Медицинский труэнтизм как важная проблема культуры и развития общества
Февраль 2012 г.
«Февральские» врачи-труэнты от проф. А.П. Зильбера
Франсуа Рабле (F. Rabelais, 1494-1553) родился 4 февраля 1494 г. и хотя и был сыном адвоката, воспитывался в монастырях – сначала францисканском, а потом бенедиктианском. Отличавшийся подвижным умом и познаниями в греческом и латинском языках, он уже в годы ученичества переписывался со многими великими гуманистами начинающейся эпохи Возрождения. Тогда же, в свои монастырские годы он выиграл в суде процесс против своего монастыря в тяжбе, относящейся к продаже вина и земель, принадлежащих монастырю.
Обучаясь в медицинских школах Парижа, а потом Монпелье, он стал сначала бакалавром медицины, а в 1537 г. доктором медицины и получил право на занятие врачеванием от самого римского папы. Впрочем, он не очень и нуждался в таком разрешении, потому что много лет жил в качестве личного врача у кардинала Жана дю Белле.
Сегодня мир знает о Франсуа Рабле по его замечательным книгам о великанах-правдолюбцах Пантагрюэле и его отце Гаргантюа. Знают именно сегодня, но не при жизни Франсуа Рабле, скрывшему своё авторство под анаграммой Алькофрибас Назье (Francois Rabelais). Я подробнее описываю его злоключения при издании этих книг в главе о лионских первопечатниках в ещё не изданной книге «Врачи-труэнты».
Эту гуманитарную энциклопедию в 5 книгах – «Гаргантюа и Пантагрюэль» – должен прочесть любой врач, хотя бы для того, чтобы освежить свои знания по забавно и весело изложенной анатомии и физиологии человека. Её нужно прочесть самому, чтобы не пользоваться чьими-то пересказами: лучше Ф. Рабле всё равно не сказать. Здесь лишь отмечу, что доктор Франсуа Рабле имел оригинальный взгляд на проблемы образования, которые я изложил в книге «Этюды медицинского права и этики» (М., МЕДпресс, 2008. – 848 с.). Чтобы читатель не переутомился, читая весь этот том, я указываю страницы, на которых изложены раблезианские идеи: «Радости и печали медицинского образования», с. 478-530.
За своё свободомыслие Ф. Рабле должен был бы сгореть на костре, как некоторые его современники, но ему удалось умереть в своей постели. Говорят, что он оставил самое короткое в мире завещание: «У меня нет ничего, я должен много. Остальное я завещаю бедным». Это он написал, а последние его слова были ещё более хулиганскими: увидев в окно священника, едущего к нему на осле для последней исповеди, он произнёс:
– Вижу Господа, приближающегося ко мне на осле! И умер, не дожив нескольких минут до последнего причастия.
* * *
Зорий Айкович Балаян родился 10 февраля 1935 г. в Степанакерте (Армения). Окончил Рязанский медицинский институт в 1963 г. и 10 лет работал врачом на Камчатке. С начала своей медицинской деятельности увлекался публицистикой и в конце концов стал корреспондентом «Литературной газеты», а к настоящему времени – автором свыше шести десятков книг. В вышедшей в 1979 г. книге «Красная яранга» отражён камчатский период его деятельности.
Как врач-публицист он писал, что все плохие врачи были троечниками, а хорошие – отличниками. Я не могу с таким категорическим утверждением согласиться, хотя оно часто бывает верным. Полагаю, что непрерывное самообразование вполне может сделать троечника хорошим врачом, и главное для этого – не сумма и качество знаний, полученных в ходе учёбы, а контактность врача, его способность к самообразованию и осознание им своей миссии. Если специалист лишён таких способностей, то из самого дотошного зубрилы-мученика далеко не всегда выходит годный врач.
Зорий Балаян известен как ярый националист и сторонник присоединения Нагорного Карабаха к Армении. Он был ложно обвинён в организации взрыва в Бакинском метро (1994) и даже объявлен в связи с этим Интерполом в международный розыск, однако вскоре ложность этого обвинения была доказана.
Доктор З. Балаян увлекался тяжёлой атлетикой и спортивным плаванием на лодках. Проплыл свыше 30 тысяч километров на самодельной лодке по рекам и морям Европы и Азии. Является мастером спорта по этим обоим видам спорта. Лауреат многих литературных премий, сопредседатель Международной экологической организации «Байкальское движение».
Достаточно для одного человека, не правда ли?
* * *
Семён Вульфович Ботвинник (1922–2004) родился 16 февраля 1922 г. в Петрограде. Окончил Военно-морскую медицинскую академию в Ленинграде. Участвовал в Великой Отечественной войне, до 1983 г. работал врачом, стал кандидатом медицинских наук.
Со школьных лет увлекался стихотворчеством, первое его стихотворение было опубликовано в 14 летнем возрасте. С 1975 г. был председателем Бюро секции поэтов Ленинградской организации писателей. Годы учёбы в ВММА нашли своё отражение в шуточной поэме, написанной им как пародия на пушкинский «Медный всадник». Вот небольшая цитата из неё:
Увы, Тонков, сегодня дамы
И в Ленинграде, и в Москве
Твоими толстыми трудами
Соперниц бьют по голове.
И час расплаты грянет скоро,
Не зря ж, друзья, в конце концов
В анатомичках от позора
Краснеют лица мертвецов.
Не зря прекрасные медички,
Полны заманчивой красы
Как чернецы в анатомичке
Проводят долгие часы.
Горя любовью к медицине,
Они как видно неспроста
Хранят в спирту и формалине
Сердца и прочие места.
С.В. Ботвинник был известен не только своими оригинальными опусами (десятки книг и сборники стихов), но и переводами многих поэтов. Особого внимания заслуживает сделанный им новый перевод со старославянского «Слова о полку Игореве». Хвалебный отзыв об этом замечательном переводе написан самим академиком Д.С. Лихачёвым.
* * *
Густав Нахтигаль (G. Nachtigal, 1834–1885) родился 23 февраля 1834 г. Он получил медицинское образование в университетах Галле и Вюрцбурга и стал военным хирургом в Пруссии. С детства болея лёгочным туберкулёзом, он решил сменить климат и переехал в Тунис, где и работал врачом долгие годы.
В 1869 г. прусский король Вильгельм поручил ему исследовать Африку, чтобы завлекать под протекторат Германии африканские народы и территории. Доктор Г. Нахтигаль исследовал и описал территории современной Нигерии, Чада, центральной Сахары и др. Эти многолетние исследования описаны им в трёх томах его книг «Сахара и Судан», вышедших в 1879–1889 гг. Официально он числился генеральным консулом в Тунисе, но способствовал протекторату Германии в Того, Камеруне и других странах Африки. Венцом его колониальной карьеры было избрание в Берлине председателем Африканского общества.
В 1884–1885 гг. он плавал в качестве врача и исследователя на военной канонерке «Чайка» под германским флагом. Во время плавания у него началось лёгочное кровотечение (туберкулёз!), от которого доктор Густав Нахтигаль и умер 20 апреля 1885 г., когда «Чайка» находилась вблизи берегов нынешней Либерии. Он был похоронен в месте, где сейчас находится государство Кот-д`Ивуар, а в 1888 г. его прах перезахоронили в г. Дуал (Камерун). Там и стоит сегодня этот могильный памятник мало известному сегодня врачу и исследователю, а к 100-летию со дня рождения выпущена марка, с которой начинается этот очерк и которая входит в серию из 4 марок, выпущенных в честь 50-летия германских колоний в Африке. Лишь одна из этих 4 марок посвящена врачу-труэнту.