Кафедра классической филологии, русской литературы и журналистики
Кадровый состав
Захаров
Владимир Николаевич
заведующий кафедрой
Агапитова
Екатерина Константиновна
доцент
Захарова
Ольга Владимировна
Куйкина
Евгения Сергеевна
доцент
Литинская
Евгения Петровна
доцент
Нилова
Анна Юрьевна
Розова
Анна Евгеньевна
доцент
Скоропадская
Анна Александровна
Шилова
Наталья Леонидовна
Соболев
Николай Иванович
доцент
Дехтяренок
Анна Валерьевна
Захарченко
Светлана Олеговна
доцент
Кунильский
Андрей Евгеньевич
профессор
Манина
Ирина Олеговна
Отливанчик
Александр Владимирович
Семенова
Ольга Валентиновна
старший преподаватель
Спиридонова
Ирина Александровна
Шкарлат
Светлана Николаевна
Направления научной деятельности
- Евангельский текст в русской литературе XVIII - XX веков: цитата, реминисценция, сюжет, мотив, жанр;
- Текстология и филологические базы данных в Интернете;
- Проблемы детской литературы;
- Древнерусская книжность.
Научные проекты
Электронная библиотека по русскому фольклору, литературе и журналистике
- Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний
- имена
- источники
- карты
- Фольклористика
- отдельные издания, тексты
- научная персоналия
- Творчество Г. Р. Державина
- тексты лирических произведений
- литературно-филологические труды
- записки
- эпистолярное наследие
- тексты драматических произведений
- биография
- библиография проекта
- А. И. Герцен: Электронное научное издание
- энциклопедические сведения о Герцене
- произведения Герцена
- литература о Герцене
- библиография
- летопись жизни и творчества
- В. И. Даль: Электронное научное издание
- биография
- полное собрание сочинений в прижизненных публикациях
- конкордансы В. И. Даля
- толковый словарь
- рукописное наследие
- В. И. Даль в критике
- наследие В. И. Даля в школе и вузе
- Ф. М. Достоевский: Электронное научное издание
- полное собрание сочинений в прижизненных публикациях
- полное собрание сочинений: канонические тексты
- Евангелие Достоевского
- конкордансы Ф. М. Достоевского
- Журналы М. М. и Ф. М. Достоевских "Время" (1861-1863) и "Эпоха" (1864-1865)
- Журнал Ф. М. Достоевского "Гражданин" (1873-1874)
- Эпистолярное наследие Ф.М. Достоевского и его корреспондентов
- Достоевский в прижизненной критике (1845 - 1881)
- Достоевский в мемуаристике
- Проблемы текстологии Ф. М. Достоевского
- Творчество М. М. Достоевского
- тексты произведений
- публицистика
- переписка
- переводы
- А. М. Достоевский: Воспоминания. Эпистолярное наследие
- дневники
- воспоминания
- письма
- Мемуаристика А. Г. Достоевской
- воспоминания
- письма
- музейная и библиографическая деятельность
- Творчество Л. Ф. Достоевской
- тексты произведений
- переписка
- Эпистолярное наследие преподобного Амвросия Оптинского
- Эпистолярное наследие преподобного Льва Оптинского
- Эпистолярное наследие преподобного Макария Оптинского
- Творчество И. С. Шмелева
- художественные произведения
- публицистика
- эпистолярное наследие
- электронное научное издание творческих рукописей И. С. Шмелева 1895-1922 гг.
- Творчество Б. К. Зайцева
- тексты проиведений
- конкордансы Б. К. Зайцева
- рукописное наследие
- И. А. Бунин: Электронное научное издание
- тексты произведений
- биография И. А. Бунина
- Справочно-информационная электронная библиотека по русской литературе и журналистике
Периодические научные издания
Публикации
Статьи (235)
- Топика русской элегии и война 1812 года / Нилова А.Ю. (РИНЦ)
- Захарова, О.В. Петр I в преданиях XVIII-XX вв.: сюжеты, мотивы, проблема жанра [Электронный ресурс] / О.В. Захарова // Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводск, 2021. - Т.19, №.1. - С.75-87. - Режим доступа: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1612793876.pdf.
- Куйкина Е. С. Пьянство как грех в творчестве Ф. М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 2021. Т. 19. No 1. С. 239–257. DOI: 10.15393/j9.art.2021.9082 (Web of Science, РИНЦ)
- Скоропадская, А.А. Греко-латинский аспект языковой личности Ф. М. Достоевского [Текст] / А.А. Скоропадская // ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ / Сочинский государственный университет. - Сочи, 2020. - №25-1. - С.107-109. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/title_about.asp?id=37965. - ISSN ISSN 2307-6364. (РИНЦ)
- Дундукова А.М. Причастия в «Избранных сказках Ф. Н. Свиньина (К вопросу об идиолекте в фольклорном тексте) [Текст] / А.М. Дундукова, О.В. Семенова // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - Петрозаводск, 2020. - №7. - С.30-35. - Режим доступа: http://uchzap.petrsu.ru/files/redaktor_pdf/1603963462.pdf. (ВАК, РИНЦ)
- Захаров, В.Н. Гениальный «Двойник»: почему критики не понимают Достоевского? [Текст] / В.Н. Захаров // Неизвестный Достоевский. - Петрозаводск, 2020. - №3. - С.31–53. - Режим доступа: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1602614357.pdf. - ISSN 2409-5788 . (ВАК, Web of Science, РИНЦ, ERIH PLUS)
- Захарова, О.В. «Осёл в квадрате», или Кто первым назвал Достоевского гением? [Электронный ресурс] / О.В. Захарова // Неизвестный Достоевский. - Петрозаводск, 2020. - Т.3. - С.20-30. - Режим доступа: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1601488576.pdf. (ВАК, Web of Science, РИНЦ, ERIH PLUS)
- Шилова, Н.Л. Остров Кижи и писатели-деревенщики: история несложившихся отношений [Текст] / Н.Л. Шилова // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - Петрозаводск, 2020. - Т.42, №.5. - С.52-59. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43027504. - ISSN 2542-1077. (ВАК, РИНЦ, ERIH PLUS)
- Захаров, В.Н. Почему филологи не нужны? [Текст] / В.Н. Захаров // Ученые записки Новгородского государственного университета. - Великий Новгород, 2020. - №1. - С.1-2. - Режим доступа: https://www.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1586828. - ISSN 2411-7951. (ВАК, РИНЦ)
- Захаров, В.Н. Идея этнопоэтики в современных исследованиях [Текст] / В.Н. Захаров // Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводск, 2020. - №3. - С.7-19. - Режим доступа: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1593805089.pdf. - ISSN 2411-4642. (ВАК, Web of Science, , РИНЦ)
- Показать все публикации "Статья" (235)
Глава в коллективной монографии (13)
Доклад / статья в материалах (трудах) конференций, симпозиумов и т.п. (83)
Тезисы докладов/сообщений конференций (17)
Тезисы докладов, опубликованные в научных журналах (1)
Учебные пособия (27)
Монографии (24)
Учебно-методические пособия (2)
Словари (2)
Направление "Журналистика"
Из истории направления
В 1999 году на филологическом факультете было создано отделение журналистики. Его выпускники успешно работают в Карелии, Санкт-Петербурге, Москве, за рубежом.
Первоначально выпускники отделения получали сразу две специализации: «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы» и дополнительную – «Филологическое обеспечение журналистики».
Квалификация выпускников
Сейчас на факультете ведется подготовка бакалавров журналистики, которые обучаются четыре года и имеют возможность поступить в магистратуру по филологии.
Предметы, входящие в учебную программу, те же, что и на факультетах журналистики: история отечественной (в том числе детской) и зарубежной журналистики, теория журналистики, фотодело и компьютерная верстка, теле- и радиожурналистика, реклама и связи с общественностью и многое другое.
Выпускники могут работать в газетах, журналах, на радио, телевидении, в интернет-СМИ, информационных и рекламных агентствах, издательствах, пресс-службах.
Преподаватели
Преподают на направлении университетские профессора, доценты и, конечно, известные в республике журналисты: Максимилиан Утикеев, Светлана Заалова, Сергей Никулин, Виктор Яроцкий, Андрей Раев, Алексей Укконе, Сергей Маркелов и др.
Практика
Большое внимание в подготовке будущих специалистов уделяется практике. На первом курсе студенты выпускают собственное издание. После первого курса проходят учебно-ознакомительную практику, во время которой включаются в деятельность СМИ, по редакционному заданию готовят свои публикации, после второго – практика на радио и телестудиях ГТРК «Карелия» и КРТ «Сампо ТВ 360», молодежном инфоресурсе "Морошка", на третьем курсе - в медиацентре ПетрГУ, на четвертом – по выбору: газета, информагентство, пресс-служба, радио, телевидение.
По мере развития направления расширяются творческие и технические возможности студентов: появились видеокамеры, репортерские диктофоны и другое оборудование. Студенты самостоятельно снимают фильмы об университете, своем факультете и направлении.
Кроме того, наиболее активные студенты получают возможность пройти практику в известных российских и зарубежных изданиях. Так, студентка Анастасия Садовская, выиграв конкурс, в 2012 году стажировалась в Московском бюро газеты «The New York Times», а Софья Горох хорошо проявила себя в журнале «Русский репортер».
У студентов-журналистов есть возможность попробовать себя в роли редактора, корректора, верстальщика.
Студенческая наука
Студенты успешно занимаются не только практической журналистикой, но и научной работой. В рамках ежегодной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых ПетрГУ работает секция «Русская журналистика», где выступают с докладами и школьники. Авторы наиболее интересных студенческих работ получают возможность участвовать в проектной деятельности и будут рекомендованы к участию в научных конференциях, организуемых другими вузами.
Преподаватели учатся
Не отстают от своих учеников и преподаватели. С 2009 года Н.Н. Мешкова и Л.В. Герасева принимают участие в проекте Института региональной прессы (Санкт-Петербург) «Новые школы журналистики Северо-Запада». В 2012 году к проекту присоединился С.А. Никулин. На семинарах, которые проводятся дважды в год в Пушкине, проходит обучение под руководством ведущих специалистов сферы медиа России и Скандинавии. За это время участники познакомились с организацией преподавания журналистики, разными видами СМИ, медиа-трендами и правовыми основами работы СМИ как в России, так и в Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии, побывали на факультетах и в школах журналистики, государственных и частных, в редакциях ведущих СМИ этих стран, познакомились с опытом работы омбудсмена по вопросам прессы Швеции, обсудили конвергенцию, гражданскую журналистику и другие актуальные проблемы СМИ.
Информация о вступительных экзаменах
Абитуриентам, поступающим на направление «Журналистика», требуется сдать экзамены по русскому языку и литературе (оба − в формате ЕГЭ), а также творческий экзамен.
Творческий конкурс
Творческий экзамен необходим для того, чтобы выявить степень знакомства с будущей профессией, умение наблюдать, описывать явление, событие, собеседника, общаться с людьми, проверять информацию на достоверность.
Экзамен проводится в форме письменной творческой работы. Работа включает два задания: 1) задание на работу с информацией в готовом тексте, 2) задание по созданию собственного текста на предложенную тему.
Во время экзамена при выполнении заданий абитуриент может пользоваться поисковыми системами в сети Интернет.
Вступительное испытание длится два часа (120 минут).
Работа оценивается по стобалльной системе (как ЕГЭ), учитывается оригинальность, соответствие заданию, смысловая цельность, точность и ясность изложения, орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые и логические ошибки и др.
Для успешного выполнения задания № 1 (работа с информацией в чужом тексте) абитуриенту следует осмыслить состояние современного информационного поля, познакомиться с такими понятиями современной журналистики, как фейк, фактчекинг, источник информации.
Для успешного выполнения задания № 2 (создание собственного текста) абитуриенту следует подумать о том, какие приемы и стратегии автора делают текст интересным для читателя помимо темы и инфоповода. При подготовке к выполнению задания имеет смысл перечитать любимые литературные или журналистские тексты, проанализировать их жанр, структуру, стиль, оригинальные авторские приемы, подумать об их значении для текста, о том, как они выражают личность автора и формируют читательское восприятие.
Вся актуальная информация по творческому испытанию доступна в новостях приемной кампании ПетрГУ.
Желаем удачи!
История
Изучение и преподавание русской литературы в Петрозаводском университете осуществляется с момента его создания - то есть с 1940 года. Традиции этой работы закладывались такими известными учеными, как В.Г.Базанов (впоследствии член-корреспондент АН СССР, директор Института русской литературы (Пушкинский Дом), Л.Я.Гинзбург, Е.М.Мелетинский (лауреаты Государственной премии СССР). В 50–80-е годы много сделали для развития кафедры профессор М.М.Гин (известный специалист в области исследования и издания произведений Некрасова), профессор И.П.Лупанова (фольклорист и основатель школы изучения детской литературы), профессор Л.Я.Резников (автор работ о творчестве Горького), доцент Л.В.Павлов (популярный у студентов многих поколений лектор и научный руководитель). Всем выпускникам факультета будет памятно имя доктора филологических наук, профессора Е. М. Неёлова, замечательного преподавателя и ученого, заслуженного деятеля науки Республики Карелия, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации. Профессор Неёлов является создателем оригинальной концепции фантастического, применимой к словесности разных эпох (от фольклора и древнерусской литературы до современной детской прозы и жанра фэнтези). Каждый год Евгений Михайлович встречал первокурсников удивительными лекциями об устном народном творчестве, открывая дверь в волшебный мир филологии…
Сейчас на кафедре работают 17 преподавателей, в том числе 7 докторов и 10 кандидатов филологических наук. Большинство из них активно занимаются научными исследованиями, которые ежегодно поддержаны 8–10 грантами различных фондов. Средний объем публикаций за год - более 50 печатных листов.
Учебно-методические ресурсы
Электронные УМКД (сетевые образовательные модули)
Захарова О. В. Основы теории литературы
Захарова О. В. Теория литературы
- Все электронные УМКД (сетевые образовательные модули) (18)
Электронные издания
Захаров В. Н. Ф.М. Достоевский: электронное научное издание
Соболев Н. И., Вяль Е. Н., Солопова А. И., Зинкова В. С., Панюкова Т. В., Заваркина М. В. Электронное научное издание "Творчество Г. Р. Державина"
- Все электронные издания (3)
Электронные издания: монографии
Агапитова Е. К. Фантастический мир И. А. Ефремова : происхождение, развитие, закономерности. Ч. 1
Агапитова Е. К. Фантастический мир И. А. Ефремова: происхождение, развитие, закономерности. Ч. 2
- Все электронные издания: монографии (20)
Электронные издания: учебные пособия
Абрамова О. Г., Минеева И. Н., Сафрон Е. А. Современный литературный процесс на рубеже ХХ–XXI вв. в странах Северной Европы. Швеция
Агапитова Е. К., Скоропадская А. А. Античные мифологические образы в русской поэзии XIX-XX веков
- Все электронные издания: учебные пособия (33)
Электронные издания: статьи
Бабалык М. Г. Апокриф "Беседа трех святителей" в списках книжника-старообрядца И. С. Мяндина
Бабалык М. Г. К изучению рукописной традиции "Слова о матерной брани"
- Все электронные издания: статьи (26)
Учебно-методические материалы
Агапитова Е. К. Латинский язык
Алексеева Л. В., Андрианова И. С., Вяль Е. Н., Заваркина М. В., Захаров В. Н., Захарова О. В., Зинкова В. С., Кондратьева В. В., Кунильский А. Е., Неёлов Е. М., Панюкова Т. В., Соболев Н. И., Сосновская О. А. Филологический портал кафедры классической филологии, русской литературы и журналистики
- Все учебно-методические материалы (5)
Другие