Профессор Виноградова: "Продолжим работать, расти, учить и развиваться…"
Что значит для профессора Виноградовой эта награда, кем в большей степени она себя видит – ученым или педагогом, над какими проектами работает, об этом и не только пресс-служба ПетрГУ узнала из первых уст.
— Не стало ли это уже рядовым для Вас событием? О чем подумали, что почувствовали, узнав о новой награде?
— Любая награда – это совсем не рядовое событие. И любая награда почетна. Не важно, какого она уровня или ранга. Это всегда приятно и значимо. Поскольку в моей трудовой жизни два направления – педагогическое и научное, награда по образованию – это признание педагогических способностей. Награда по науке – это признание научной деятельности. Для меня это награждение получилось неожиданным и очень приятным. Очень многим хочется сказать слова благодарности за то, что такая награда стала возможной. Я считаю, что это достижения всего нашего педагогического коллектива кафедры. Безусловно, это награда не только моя, а всех сотрудников нашей кафедры. Они – моя поддержка, мои советчики и мои судьи. Поэтому хочу поблагодарить всех и каждого в отдельности за вклад в наше общее дело по образованию и воспитанию студентов, за позитивный настрой и активность, за оптимизм и надежды, за фантазию и креатив, за постоянное стремление развиваться и помогать.
Сейчас время насыщенное, интересное и результативное. Я думаю, что мы продолжим работать, расти, учить и развиваться, постараемся и дальше получать достойные награды.
— Какая из наград наиболее значимая для Вас?
— И для получения каждой необходимо было приложить немало усилий. И какая представляет наибольшую ценность – я даже не могу сказать. Все ценны и неповторимы.
— Ваш труд отмечен как на педагогическом поприще, так и в науке? Что вам больше нравится - учить, или исследовать?
— Учить люблю и умею. Работаю в университете уже достаточно давно (30 лет, как-никак). Но чтобы кого-то именно учить, а не поучать (это все любят), надо самому что-то знать. Следовательно, чтобы давать только проверенную информацию и полезные знания, приходится самой во все вникать досконально. Вот тогда и приходит на помощь наука. Поэтому педагог должен быть ученым, а ученый без учеников – никто. Получается, что «учить» и «исследовать» – эти два глагола взаимосвязаны, находятся в одной сцепке. Поэтому мне нравится повышать собственный уровень знаний, ради того, чтобы учить студентов, рассказывать новое и интересное.
— Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать педагог, а какими ученый?
— Мы живём в удивительное время: мир вокруг нас очень быстро меняется практически до неузнаваемости. Поэтому первое, что нужно уметь - меняться. Это самое сложное, но необходимое условие существования полноценной личности. Второе - признавать свои ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. И третье - развиваться. Если раньше картина мира не менялась на протяжении жизни нескольких поколений, то теперь всё развивается настолько стремительно, что, как говорила Чёрная Королева в «Алисе в Зазеркалье», для того, чтобы остаться на месте, нужно «бежать со всех ног».
Самокритичность и самоирония – также необходимые качества. А еще любознательность и терпение. Терпение — потому, что не все складывается так быстро, как бы этого хотелось. Любознательность — потому, что науки тесно переплетаются и ученый сегодня не может быть узким специалистом. Но главное качество для ученого — это увлеченность, желание открыть что-то новое.
— Над чем Вы сейчас работаете? В каких проектах участвуете?
— Проектов много, как и работы. Катастрофически не хватает времени. Наши направления научных исследований настолько разнообразны, что охватывают большинство проблемных зон в науке. Геронтология, фармакология, фармация, экология, все проблемы северных территорий – это то, чем мы занимаемся в настоящее время.
— Что хотите пожелать студентам, преподавателям и сотрудникам в честь 80-летия университета?
— Поздравляю с юбилеем и хочу от души пожелать, чтобы наш университет выпустил ещё много замечательных и талантливых специалистов своего дела, чтобы в стенах университета у преподавателей всегда была возможность полной самореализации, а у студентов — возможность получить необходимые знания и накопить отменный опыт практики.