«Край родной — родное слово: язык, история, культура, ландшафт»



29 июня 2020 года
В ПетрГУ подведены итоги профориентационного мероприятия — V конкурса «Край родной — родное слово: язык, история, культура, ландшафт».

Конкурс является одним из важных профориентационных направлений деятельности вуза: его победители получают дополнительно от 6 до 8 баллов к общему количеству баллов по результатам ЕГЭ в дисциплинах русский язык, литература и история.

В Гуманитарном инновационном парке ПетрГУ завершился организованный и проведённый в тесном сотрудничестве двумя лабораториями: ЛКЭ (Лаборатория лингвистического краеведения и языковой экологии) и ИЛЛМИК (Исследовательская лаборатория локальной и микро истории Карелии) открытый региональный конкурс «Край родной — родное слово: язык, история, культура, ландшафт».

Конкурс, направленный на выявление историко-культурного своеобразия районов Карелии и сопредельных областей, проводится уже много лет (с 2009 г.).

У истоков конкурса — инициатор, вдохновитель и бессменный руководитель в течение многих лет — заслуженный деятель науки РК Любовь Петровна Михайлова (1939—2020). Любовь Петровна, в нынешнем составе оргкомитета, занимавшая позицию почётного председателя, была готова участвовать в заочной экспертизе поступивших на конкурс работ школьников и краеведов до последнего дня своей жизни (24.05.2020). Как и многие другие начинания Л. П. Михайловой в сфере изучения диалектологии и истории русского языка, конкурс «Край родной — родное слово…» продолжают её ученики-последователи и коллеги-единомышленники.

Участники конкурса 2009 года и Л.П. Михайлова
Участники конкурса 2009 года и Л.П. Михайлова
  

В текущем году в условиях пандемии конкурс состоялся исключительно в дистанционном режиме. Организаторы очень признательны руководителям Межрайонных ресурсных центров ПетрГУ и муниципалитетам районов Карелии за информационную поддержку (см.: официальные сайты, например, здесь и здесь). То, что конкурс пришлось проводить без традиционного очного этапа — конференции победителей, потребовало от его главных организаторов: руководителей ЛКЭ (Е. Р. Гусева) и ИЛЛМИК (И. А. Чернякова) и П. С. Ворониной, администратора Гумпарка, особенного внимания к выработке критериев экспертизы. Было организовано слепое рецензирование зашифрованных работ независимыми экспертами с опорой на специально разработанную балльную систему оценок. Во избежание произвольных решений каждый выставленный балл должен  быть обоснован мнением эксперта в индивидуально заполняемом на каждую конкурсную работу протоколе.  

undefined
 
Подведение итогов конкурса в 2016 г.
Подведение итогов конкурса в 2016 г.
 
Всего поступило 19 работ, представленных в трёх возрастных группах: юниоры (5—9 классы), абитуриенты (10—11 классы) и краеведы. В конкурсе по условиям существенно обновлённого в 2019 г. Положения  не могут участвовать дипломированные специалисты-профессионалы в области филологии, истории и географии, работающие в вузах и научно-исследовательских учреждениях. Конкурс проводится для исследователей-любителей, прежде всего для школьников и их учителей, от которых ожидается научно-консультационное сопровождение, в четырёх направлениях краеведения: лингвистическое, историческое, этнографическое и литературное.  

Подведение итогов в ходе онлайн конференции, впервые раскрывшей для жюри имена конкурсантов, выявило следующих финалистов-победителей: 

Краеведение лингвистическое:

ЮНИОРЫ (NB первое место не присуждалось)

II — «Изучение диалектов на примере стихотворений В. И. Росликовой» — Дарья Кузнецова, ученица 6 кл. Кондопожской школы № 8, педагог-руководитель А. В. Голубева.

III — «Гидронимы Вепсской земли» — Кирилл Гапанович, ученик 8 кл. Шокшинской школы Прионежского района, педагог-руководитель О. М. Анухина.

АБИТУРИЕНТЫ

I — «Особенности семантических диалектизмов в сказке Ф. Н. Свиньина "Мертвое кольцо"» — Елизавета Лукашевич, ученица 10 кл. Петрозаводской школы № 10 им. Пушкина, педагог-руководитель Н. В. Артемьева.

II — «О чём говорят географические названия объектов в окрестностях урочища Пороги (Заонежье)?» — Полина Ерохова, ученица 10 кл. Великогубской школы Медвежьегорского района, педагог-руководитель Т. А. Крохина.

III — «Так было… И речь, и быт, и жизнь» — Алёна Орлова, ученица 10 кл. Пудожской школы № 3, педагог-руководитель А. А. Минина.

Краеведение историческое:

ЮНИОРЫ

I — «Устная история поселения: деревня Киндасово» — Артём Петров, ученик 8 кл. Пряжинской школы, педагог-руководитель И. Н. Велеславова.

II — «Причины низкого экономического развития карельской глубинки» — Дана Рубанова, ученица 8 кл. Петрозаводской школы № 27, педагог-руководитель Н. С. Леднёва.

III — «Забытые деревни России: деревня Печная Сельга» — Ксения Щёголева, ученица 8 кл. Мегрегской школы Олонецкого района, педагог-руководитель Т. С. Немолотова.

АБИТУРИЕНТЫ (NB третье место не присуждалось)

I — «История одной мечты: 120 лет постройке мастерами Поморья яхты «Мечта», на которой художник А. А. Борисов совершил экспедицию к берегам Новой Земли в 1899—1901 гг.» — Валерия Кудрицкая (ученица 10 кл.), Вероника Кирсанова (ученица 11 кл.) школы г. Пушкино Московской обл., педагоги-руководители Н. В. Фетисова, А. А. Салин.

II — «Небеса Поморья: роспись часовни Сретенья Господня в селе Колежма» — Варвара Коровина (ученица 10 кл.), Антонина Коровина (ученица 11 кл.) школы г. Пушкино Московской обл., педагоги-руководители Н. В. Фетисова, А. А. Салин.

КРАЕВЕДЫ (NB второе и третье места не присуждались)

I — «Из фронтовых воспоминаний о 32-й отдельной лыжной бригаде» — Ирина Николаевна Рябова, учитель школы пос. Пушной Беломорского района.

Поощрительными дипломами в филологической тематике жюри отмечает работы «Кельяк» и «Ташкатурка», выполненные Варварой Козыревой, ученицей 7 кл., и Русланой Бакуридзе, ученицей 9 кл., Рабочеостровской школы Беломорского района, педагог-руководитель С. П. Пилипенко; в исторической тематике — биографическое исследование «Первый послевоенный директор Пряжинской школы Пётр Адамович Хюппинен» Владислава Ретукина, ученика 8 кл. Пряжинской школы, педагог-руководитель И. Н. Велеславова.

Жюри считает важным отметить представленную на конкурс подборку авторских стихов о карельских достопримечательностях в сопровождении пояснительного словаря упоминаемых терминов, имён и памятных дат, автором которой является Г.А. Тимохов. Такого рода тексты могут использоваться в туристических буклетах, ориентирующих на посещение и знакомство с культурно-историческими ландшафтами нашего края.

Победителей ждут призы от музея Кижи — постоянного партнёра конкурса. Победители получат дипломы, их научные консультанты — учителя — благодарности от оргкомитета конкурса. Всем участникам будут отправлены соответствующие сертификаты в электронном формате. Конкурсные работы, которые по мнению экспертов содержат научный потенциал, могут быть опубликованы после соответствующей доработки в сотрудничестве с научными редакторами-специалистами в электронном научном журнале CARELICA. Жюри отправит всем участникам V конкурса «Край родной — родное слово: язык, история, культура, ландшафт» замечания и рекомендации экспертов по дальнейшему развитию тематики исследований.

 Гуманитарный инновационный парк

Адрес:
Главный корпус (пр. Ленина, д. 33), 207 ауд.

Телефон(ы):
(814-2)71-10-95

gumpark@petrsu.ru

Последние новости