В ПетрГУ создана вычислительная система для сопровождения учебного процесса



28 апреля 2020 года
Александр Бородин, старший преподаватель кафедры информатики и математического обеспечения, ведущий программист Научно-исследовательской лаборатории "Информационно-телекоммуникационные системы", рассказал о дистанционном обучении студентов.

У меня нет единственной платформы, к которой я по тем или иным причинам привязан.

В качестве системы поддержки электронных курсов я использую Moodle. Для контактов со студентами − электронную почту и социальные сети: официальную страницу института в сети "ВКонтакте" и беседы курсов. Например, на первом курсе в такой беседе состоит 140 человек! И это самый быстрый способ доставки информации студентам, а также массовых консультаций: не секрет, что на одного задающего вопрос студента есть еще десять студентов с тем же вопросом, но по каким-то причинам стесняющихся его задать.

Переход на дистанционное обучение потребовал создания новых каналов взаимодействия со студентами. Лабораторные работы, которые раньше студенты сдавали в компьютерных классах, теперь сдают в ходе индивидуального видеозвонка в Skype, Discord, Zoom, VK Messenger и других подобных сервисах, обеспечивающих как минимум голосовую связь и демонстрацию экрана. Мне не принципиально, какой именно будет инструмент, я готов использовать любой удобный и привычный студенту. Практические занятия и консультации я проводил с использованием сервисов видеоконференций Jitsi и TrueConf. При этом отдельные фрагменты практик и лекций я записываю с помощью свободно распространяемой программы OBS Studio (свободно распространяемое программное обеспечение для записи видео и проведения прямых трансляций) и предоставляю студентами ссылки на записи для предварительного ознакомления. Уже провел лекцию в виде трансляции "ВКонтакте", сделав это напрямую из OBS Studio.

 На вопрос, был ли готов к такому повороту событий – переходу на дистанционное обучение, Александр Владимирович ответил:

И да, и нет.

Сначала о технологиях. В силу исторических причин и специфики нашего института и конкретно кафедры информатики и математического обеспечения, на которой я работаю, усилиями зав. кафедрой Ю.А. Богоявленского, преподавателей кафедры и сотрудников лаборатории информационно–телекоммуникационных систем уже около 15 лет назад создана и поддерживается, обрастая новыми возможностями, вычислительная система, предоставляющая в том числе ряд сервисов для сопровождения учебного процесса. Я не буду перечислять все, но, например, студентам доступен достаточно мощный учебный сервер, на котором можно работать удаленно − просто подключаясь со своих компьютеров или мобильных устройств.

Также в вычислительной системе уже несколько лет функционирует отдельный экземпляр платформы Moodle, доступный по адресу moodle.cs.petrsu.ru. Для всех моих дисциплин и многих дисциплин коллег в CMS Moodle имеются страницы курсов, наполненные различными учебно-методическими материалами. Некоторые преподаватели создают и используют курсы на предоставляемых РЦНИТ ресурсах на той же платформе Moodle или Blackboard. Стоит отметить, что число преподавателей, использующих дистанционные ресурсы, выросло за последний год в связи с необходимостью обеспечения массового тестирования студентов в рамках подготовки к аккредитации университета.

Дистанционное обучение привело к массовому использованию средств поддержки видеоконференций, но соответствующие сервисы оказались не очень готовы к такому наплыву пользователей. И с 7 апреля, когда вышли с каникул школьники, популярные сервисы видеоконференций и интернет-каналы перестали справляться с резко возросшей нагрузкой. Мне кажется, университет достойно ответил на этот вызов созданием усилиями РЦНИТ локального сервера TrueConf, а на сервере нашей кафедры, в свою очередь, был развернут локальный сервер свободно-распространяемой системы проведения видеоконференций Jitsi.

Что касается методических подходов, то Александр Бородин − сторонник активного использования дистанционных средств:

Горячо поддерживаю инициативы начальника отдела электронных образовательных ресурсов РЦНИО А. Н. Корякиной и её коллег по внедрению дистанционных форм обучения, более того, я считаю, что это никак не повлияет на роль и место университетского образования, и важность прямой передачи знаний от преподавателя студенту будет только возрастать. Просто нынешнее поколение обучающихся, выросших в условиях постоянной мгновенной онлайн-доступности необходимых фактов, все меньше ценит формат лекции, при котором студентам эти самые факты сообщаются. Массовый формат необходим, и я считаю он никуда не денется, но, полагаю, он должен трансформироваться. Студенты должны приходить на такое занятие, уже ознакомившись с опубликованными в сети материалами, в том числе видеолекцией. А преподаватель выступает в роли фасилитатора (от англ. "to facilitate" - "упрощать" − прим. ред.), организатора групповой работы, позволяющей закрепить знания, прояснить сложные моменты, показать возможную связь с будущей профессионально деятельностью, ну и конечно обеспечить контроль. Я давно задумываюсь над этой трансформацией и даже в своем индивидуальном плане преподавателя на этот учебный год поставил себе задачу подготовить корпус видеолекций по одной из читаемых дисциплин. Но всё равно считаю, что нахожусь в самом начале этого пути и предстоит ещё огромная методическая работа.

Рассказывая о культуре дистанционного образования и самоорганизации Александр Бородин отметил:

Надеюсь, со временем мы привыкнем и научимся организовывать свою деятельность в дистанционном режиме, организовывать свое выделенное рабочее пространство дома. 

 кафедра информатики и математического обеспечения

Адрес:
Главный корпус (пр. Ленина, д. 33), 215 каб.

Телефон(ы):
(814-2) 71-10-84, (814-2)71-10-15

ybgv@cs.karelia.ru

http://cs.petrsu.ru/

Последние новости