Открытый университет

Первая государственная дорога в Республике Карелия − "Осударева дорога"

История появления Осударевой дороги − это история, овеянная славой и окутанная тайной. О самых спорных моментах рассуждают историки Михаил Данков, его оппонент П.Кротов, арбитром выступает Александр Михайлович Пашков в архивной передаче телекомпании "Ника-Плюс".

Подробности научных дискуссий по материалам научной конференции 2018 года представлены в статье в интернет-журнале "Лицей".

Когда имя Петра Первого стало именем настоящего царя Российского, страна была отрезана от морских побережий. Допустить, чтобы такая конфузная ситуация продолжалась, Петр Алексеевич, конечно, не мог. С его ли любовью к кораблям терпеть такое? России нужна была Балтика. И появилась Осударева дорога, прошедшая по местам "пустым и зело каменистым". Дорога была построена в 1702 году. Это  сухопутная трасса, проложенная от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере по приказу Петра I.

Общая длина дороги – 174 версты (185,5 км).

Дорога предназначалась для перемещения в повозках войск, генералитета, духовного синклита и артиллерии. Также существовало предположение, что по дороге осуществлялся волок двух малых фрегатов "Святой Дух" и "Курьер", построенных в Архангельске, на Ладожское озеро и в Неву для содействия войскам во взятии шведских крепостей, и возвращении русских земель. Однако архивные и ландшафтные исследования перемещение морских судов по Осударевой дороге не подтверждают.

В 1993 году в Петрозаводске был создан исследовательский проект "Осударева дорога". Авторами и учредителями программы выступили действительные члены Русского географического общества Российской академии наук М. Ю. Данков − ведущий научный сотрудник Карельского государственного краеведческого музея, и С. А. Никулин − главный редактор карельской коммерческой телекомпании "Ника". В рамках этого проекта организуются поисковые экспедиции для определения на местности координат Осударевой дороги.

Последнее обновление: 28.05.2020
Поделиться: