Медицинский труэнтизм как важная проблема культуры и развития общества

Август 2010 г.

«Августовские» врачи-труэнты от проф. А.П. Зильбера
 

Четвёрку августовских врачей-труэнтов начинает политик, хотя автор их не любит: ведь руки у врача всегда должны быть чистыми. Просто Гюстав Флуранс родился 4 августа 1838 г. – раньше других августовских труэнтов. Он был врачом и физиологом, сыном заведующего кафедрой физиологии Парижского университета проф. Пьера Жана Мари Флуранса. В 1863 г. доктор Флуранс наследовал кафедру отца, и, следовательно, с голоду он не помирал. Однако проработал Г.Флуранс в этой роли недолго: его отстранили за наглую атеистическую пропаганду в ходе преподавания физиологии будущим врачам.

И тогда, получив наглядный урок несвободы, доктор Флуранс стал бороться против неё везде, где удавалось найти для этого повод, например, в освободительной войне греков-киприотов против турок. Потом он основал газету «Марсельеза», и когда комиссар полиции пришёл в редакцию газеты с какой-то пустяковой претензией, Флуранс под дулом пистолета вывел его вон.

Ну как же ему можно было пропустить в 1871 г. Парижскую Коммуну! В ней он получил звание полковника и входил в состав военной комиссии Коммуны. И до этого, и во время Коммуны он успел опубликовать несколько зажигательных политических памфлетов, следовательно, был ещё и умелым литератором.

Гюстав Флуранс был расстрелян (по другим данным – зарублен саблей) на баррикадах Парижской Коммуны. Как и распятому Христу, ему исполнилось в том, 1871 г., ровно 33 года.

* * *

Андрей Иванович Шингарёв, родившийся 18 августа 1869 г., не слишком известен и врачам, и неврачам, хотя заслуживает пристального внимания людей, которые не разучились удивляться.

Окончив физико-математический факультет Московского университета, он решил, что медицина для него гораздо интересней, и в 1894 г. закончил медицинский факультет того же университета. Проработав 3 года вольнопрактикующим врачом, он стал трудиться как полноценный земский врач в Воронежской губернии. Там он многие годы познавал и земскую медицину, и политические проблемы, волновавшие земскую Россию в первые 15 лет ХХ века.

Будучи весьма неравнодушным человеком и осознавая тяготы сельского населения России тех лет, он стал публиковаться с критическими статьями в разных либеральных изданиях – «Русские ведомости», «Русская мысль» и др. Свои наблюдения доктор Шингарёв обобщил в книге «Вымирающая деревня», и напомним читателю, что это было начало ХХ в., а не его конец и тем более не начало ХХI, в котором мы живём сегодня.

Разве мог такой доктор не окунуться со своей земской медициной в политику? Он становится членом кадетской партии и депутатом Государственной думы от Воронежской губернии. Конечно, доктор Шингарёв был участником революции 1905–1907 гг., а потом и февральской революции 1917 г. В Думе он далеко не безмолвный наблюдатель, каковыми и в те, да и в наши времена было значительное большинство думцев. С началом I Мировой войны (1914 г.) он представитель Кадетской партии в финансово-экономическом комитете, председатель военно-морской комиссии, а с 1915 г. входит в состав Особого совещания по обороне государства. Читатель понимает, надеюсь, что без медицинского и физико-математического образования, доктор А.И.Шингарёв в этих комиссиях никак не смог бы продуктивно работать. А.И.Солженицын в одной из своих книг, говоря об А.И.Шингарёве, упоминает, что 80% членов Государственной думы тех лет совершенно не участвовали в обсуждении проблем, но А.И.Шингарёв был в числе самых активных. Автор подумал, что А.И.Солженицын отказался стать депутатом нашей современной Государственной думы, но если бы вдруг согласился, какую статистику активности современного думского ареопага он бы озвучил?

Доктор А.И.Шингарёв во время февральской революции 1917 г. становится главой Продовольственного комитета Думы, а потом министром земледелия Временного правительства А.Ф.Керенского (1881–1970). По его предложению создаётся государственная монополия на хлеб, и, надо думать, он хлебнул много горя, распределяя ограниченные хлебные ресурсы в начинающей голодать революционной России. В наши дни сельским хозяйством Российской Федерации тоже руководит врач, и хочется ей пожелать, чтобы она была более успешной, чем один из её предшественников – Андрей Иванович Шингарёв.

В мае 1917 г. он становится министром финансов Временного правительства и лидером Кадетской фракции. Современные читатели не знают, что кадеты – это аббревиатура конституционных демократов, а не просто ругательство времён Октябрьского переворота. Первый его декрет – резкое повышение налогов – вызвал недовольство правительством у многих людей, и тогда А.И.Шингарёв, будучи человеком чести, подал в отставку.

Когда Февральская революция в России переросла – далеко не плавно – в Октябрьскую, большевики арестовали А.И.Шингарёва, который оказался в Петропавловской крепости. В январе 1918 г. он заболел, и из крепости был переведён в Мариинскую тюремную больницу. Там его охраняли революционные матросы, которые не получали денежного довольствия. Поскольку даже революционерам надо кормиться, они переключили свой революционный пыл на родственников, посещавших больных в тюремной больнице. Хотя родственники доктора Шингарёва заплатили матросам требуемую ими мзду, очередная смена караула в силу какого-то недоразумения застрелила А.И.Шингарёва. Фамилии этих служителей революции были известны, но до суда дело даже не дошло: ведь убитый был кадетом и бывшим министром, в чём же состоит вина матросов!

Доктору А.И.Шингарёву исполнилось в 1918 г. только 49 лет.

* * *

Явление анафилаксии, анафилактический шок были открыты и объяснены французским врачом Шарлем Рише (родился 25 августа 1850 г.) в 1902 г. В какой-то мере это открытие было случайным: врачи Шарль Рише и Поль Портье работали под покровительством князя Монако в Институте морских исследований, где искали противоядие от смертельных ожогов, получаемых при контакте с одним из видов морского анемона. Такое противоядие они нашли, но при демонстрации своего успеха монарху врачи оконфузились: пёс по кличке Нептун подвёл их тем, что умер «на кончике иглы», когда ему ввели препарат повторно. На голубоватом коллаже справа изображены все участники драмы: Ш.Рише (вверху слева), П.Портье, пёс Нептун и морские анемоны.

Рише не стал винить в неуспехе этой демонстрации давно известный врачам «визит-эффект» или – тем более – физиологическую неграмотность Нептуна. Он просто провел дополнительные эксперименты, доказав, что природа этого явления – избыточная защита организма от чужеродного вещества, пусть даже и не опасного, но имеющего другой генетический код. Он назвал этот эффект сверхзащитой, но только по-гречески, т.е. анафилаксией. Термина аллергия в то время ещё не было: его введёт австрийский педиатр Клеменс Пирке (1874-1929) только в 1906 г. На марке слева: князь Монако, а ниже – Ш.Рише и П.Портье.

Шарлю Рише принадлежит ещё один широко известный термин – пассивный иммунитет. В 1913 г. он стал Нобелевским лауреатом за свои иммунологические работы.

С 1914 г. Ш.Рише – член Французской академии наук, а с 1933 г. – её президент. В 1912 г., т.е. еще до признания его научных заслуг Францией, Шарль Рише стал иностранным членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук.

Помимо своего основного занятия – иммунологии – Шарль Рише был известен многими другими делами, и легче, вероятно, перечислить то, чем доктор Рише не увлекался. Писатель и драматург, он был активным пацифистом, публиковал философские труды и даже пропагандировал телепатию (см. книгу справа), считая её объективной реальностью. Возможно, он и в этом окажется когда-нибудь полностью прав, поскольку Шарль Рише постоянно опережал своё время.

Например, доктор Рише рано оценил прелесть авиационных полётов и стоял у самых истоков вертолётостроения. Под руководством врача-физиолога Ш.Рише братья Луи и Жак Бреге 29 сентября 1907 г. впервые поднялись на высоту в сконструированном ими вертолете, который назывался «Жироплан № 1». В этом самом первом в мире вертолёте (если не считать детских игрушек, существовавших со времён Леонардо да Винчи, идеолога вертолётного принципа) работал 45-сильный двигатель с 4-ступенчатым ротором. Это было первое реальное подтверждение возможности полетов на вертолётах. В эти же годы безуспешно пытался поднять в воздух различные модели вертолётов Игорь Иванович Сикорский (1889-1972), выдающийся авиаконструктор, в то время ещё россиянин, но с 1919 г. – американец.

Шарль Рише строил не только вертолёты, но и самолёты, и пытался овладеть пилотированием летающих аппаратов. Говорят, что все пилоты делятся на смелых и живых. Доктор Рише прожил 85 лет и умер в своей постели 4 декабря 1935 г.

* * *

Пётр Дмитриевич Боборыкин родился 27 августа 1836 г.

Он начинал с изучения юриспруденции, став в 1853 г. студентом юридического факультета Казанского университета.

Успешно учась на юридическом факультете, Боборыкин увлёкся химией под руководством профессора А.М.Бутлерова (1826–1886). Увлёкся настолько, что, оставаясь студентом-юристом, перевёл на русский язык и издал немецкий учебник химии А.Лемана с собственными комментариями, и по этому учебнику готовились несколько поколений химиков.

Отказавшись от диплома и юриста, и химика, П.Д.Боборыкин в 1857 г. перебирается в Дерпт (ныне Тарту) на медицинский факультет этого университета, т.к. медицина кажется ему более интересной. Он заканчивает полный курс медицинского факультета, но экзамены не сдаёт, потому что к этому моменту видит своё призвание в литературе. Ещё будучи студентом-медиком Дерптского университета, П.Д.Боборыкин в 1858 г. становится автором двух своих первых художественных произведений – драмы «Фантазёр» и «Ребёнок». Автор «Этюдов» задумывается, не были ли названия этих первых произведений П.Д.Боборыкина знаковыми для всей его судьбы?

В 1861 г. П.Д.Боборыкин получает огромное наследство от деда, но к завещанию есть маленькое примечание: он вступит в права наследства только после предъявления любого диплома о высшем образовании. В том же 1861 г. он шутя сдаёт экстерном экзамены по юриспруденции в Санкт-Петербургском университете и получает диплом юриста. Но занимается он не адвокатурой, не медициной и не химией, а организует литературный журнал и руководит им, одновременно создавая собственные романы и драмы.

В 1865 г. П.Д.Боборыкин оказывается в Париже. Его интересует философия (прошёл курс в Сорбонне у Огюста Конта), изящные искусства (Коллеж де Франс), музыка (Парижская, а потом Венская консерватории) – тоже, разумеется, без уже ненужных ему дипломов. Попутно он работает корреспондентом российских газет и журналов (в том числе некрасовских «Отечественных записок»), интересуется политикой, участвует в I Интернационале. Он уже знаком с Ф.Энгельсом, А.И.Герценом, Э.Золя, А.Доде, Э.Гонкуром и со многими другими знаменитостями, носителями европейской морали своего времени.

П.Д.Боборыкину приписывают авторство термина интеллигент. Сам он считал себя не автором термина, а лишь его толкователем и пропагандистом. Он упоминал, кстати, что термин ренегат (изменник, отступник: от лат. renegare – отступаться) – это тоже его, П.Д.Боборыкина, термин (повесть «Поумнел», 1890 и др.).

П.Д.Боборыкин в своих произведениях придавал слову интеллигенция не тот смысл, который существовал до него и отражал простое преобразование латинского intelligere – мыслить, познавать. У В.И.Даля интеллигенция трактуется как «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей», да и в современных словарях – как общественный слой людей, занимающихся умственным трудом. По П.Д.Боборыкину же, например, в романе «Василий Тёркин» главный герой – мыслящий купец, которого автор называет интеллигентом, думает шире, чем требуют его личные интересы, и стремится не к личным сиюминутным успехам, а к должному процветанию общества в целом.

Круг его друзей и знакомых, помимо перечисленных выше, говорит сам за себя – это врачи-труэнты Н.С.Курочкин (писатель), Эмиль Литтре (писатель), Жорж Клемансо (журналист и премьер-министр Франции). Его друзьями являются также известные российские актёры, композиторы, писатели А. Дюма-сын, Дж. Эллиот, Уилки Коллинз и многие другие знаменитые его современники.

В июне 2007 г. автор решил заполнить пробел в своей коллекции по медицинскому труэнтизму и найти могилу П.Д.Боборыкина. Из литературы было лишь известно, что он умер в 1921 г. в г.Лугано (Швейцария): в последние годы П.Д.Боборыкин стал слепнуть и в г.Лугано пытался лечить свою слепоту. Единственное кладбище в г.Лугано оказалось небольшим, уютным, с красивыми памятниками и склепами. Одиннадцать добровольцев, друзей автора, заинтересовавшихся поиском могилы такого человека, разбились на группы и упорядоченно «прочесали» всё кладбище, но могилы П.Д.Боборыкина не нашли. В конце кладбища стояло небольшое здание офиса-архива, в действующих книгах которого данных об интересующем нас захоронении не оказалось. Очарованные рассказом о П.Д.Боборыкине, подкреплённым ходовой валютой, работники офиса, перевернув несколько книг по нисходящей и безостановочно консультируясь по телефону с невидимыми нам мэтрами-краеведами, наконец отыскали интересующую нас запись. Однако предъявить могилу П.Д.Боборыкина нам не смогли по следующим причинам. Во-первых, тело П.Д.Боборыкина было кремировано, что у христиан чаще всего делалось, – объясняли нам кладбищенские работники, – когда не на что было хоронить усопшего и – тем более – поставить достойный памятник.

Последующие сведения были ещё печальнее. В соответствии со швейцарскими кладбищенскими порядками, если захоронение не посещается более 25 лет, оно вычёркивается из регистрации, а мы были первыми посетителями со времени похорон 1921 г. И если даже кремационная табличка, с находящейся за ней урной, сохранилась, и надпись на ней не стёрли, то обнаружить её среди многих тысяч вычеркнутых из регистрации табличек просто невозможно.

Попутно мы обнаружили ещё одну нерадостную ошибку: во всех источниках указано, что жена Петра Дмитриевича Софья Александровна Боборыкина (1845–1925), знаменитая в своё время русская актриса, умерла и похоронена в Москве. Обнаруженная нами регистрация (мы привели этот документ в книге «Этюды медицинского права и этики», опубликованной в Москве в 2008 г.) свидетельствует, что С.А.Боборыкина похоронена на том же кладбище в Лугано через 5 лет после мужа, но могила её также оказалась не доступна: её похоронили за счёт общества в общей безымянной могиле под номером 91.

На фоне перечисленных выше друзей и знакомых П.Д.Боборыкина, переживших его, наш поиск 2007 г. очень впечатляет, особенно если учесть, что П.Д.Боборыкина считают человеком, придавшим термину интеллигентность этическое, а не только умственное содержание. Из его книг следует, что интеллигентность – это умение войти в положение каждого, и сделать больше, чем обязан, получив меньше, чем заслуживаешь.

Память об умерших нужна не им, а живущим, если они хотят оставаться людьми, поэтому мы приводим здесь сделанное в 2007 г. фото крематория, где когда-то была табличка с именем Петра Дмитриевича Боборыкина, исчезнувшая, когда ещё жили многие его друзья-интеллигенты, перечисленные выше.

 

Поделиться:
Последнее обновление: 18.11.2015

 Ошибка в тексте?

Выделите и нажмите Ctrl + Enter