каб.

Телефон(ы):
(814-2)76-92-29

kulagin@petrsu.ru

 Институт филологии

Адрес:
Главный корпус (пр. Ленина, д. 33), 335 каб.

Телефон(ы):
(814-2) 71-10-50

iklimova@petrsu.ru

 Медицинский институт

Адрес:
Теоретический корпус (ул. Красноармейская, д. 31 ), 349 каб.

Телефон(ы):
(814-2) 78-15-50

direk-mi@petrsu.ru

Последние новости