Центр Адаптивной физической культуры



07 ноября 2017 года
В ПетрГУ при Институте физической культуры, спорта и туризма открылся Центр Адаптивной физической культуры для реабилитации, социальной адаптации и повышения физической подготовки детей с ОВЗ. В этом году был осуществлен первый набор на новую специальность «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Сегодня о Центре Адаптивной физической культуры рассказывает его руководитель – Киэлевяйнен Лариса Михайловна.
 

Про центр

 В России уделяется большее внимание детям с ограниченными возможностями здоровья. В 2012 году в Федеральном законе «Об образовании» впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном обучении и воспитании детей с ОВЗ.

В ПетрГУ при Институте физической культуры, спорта и туризма открылся центр Адаптивной физической культуры для реабилитации, социальной адаптации и повышения физической подготовки детей с ОВЗ. В этом году был осуществлен первый набор на новую специальность «физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».

Сначала мы со студентами выезжали в разные коррекционные школы-интернаты города, проводили спортивные праздники. Потом родители стали интересоваться о проведении регулярных занятий с детьми. Так началась работа центра. В прошлом году у нас была одна группа, в этом уже две (с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с нарушениями ментального характера). В первой группе отрабатываются простейшие движения и несложные упражнения на координацию, во второй – координационные упражнения, простейшую гимнастику и элементы акробатики. Родители помогают в организации, а студенты  вместе с руководителем центра проводят занятия – для них это хорошая инструкторская практика.

 

Про студентов

Студенты – будущие учителя физической культуры. С детьми у них хороший контакт, они общаются практически на одной волне. И воспринимают всё это гораздо легче, чем мы взрослые. Конечно, это ещё и важный опыт – им важно окунуться в эту особую атмосферу и понять, как с такими детьми работать.

На основе работы в центре некоторые студенты старших курсов пишут выпускные квалификационные работы. Они проводят исследования, нестандартно используют оборудование и апробируют свои идеи на практике

 

Про детей

Все хотят общаться. У меня есть группа детей с нарушениями ментального характера, но они такие добрые, абсолютно искренние и бескорыстные. После занятий им надо подойти обняться, не потому что им что-то от меня нужно, а потому что им это просто понравилось.

Дети совершенно искренне проявляют свои чувства. И студенты учатся у них этому. Они меняются, начинают осознавать степень своих проблем и степень проблем этих детей и их родителей.

Мы как-то судили соревнования приближенные к ГТО и я смотрела, как наши студенты принимают эти нормативы: берут детей на руки и начинают помогать им делать подтягивания. Конечно, потом у них по 20-40 этих подтягиваний, но зато как они радуются.

 

Про оборудование

У нас очень интересно проходят тренировки – в центре всё яркое красивое, детям постоянно хочется кувырнуться, перекатиться, где-то пролезть, проползти.

Большую часть оборудования мы приобретаем в рамках разных проектов.  По одному из выигранных грантов, к нам скоро придет замечательный «Тренажер Гросса», стол для игры в шоудаун (настольный теннис для слепых) и много игрового оборудования.

 

Про тренажер Гросса

Это уникальная разработка: особая система крепежей, которая позволяет вертикализировать ребенка с ДЦП. С его помощью правильно распределяется нагрузка на мышцы и активизируется работа суставов. На нем можно тренировать все движения от элементарного вставания и перемещения на четвереньках, до езды на велосипеде, самокате, роликах и всевозможных подвижных игр.

Для ребенка очень важны эти впечатления и возможность выполнить как можно больше различных двигательных действий. Таким образом, активизируется его двигательная система. Жизнь такого ребенка становится намного полноценнее.

Юхан Гросс — человек уникальный – четырёхкратный чемпион Эстонии по фигурному катанию, шестикратный чемпион мира по зимнему виндсёрфингу, доктор педагогических наук. Изначально свой тренажер он придумал для отработки сложных трюков фигурного катания. Позже он перенес эту систему в адаптивную физическую культуру и запатентовал её. Результаты самые замечательные. Тренажер этот можно использовать везде, даже в бассейне.

 

Планы на будущее

В планах расширить помещение, установить новое оборудование и увеличить штат специалистов. Мы хотим, чтобы занятия проходили не только факультативно, а чтобы детей к нам приводили каждый день.

Эпилог

Такое общение становится важным не только для «особенных» детей, но и для нас самих – именно так мы становимся добрее, искреннее. А у детей появляется надежда, что они смогут жить полноценной жизнью.

 

Центр Адаптивной физической культуры работает  в рамках блока 6 «Развитие местных сообществ городской и региональной среды» проекта «Педагогический инновационный парк "Образование 5.0" как инструмент подготовки кадров, формирования новых практик закрепления молодых специалистов в регионе и развития системы непрерывного образования"» Программы развития опорного университета.

 Центр адаптивной физической культуры

Адрес:
Главный корпус (пр. Ленина, д. 33), Гл К

Телефон(ы):
8(953)535-84-41

kielev@mail.ru

https://vk.com/club130263656

Последние новости