Совет РАО о тематике диссертаций по педагогическим наукам
В Совет РАО входит более 30 академиков и член-корреспондентов РАО, ученые и представители научных и образовательных организаций, активно ведущие исследования в области наук об образовании. Председатель совета – Владимир Михайлович Филиппов, вице-президент РАО, председатель ВАК при Минобрнауки России. По инициативе В.М. Филиппова в состав совета включен д-р физ.-мат. наук, профессор В.А Гуртов, директор Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ.
На заседании совета заслушали и обсудили доклад на тему "О формировании актуальных тематик диссертационных исследований в области наук об образовании".
Во вступительном слове В.М.Филиппов отметил, что формирование перечня актуальных тематик диссертационных исследований в сфере наук об образовании призвано стать ориентиром для выбора тем диссертационных исследований соискателями ученой степени кандидата\доктора педагогических наук, их научными руководителями и консультантами, а также инструментом для диссертационных советов по оценке актуальности темы диссертации.
С докладом выступили В.А. Гуртов и Л.В. Щеголева. Работа по формированию актуальных тематик диссертационных исследований ведется Центром бюджетного мониторинга в течение 2022 года. Предварительно был проведен анализ диссертационных исследований по педагогическим наукам на ретроспективном период е с 2011 по 2020 год (период действия Номенклатуры 2009). Тогда было защищено 9749 диссертаций по отрасли "педагогические науки", в том числе 869 докторских диссертаций и 8880 кандидатских диссертаций. Рассмотрено три среза при анализе тематики диссертации − уровни образования, включая профессиональную направленность; преподавание конкретных дисциплин; тематическая направленность контента с использованием экспертного метода и метода на основе частотного словаря ключевых слов.
По результатам проведенного анализа советом было принято решение на плановый 10-летний период (2022-2031) действия новой Номенклатуры научных специальностей 2021 сформировать перспективный перечень актуальных тематик диссертационных исследований.
Формирование тематик проходит в три этапа:
1 этап – сбор в период с 13 июня по 1 августа 2022 года предложений от профильных диссертационных советов (73) и организаций (103) по формулировкам актуальных тематик. В рамках этого этапа на интернет-портале "Кадры высшей научной квалификации" были предложены 3350 актуальных тематик диссертационных исследований по 7 научным специальностям по педагогическим наукам и 203 направления исследований, указанных в паспортах научных специальностей.
2 этап – верификация актуальности предложенных формулировок тематик в период с 15 октября по 20 ноября 2022 года, в которой приняли участие 103 профильные организации и диссоветы. В результате этого 2036 тематик были оценены "актуальными" на 70%.
3 этап – экспертиза отобранных 2036 наиболее актуальных формулировок тематик членами Экспертного совета ВАК по педагогике и психологии, которая планируется в ближайшие 2-3 месяца.
Центром бюджетного мониторинга на всех трех этапах проводилось формирование и обработка данных, а также информационное и аналитическое сопровождение работ. Члены совета при обсуждении доклада отметили высокий научный и методический уровень работ, выполненных Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета.