Дениз Уайли - давний друг ПетрГУ



22 июня 2020 года
Визуальная художница Дениз Уайли (Denise Wyllie) из Лондона уже несколько десятилетий широко известна карельским любителям искусства.

Многоцветность творческой палитры, политематичность работ, выполняемых в самых разных жанрах и стилях, богатство фантазии, новаторство приемов и методов - вот  далеко не полный перечень ее достоинств как тонкого мастера кисти и талантливого исследователя. Монументальные проекты и серии живописных полотен Дениз Уайли: Rosalind Franklin: Discovering DNA’s structure’; The Hope That Surrounds Us’; Being together’; Transformations in Science and Art’; Spring gardens’ получили высокую оценку любителей живописи на самых престижных международных выставках. Дениз Уайли - член международной Art-group, созданной еще в середине 1990-х гг. художниками  г. Петрозаводска и Лондона. Впечатления, полученные от путешествий по нашему северному краю, она запечатлела в своих сюжетных зарисовках, пейзажах, инсталляциях, видео- и анимационных фильмах,  наиболее яркие из которых: Divine Nature’; Deep White Sea’; Pine Forests’  хорошо известны карельским зрителям. Уже несколько лет Д. Уайли  тесно контактирует с преподавателями и студентами Петрозаводского государственного университета, участвуя в совместных творческих проектах. Сейчас, в канун 100-летней годовщины Республики мы решили взять у нее небольшое интервью.

- Дениз, когда и как началось Ваше знакомство с Карелией?

- Это было в 1990-х годах на одной из лондонских выставок, когда я впервые увидела очень интересные работы петрозаводских художников: Сергея Терентьева, Владимира Лобанова, Маргариты Юфа и познакомилась с ними. Именно тогда и зародилась идея о нашем возможном сотрудничестве. Вскоре карельские коллеги пригласили меня поучаствовать в совместном проекте в рамках творческой группы ArtContact. С тех пор мы практически не расстаемся.

-  Скажите, как формировался Ваш творческий стиль?

- Как и большинство художников, я пришла к нему методом проб и ошибок, хотя учеба в Академии изящных искусств г Безансон, куда я поехала в свое время по студенческому обмену от Лондонской художественной школы, также сыграла в этом немаловажную роль. Именно там, в долине Франш-Конте, состоялось первое знакомство с  римскими артефактами, с  памятниками минувших эпох, которые произвели  на меня неизгладимое впечатление. Я получила возможность глубоко изучить историю европейского изобразительного искусства, а также работать индивидуально и самостоятельно, на совершенно новой основе. Что касается техники офорта и скрин принта, которую я широко практикую в своем творчестве, то освоить ее мне довелось чуть позже, в Кингстонском и Уимблдонском университетах.

 - Вы  работаете в самых разных стилях и жанрах. Какой из них является Вашим любимым?

- Мне трудно ответить на этот вопрос, как и любому художнику. Ведь я  уже много лет успешно занимаюсь как живописью, акварелью, гравюрой, литографией, шелкографией, так и ландшафтным дизайном, инсталляциями. Более десяти лет назад я освоила сравнительно новый для себя жанр анимации. К уже давно известным зрителям фильмам "Первая темнота", "Письма из Лондона", включившим целую серию живописных миниатюр и пейзажей, добавился тогда еще один совместный короткометражный проект "Глубокое Белое море", созданный на основе незабываемых впечатлений от путешествий по вашему удивительному северному краю. Кроме того, в течение последних лет я активно работаю в жанре электронной визуализации, который  предлагает массу возможностей не только для  оптимального самовыражения, но и для "стирания" существующих канонов и границ между художественными формами. На мой взгляд, современному художнику это просто необходимо.

- Вы работаете в очень широком тематическом спектре: циклы "Трансформации в науке и искусстве" , "Розалинда Франклин: исследования ДНК", серии живописных и акварельных миниатюр "Весна в саду", "Падение лета" и др. Чем это можно объяснить?

- Темы ко мне зачастую приходят неожиданно, порой даже необъяснимо. Источниками же вдохновения могут служить как фантастические либо давно забытые многими исторические сюжеты, реминисценции, так и картины природы, в которую я влюблена вот уже много лет. Я никогда не понимала, как кто-то может выбрать какую-либо одну сюжетную линию и использовать только ее для выражения своего настроения и мироощущения.

- Расскажите нам, когда Вы впервые начали рисовать?

- Рисовала я с самого раннего детства, делая наброски, миниатюры, эскизы. Причем всегда находила самые неожиданные цветовые сочетания, используя для этого вместо традиционных красок различные пищевые и растительные красители, обувные кремы, гуталин, ваксу, канцелярский клей. Одно из моих воспоминаний раннего возраста показывает, что я с самого начала представляла себя именно художником. 

Когда мне было четыре года, я спрятала один свой рисунок под лестничным ковром. Три года спустя моя мама случайно нашла его. Она спросила меня, зачем я туда его положила. Я ответила, что хочу показать свое творение родным и друзьям в будущем, когда уже стану знаменитой. На этой картине была изображена сидящая женщина со скрещенными и тщательно раскрашенными пальцами на руках, образ, который много раз повторялся в моих более поздних картинах.

- Дениз, какие новые совместные с Карелией проекты Вам удалось реализовать в последнее время?

- Среди наиболее интересных стоит упомянуть музыкально-художественный проект "Английская коллекция" с участием известных лондонских музыкантов Лауры Ван дер Хейден и Петра Лимонова, состоявшийся в ноябре 2019 г. в Государственной Филармонии Республики Карелия. Я очень рада, что помимо чудесного концерта, карельские зрители смогли увидеть выставку моих последних композиций, созданных по следам впечатлений от "розовых шедевров" всемирно известного британского садовода Дэвида Остина и сравнительно недавней поездки по Японии. Мне особенно приятно, что активными участниками этого международного музыкально-художественного проекта стали преподаватели и студенты ПетрГУ, а самими инициаторами выступили мои верные друзья: искусствовед Мария Юфа, а также профессор Медицинского института ПетрГУ Рудольф Мельцер и доцент Института иностранных языков ПетрГУ Сабина Недбайлик, которые, вместе со своими студентами, помогли не только организовать мероприятие, но и собрать все необходимые фото- и видеоматериалы  для освещения его в Пресс-Релиз.

Кроме того, в марте этого года мне выпала большая честь участвовать в работе экспертной комиссии муниципального школьного конкурса на лучшую эмблему Карелии с представлением на английском языке, посвященного 100-летнему юбилею Республики. Должна сказать, что многие работы юных петрозаводчан приятно удивили меня как оригинальностью замысла, так и воистину профессиональным исполнением. Думаю, что за ними будущее.

- Когда же мы снова увидим Вас в Петрозаводске?

- Думаю, что довольно скоро. У меня уже есть планы, связанные с новыми совместными проектами, и я с нетерпением жду продолжения нашего творческого диалога с Карелией. 

 

Вела интервью Инна Дмитриева

 Институт иностранных языков

Адрес:
Учебный корпус №2 (ул. Правды, д. 1), 312 каб.

Телефон(ы):
(814-2) 57-55-53

kreneva@petrsu.ru

Последние новости