"Наука в лицах": Полина Ледкова



30 сентября 2020 года
Пресс-центр Студенческого научного общества ПетрГУ продолжает рубрику "Наука в лицах", в которой знакомит с перспективными молодыми и более опытными деятелями науки.

Знакомьтесь, молодой ученый - Полина Ледкова – выпускница ПетрГУ. Она в 2020 году окончила Институт биологии, экологии и агротехнологий (направление "Педагогическое образование", профили "Биология" и "Химия"). Исследовательский путь Полина начала в сентябре 2013 года, обучаясь в 9 классе. Тогда в школе посёлка Красное Ненецкого автономного округа (Архангельская область) появился новый учитель биологии и химии: Панарина Наталия Геннадьевна, кандидат биологических наук, внештатный сотрудник Кандалакшского и Ненецкого заповедников. Практически сразу разглядев в своей ученице естественнонаучный потенциал, Наталия Геннадьевна предложила Полине углублённо изучать экологию. Поначалу перспектива стать естествоиспытателем девушку пугала. Однако педагог настояла на дополнительных занятиях по предмету и даже подготовке к олимпиаде. Вскоре Полина приступила к изучению специальной литературы и полевым работам вместе с наставником.

Тема нашего исследования родилась так. Недалеко от посёлка Красное мы обнаружили поврежденную почву: местные жители вырезали лопатой дернину и укладывали её в своём огороде. Северная природа хрупкая, восстанавливается не полностью и очень долго. Эта мысль и привела нас к направлению научного поиска: нарушенные ландшафты Ненецкого автономного округа и способы их рекультивации (восстановления земель, плодородие которых в результате человеческой деятельности существенно снизилось). Наталия Геннадьевна - специалист именно по вопросам динамики растительности, сукцессии (смены одного биологического сообщества другим на определённом участке среды вследствие влияния природных факторов или деятельности человека),

- поделилась героиня рубрики "Наука в лицах".

Полевые исследования Полина под руководством опытного наставника проводила каждое лето, и уже первые их результаты ей удалось представить, будучи десятиклассницей, в ноябре 2013 года на конкурсе Северо-Западного федерального округа "Шаг в будущее", который проходил в Мурманске. По итогам этого конкурса она получила не только звание лауреата, но и право участвовать во всероссийском этапе состязания в Москве. Здесь проект Полины также оценили высоко, дав рекомендацию на поездку в США на интеллектуальную площадку "Intel".

В конце января-начале февраля 2014 года юный натуралист приняла участие во Всероссийском конкурсе научных работ школьников "Юниор" в Москве, где успешно выполнила тест и защитила свой проект в рамках направления "Экология", став лауреатом соревнования биологов и инженеров.

Портфолио талантливого эколога пополнялось, так как росли профессионализм и увлечённость естественнонаучным поиском. Вновь выступив на конкурсе "Шаг в будущее" в Мурманске и на всероссийском этапе состязания в Москве уже с обновлёнными результатами экологического проекта, одиннадцатиклассница Полина дважды стала абсолютным победителем в борьбе исследователей-школьников. Также по итогам научно-практического соревнования "Шаг в будущее" в Москве девушка удостоилась звания лауреата за представление работы на английском языке и получила направление на конкурс молодых учёных Европейского союза в Милане.

Полина окончила школу с золотой медалью, поступила в Петрозаводский государственный университет на в Институт биологии, экологии и агротехнологий, а уже в сентябре 2015 года отправилась в Милан.

Защита исследовательских проектов по естественным и точным наукам на конкурсе молодых учёных Европейского союза проходила в течение трёх дней как представление стендовых докладов, в формате форума. На конференциях принято полностью озвучивать доклад, а потом отвечать на вопросы членов жюри. На форумах же сразу задают вопросы. Так, у каждого конкурсанта в Милане было своё пространство: стенд, стол. По ходу мероприятия к участникам подходили члены жюри, гости, студенты, школьники и задавали вопросы на английском языке. Событие напоминало ярмарку,

- рассказала эколог.

В Милане Полине присудили второе место и как представителя Европейского союза направили в Стокгольм на международный молодёжный научный семинар. Участники семинара имели честь присутствовать на церемонии награждения лауреатов Нобелевской премии, Нобелевском балу, получили возможность прослушать лекции нобелевских лауреатов и пообщаться с ними в неформальной обстановке. Кроме того, юные учёные играли в кёрлинг и гуляли по живописному музею Скансен. Мероприятие длилось несколько дней, в один из которых исследователям нужно было представить стендовый доклад в рамках своеобразной "научной ярмарки" и выступить с результатами научно-практической работы на сцене перед стокгольмскими студентами.

Выступление на сцене пролетело как одно мгновение. Вероятно, потому, что изначально нас о нём не предупредили. Было очень страшно защищаться на английском языке. Тем не менее мне удалось успешно справиться с задачей и ответить на вопросы,-

- вспомнила Полина.

Ученики школы, в которой Полина начала свой путь естествоиспытателя, - последователи девушки. Они также продолжают изучение нарушенных ландшафтов Ненецкого автономного округа и разработку способов их восстановления. Первые шаги в науке экологии ребята совершают под началом самой Полины и её наставника, Панариной Наталии Геннадьевны. Дружная команда уже провела работу по озеленению пришкольного участка. Теперь там, где был песок, красуется ровненький газон. Неравнодушный к сохранению природы северного края коллектив следовал такому плану: использовали газонную смесь, укладывали доски так, чтобы они впитывали влагу и защищали от ветра, собирали семена диких растений, выращивали рассады.

Молодой педагог-организатор подробнее представила естественнонаучную деятельность школьников, для которых стала вдохновителем:

Одна из моих подшефных занимается путями устранения последствий дефляции тундровой растительности в Ненецком заповеднике. Дефляция происходит в тундре, например, в результате перевыпаса оленей: когда лишайниковый покров вытоптан, выеден, образуются песчаные проплешины. Ветер наносит песок на другие растения, перекрывает им доступ к воздуху и влаге. Растения погибают. Итак, дефляция – это именно выдувание ветром рыхлых пород, наносящее серьёзный урон тундровым ландшафтам.

Под руководством Полины реализуются и другие, призванные улучшить экологическое состояние Ненецкого автономного округа, проекты: 

Мы проводили исследование на полуострове Костяной Нос. Он относительно небольшой, треугольной формы. Весной ледяные торосы заходят на край берега полуострова и срывают дернину. Песок из-под берега вымывается, под этим влиянием куски тундровой дернины начинают свисать и постепенно отрываться на 1-2 метра в год. Таким образом, за 50 лет площадь острова сократится, даже домик инспектора, расположенный в центре полуострова, может уйти под воду. Для того, чтобы предотвратить разрушительные процессы на полуострове мы с научным руководителем и подопечной придумали сконструировать барьеры из природного материала, - пояснила начинающий преподаватель.

Так Полина выстраивала организационно-просветительскую работу в научном обществе своей родной школы. Стоит отметить, научно-педагогическая деятельность девушки принесла достойные плоды как в виде перспективных исследований подопечных, так и в виде высоких наград, которые юные натуралисты получали за добросовестный труд: одна из последовательниц Полины занимала призовые места на "Шаге в будущее".

Накопленный опыт научно-преподавательской деятельности молодой эколог использовала при написании выпускной квалификационной работы "Выявление сукцессий растительности антропогенно-нарушенных ландшафтов и их изучение в рамках проектно-исследовательской деятельности школьников" ("антропогенно-нарушенный ландшафт" - ландшафт, нарушенный в результате деятельности человека - прим. Пресс-центра СНО ПетрГУ). Окончив университет, девушка подала резюме на одну из вакансий Фонда "Талант и успех".

Сегодня Полина как победитель Всероссийской студенческой олимпиады "Я – профессионал" и стипендиат Президентского гранта работает в АНО ВО "Университет "Сириус" специалистом учебно-методического отдела. Занимается организацией образовательных программ для одарённых студентов.

Итак, путь к достижению научно-исследовательских высот долог и тернист, но преодолеваем благодаря поддержке грамотного наставника, собственным трудолюбию и увлечённости. А что ещё нужно помнить на пути к заветной цели?

Самый главный совет – когда хочется всё бросить и перестать заниматься своей работой, нужно сделать хотя бы ещё пару шагов, может быть, даже через силу, потому что, скорее всего, за этим переломным моментом стоит большой успех. Так было у меня,

-  дала совет молодым ученым  Полина Ледкова.

 Студенческое научное общество ПетрГУ

Адрес:
Главный корпус (пр. Ленина, д. 33), 433 каб.

Телефон(ы):
(814-2) 71-96-08

science_petrsu@mail.ru

 Институт биологии, экологии и агротехнологий

Адрес:
Главный корпус (пр. Ленина, д. 33), 363 каб.

Телефон(ы):
(814-2) 71-10-37

kuchko@petrsu.ru

 отдел планирования НИР

Адрес:
Главный корпус (пр. Ленина, д. 33), 433 каб.

Телефон(ы):
(814-2) 71-96-08

gritsay@petrsu.ru

Последние новости