"Заниматься наукой мечтала с детства"
Кроме обучения в аспирантуре Татьяна работает в Научно-исследовательском центре по аквакультуре ПетрГУ, где выращивает пресноводных гигантских креветок макробрахиум Розенберга и сейчас стоит цель получения от них потомства.
Сейчас креветки достигли как раз того размера, когда могут вывести потомство. Их длина – до 26 см. Примечательно, что это такой вид креветок, который живет в пресноводной воде, а потомство может быть выведено только в соленой воде. Такие виды разводят в Индии, Тайланде. Молодая особь креветки может дать до 1000 личинок, а уже постарше – до 2000. Но в живых остается всего один процент от выводка. Мне интересно изучить технологию выращивания потомства жизнестойкого потомства в Карелии,
− говорит Татьяна.
Но это еще не все исследования, которыми занимается молодой ученый. В ближайшее время планируется провести расшифровку полного генома радужной форели.
Я проводила выделение ДНК из мышц радужной форели. Все прошло успешно, мною были выделены межмикросателлиты радужной форели. По этим данным можно идентифицировать особей по их принадлежности к породной группе. Расшифровка полного генома радужной форели позволит составить библиотеку генофонда. Библиотеки геномов сельскохозяйственных животных постоянно пополняются, все это помогает селекции. Выведение высокопродуктивных пород радужной форели является целью селекции. Мы тоже к этому стремимся. Это направление селекции в рыбоводстве только начинает развиваться. Очень интересно и волнительно вносить свой вклад в развитие этого направления. Также это интересно тем, что начинаешь понимать: каждая особь имеет свои индивидуальные особенности, даже внутри своей группы.
− Татьяна, а что входит в понятие «индивидуальные особенности» рыб?
Это их хозяйственно-полезные качества, например, высокая скорость роста, качество продукции, резистентность к болезням, к условиям изменяющейся среды и многое другое. Эти качества заложены в геноме продуктивных особей, за каждый признак отвечает определенный ген. Выделив этот ген и записав его в библиотеку данных, селекционеры смогут определять продуктивных особей уже на ранних стадиях развития. Сейчас селекция длится более 20 лет в рыбоводстве. При включении в этот процесс ДНК-технология удастся сократить эти сроки.
− Наверное, Вы чувствуете большую ответственность?
В какой-то мере, да, я чувствую ответственность за внесение вклада в развитие селекции в рыбоводстве. Немногие специалисты сейчас в России занимаются геномными исследованиями в рыбоводстве. Я читаю статьи, пробую различные методики по работе с ДНК форели. Это довольно новое направление в рыбоводстве, так как многие исследовательские институты занимаются только животными.
− Кем Вы видите себя в будущем?
Трудно говорить о своих планах в таком меняющемся мире. Я вижу себя в преподавании и науке. Надеюсь, что через 10 лет я уже буду читать студентам генную инженерию в рыбоводстве.
Пресс-служба ПетрГУ