Учить учиться или правила жизни от Светланы Горанской



30 сентября 2022 года
85-летний юбилей отмечает доцент кафедры фармакологии, организации и экономики фармации Медицинского института ПетрГУ Светлана Владимировна Горанская.

Преподавание − искусство отдавать 

Абрахам Джошуа Гешель

Каждый год в начале октября мы отмечаем День учителя. Учитель, педагог – это одна из важнейших фигур в жизни каждого человека, ведь от него зависит не только то, с каким багажом знаний, но и каким человеком ты войдешь во взрослую жизнь.

1 октября мы отмечаем день рождение замечательного человека – врача и педагога по призванию, Светланы Владимировны Горанской!

Обычно юбиляру задают разные вопросы, берут интервью, мы решили сделать наоборот, взять интервью у учеников Светланы Владимировны и увидеть эту замечательную женщину глазами студентов нынешних и бывших…("преподаватель глазами студента").

Стоит сказать, что С.В.Горанская преподает или преподавала практически на всех факультетах или во всех институтах нашего большого университета, поэтому не только студенты медицинских специальностей, но и будущие педагоги, социологи, тренера, психологи, историки и менеджеры сегодня поздравляют Светлану Владимировну. 

Студент 1 курса медицинский институт, специальность "Лечебное дело":

Светлана Владимировна умеет находить с нами общий язык. Самое главное, что у нее спокойный, уравновешенный характер. И отличное чувство юмора. Она умеет общаться с нами и понимает нас. Она не считает, что ее предмет самый важный. Этот человек разрешает студентам иметь собственное мнение, ведет с нами дискуссии.

Студентка 2 курса медицинского института специальность "Педиатрия":

Светлана Владимировна – добрая и отзывчивая, с чувством юмора. С ней можно поговорить как с другом, обсудить проблемы, не связанные с университетом.

Выпускница Института истории, политических и социальных наук:

У Светланы Владимировны есть такие черты характера, как доброта, ответственность, справедливость, терпение. Она понимает своих учеников и собственным примером учит не только знаниям по своему предмету, но и ответственности, честности, умению общаться с людьми. Она еще и хороший психолог.

Студентка 3 курса Медицинского института специальность "Фармация":

Светлана Владимировна отлично знает свой предмет, умеет понятно объяснять и приводит интересные примеры из обычной жизни. Она всегда хорошо выглядит. И голос у нее приятный, а не пронзительный; а еще хорошая дикция и хорошие манеры.

Выпускник Института физической культуры, спорта и туризма:

Светлана Владимировна всегда уважала студентов и ставила оценки только по справедливости. Она интеллигентный и высокообразованный человек, который обращается ко всем ученикам на "Вы". У нее широкий кругозор, блестящая эрудиция, хорошее чувство юмора. Может объяснить все очень простым и доступным языком, умеет заинтересовать своим предметом и ответить на любой вопрос в этой области. Она понимает жизнь и ее трудности, но никогда не читает нравоучений.

Врач, выпускник Медицинского института 2020 года:

Это потрясающий преподаватель! Единственный лектор, кто мог привлечь внимание всей аудитории, ее лекции и сейчас помню. Всегда живой рассказ, а не сухая выкладка фактов!

По результатам анкеты (выложенной в сети Google), на которую ответили более 100 выпускников и студентов нашего университета, у которых Светлана Владимировна вела занятия или читала лекции, получился вот такой перечень качеств, присущих Светлане Горанской – педагог с высшим медицинским образованием: высокий уровень владения предметными знаниями; умение доходчиво объяснять сложные теоретические вопросы; демократизм и простота в общении со студентами; разносторонняя развитость личности преподавателя; справедливость в оценке знаний студентов; юмор; стремление создать творческую атмосферу на занятиях; высокая требовательность к соблюдению дисциплины и выполнению учебных заданий.

Светлана Владимировна Горанская – личность, которая по содержанию своей профессиональной деятельности обладает способностями организатора, оратора, аналитика, психолога, владеет логикой педагогического процесса и воспитания, является специалистом в своей области и эрудитом в других областях знаний. У нее присутствуют не только природные способности, но и талант, а на любой педагогический процесс уходят огромные умственные, физические, временные и эмоционально-волевые усилия и затраты. И сейчас Светлана Владимировна идет на лекции, как на праздник, ее лекции всегда эмоциональны, с легким волнением и тонким юмором.

Светлану Владимировну невозможно не любить потому, что она сама щедра душою. Всем, кому приходилось с ней встречаться на своем жизненном пути, можно сказать без преувеличения, в этой жизни несказанно повезло. Видимо, именно в этом секрет того, что к Светлане Владимировне невозможно относиться равнодушно. Каждая встреча с ней – это общение с мудрым, веселым, очень обаятельным и обязательным человеком, заставляющим удивляться тому, как в одном человеке могут сочетаться его профессиональные качества и одновременно человечность, доброта и отзывчивость.

При этом обаяние и широта характера проявляются не только в общении с коллегами или студентами, но и с учителями, школьниками, работниками образовательной сферы, администрацией. Активная, заинтересованная, порой артистичная, беспокойная в спорах и дискуссиях, беседах или диспутах "за круглым столом" Светлана Владимировна может вести диалог с собеседником любого ранга или статуса. Активная жизненная позиция, неравнодушие ко всему окружающему, профессионализм – основные черты личности доцента С.В. Горанской.

Обаятельная, независимая, требовательная к себе и окружающим – в ее жизни можно выделить несколько сюжетных линий, каждая из которых заслуживает специального внимания.

Первая сюжетная линия – это преподавательская карьера. Стоит заговорить о ней и не хватит места на прочее. В 1988 г. по возвращении в родной Петрозаводск из Молдавии и до 1993 г. Светлана Владимировна – заведующая курсом гражданской обороны и подготовки медицинских сестер по гражданской обороне Карельского государственного педагогического института, затем заведующая кафедрой основ медицинских знаний и охраны здоровья детей (1993–2002), заведующая курсом основ медицинских знаний кафедры анатомии, физиологии и гигиены КГПУ (2002–2008), доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и единоборств факультета физической культуры КГПА (2008–2013) и в настоящее время доцент кафедры фармакологии, организации и экономики фармации медицинского института. Светлана Владимировна на протяжении нескольких десятилетий постоянно демонстрирует мастер-класс в процессе преподавания гражданской обороны, здорового образа жизни, профилактики социально значимых заболеваний среди молодежи, медико-социальных основ геронтологии, социальной геронтологии и социальной медицины. Какую бы дисциплину не вела Светлана Горанская, ей всегда удается на очень высоком уровне решать учебно-методические задачи: лекции отличаются живостью подачи, легкостью восприятия, оригинальными примерами из врачебного и жизненного опыта. Тот, кто хоть раз присутствовал, на лекциях Светланы Владимировны, не может оставаться равнодушным, так как они наполнены глубиной обсуждаемых и вскрываемых проблем. Такого рода деятельность предполагает громадный объем знаний и навыков, который приходится осваивать человеку, выбравшему такую стезю.

Вторая сюжетная линия – врачебная. Светлана Владимировна более 40 лет отдала медицине. После окончания в 1961 г. Первого Ленинградского медицинского института им. академика И.П.Павлова она работала врачом в Краснознаменске Калининградской области. В 1964 г. по возвращении в Петрозаводск работает на кафедре пропедевтики внутренних болезней медицинского факультета, заканчивает аспирантуру и защищает кандидатскую диссертацию. И когда в 1971 г. семья переезжает в г.Кишинев, С.В.Горанская работает на кафедре терапии в субординатуре Кишиневского государственного медицинского института, параллельно занимается лечебной деятельностью, работает терапевтом в стационаре и врачом санитарной авиации.

Третья сюжетная линия – общественная деятельность в системе высшего образования. Она эксперт Карельского республиканского отделения общественной организации "Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей", помощник секретаря Общественной палаты Республики Карелия по вопросам здравоохранения, формирования здорового образа жизни и охраны окружающей среды и демографии, действительный член Академии изучения проблем национальной безопасности.

С. В. Горанская неоднократно награждена дипломами и медалью лауреата конкурса в номинации "Наставник", в номинации "Партнер года", в номинации "Лидер – наставник. Молодежь XXI века" в области государственной молодежной политики Республики Карелия; почетными грамотами администрации г.Петрозаводска, ПетрГУ, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства образования и спорта РК, Министерства здравоохранения РК, управления физической культуры, спорта и молодежной политики, благодарностью от Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Главы Петрозаводского городского округа, КРОО "Матери против наркотиков", Законодательного собрания Республики Карелия; имеет почетные звания "Заслуженный работник образования РК" и "Почетный работник сферы молодежной политики РФ".

Четвертая сюжетная линия – реализация себя в семье. Светлана Владимировна вместе со своим супругом вырастили двух замечательных детей, двух прекрасных внуков и теперь подрастают не менее замечательные и прекрасные два правнука.

Пятая сюжетная линия – становление и рост как ученого. За доцентом С.В.Горанской давно и прочно закрепилась репутация мастера исследований с международным признанием по профилактике социально значимых заболеваний и здоровому образу жизни. Исследования выполнены на стыке ряда наук, отличаются неординарными подходами, смелой постановкой проблем, очевидной научной новизной. В сферу научных интересов доцента, кандидата медицинских наук С.В. Горанской входят: исследование развития никотиновой зависимости среди подростков и молодежи; стоматологического здоровья среди подростков в образовательных организациях г. Петрозаводска; потребления алкогольных напитков среди молодежи; информированности молодежи о ВИЧ-инфекции и исследование ВИЧ-диссидентства среди населения Республики Карелия. Широкая эрудиция и профессиональная память позволяют Светлане Владимировне работать в самых различных направлениях. В 2003 г. впервые в Республике Карелия была создана научно-исследовательская лаборатория по профилактике социально опасных болезней среди подростков и молодежи, которую возглавила С.В.Горанская. Лаборатория провела исследования в школах и вузах, организовывала конференции, участвовала в международных и всероссийских симпозиумах и съездах, реализовала не один проект по данному направлению, получала престижные премии и награды. Среди них российско-финские и российско-норвежские проекты, совместные исследования с Национальным научным центром наркологии и Управления ООН по наркотикам и преступности, с Всемирной организацией здравоохранения.

В ее научном активе свыше 400 научных и учебно-методических работ, среди публикаций – 3 монографии, 4 учебника и 30 учебных пособий. Она является научным редактором, рецензентом, научным руководителем дипломных, курсовых и научно-исследовательских работ.

Хорошо известно, что профессия педагога, врача и ученого тесно связана с важнейшими человеческими ценностями, образующими классическую триаду – истины, добра и красоты. Можно с уверенностью сказать, что Светлана Владимировна обладает всеми этими замечательными качествами.

Рецепты счастья от Светланы Владимировны: 

1. Что такое счастье?

"Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья" – это всем известные слова Артура Шопенгауэра, которые я часто повторяю в своих лекциях или докладах. С этим, понятно, никто спорить не будет. Нет здоровья – какое тут уже счастье!

Но вот вопрос: Что же входит в эту одну десятую счастья?

И я думаю вот что:

  • Любить то, что ты делаешь, − это счастье.
  • Счастье не зависит от того, кто вы и что вы…
  • Счастье зависит от того, что вы думаете…
  • И еще счастье, как поцелуй, им нужно делиться...

Если перевести понятие "счастье" с древнегреческого, то буквально оно означает "нахождение человека под покровительством богов". Мне кажется это, наверное, самое правильное определение счастья…

2. Что нужно делать, чтобы чувствовать себя счастливым человеком?

Для создания счастья нужны: мысли, эмоции, слова и действия.

Поэтому:

  • Придерживайся здорового образа жизни.
  • Смейся.
  • Делай то, что любишь.
  • Выбирай без сожаления.
  • Заинтересуйся чем-нибудь.
  • Развивай хобби.
  • Максимум положительных эмоций
  • Минимум негативных эмоций.

Если еще короче, то убирай из своей жизни все, что не нравится и мешает, и прибавляй то, чего хочется, но недостает.

 

Гордимся, ценим, восхищаемся! Здоровья, благополучия и творческого долголетия!

Сотрудники кафедры фармакологии, организации и экономики фармации 

 Медицинский институт

Адрес:
Теоретический корпус (ул. Красноармейская, д. 31 ), 349 каб.

Телефон(ы):
(814-2) 78-15-50

direk-mi@petrsu.ru

 кафедра фармакологии, организации и экономики фармации

Адрес:
Теоретический корпус (ул. Красноармейская, д. 31 ), 224а каб.

Телефон(ы):
(814-2) 76-98-71

irinav@petrsu.ru

Последние новости