Медицинский труэнтизм как важная проблема культуры и развития общества
Июнь 2012 г.
«Июньские» врачи-труэнты от проф. А.П. Зильбера
Каждый месяц я испытываю одни и те же муки: каких четырёх врачей-труэнтов выбрать из тех десятков, которые родились в данном месяце? Например, в июне их родилось 42, имеющих полноценное досье, а уговор помещать ежемесячно только четырёх ставит меня перед очень непростыми раздумьями.
* * *
Николай Степанович Курочкин (1830–1884) родился 2 июня 1830 г. Вместе со старшим братом Василием Степановичем они прославились главным образом как поэты, редакторы, издатели и публицисты. Николай Курочкин редактировал или заведовал отделами в редакции таких газет и журналов, как «Искра» (не Ленинская, а художественно-сатирический журнал), «Отечественные записки» Н.А.Некрасова, «Иллюстрация», «Невский сборник», «Московская медицинская газета», «Неделя», «Книжный вестник» и мн. др.
Ещё гимназистом он перевёл роман А.Гуссе «Три сестры», который был издан в 1847 г., когда Н.С.Курочкину было только 17 лет. Стихотворные и прозаические переводы он продолжал всю жизнь, так же как и свои собственные стихотворения и очень едкие сатирические пародии. Видимо, не зря он нередко публиковался под псевдонимом «Скорпионов».
Сын бывшего крепостного, Н.С.Курочкин закончил Медико-хирургическую академию в Петербурге и до самой смерти оставался врачом, наряду со своей литературной и публицистической деятельностью. Он участвовал в лечении Т.Г.Шевченко вместе с двумя другими врачами-труэнтами – Д.Е.Мином (1818–1885), переводчиком Данте и многих других поэтов, и А.Д.Бланком (1799–1870), дедом В.И.Ленина с материнской стороны. Именно Н.С.Курочкин выступил с яркой речью при похоронах Т.Г.Шевченко на Смоленском кладбище в Петербурге.
Будучи вольнодумцем, он участвовал во многих противоправительственных движениях и вместе с братом просидел 4 месяца в Петропавловской крепости по делу о покушении на Александра III и почти всю жизнь находился под гласным и негласным надзором полиции.
* * *
Хуберт Штругольд (H.Strughold, 1898–1987) родился 15 июня 1898 г. Став доктором медицины в 1922 г. (Гёттингенский университет), он прославился своими исследованиями в области авиационной медицины и уже в 1927 г. стал профессором физиологии в Вюрцбурге. С 1935 г. он был директором НИИ авиационной медицины в Берлине, а сразу после Второй мировой войны стал директором Института физиологии в Гейдельбергском университете.
Эмигрировав в 1948 г. в США, он возглавил Американский Институт космической и авиационной медицины и считается её «отцом» со всеми полагающимися «отцу» почестями: медаль, присвоение имени Хуберта Штругольда Американскому отделению космической и авиационной медицины, объявление в штате Техас 15 июня (день рождения Х.Штругольда) с 1985 г. памятным «Днём Хуберта Штругольда».
Однако уже в 1960-е годы поползли слухи о том, что под руководством доктора Х. Штругольда в Дахау и других нацистских концентрационных лагерях проводились эксперименты на заключенных по гипотермии, питью морской воды, разрежению в барокамерах и т.п. В программу экспериментов входило обязательное определение порога смерти узников от этих причин с последующим посмертным гистологическим исследованием их тел. С 1993 по 1995 годы планомерно изымались все присвоенные ему почётные звания и награды, и хотя он умер в 1987 г., лишь в мае 2006 г. его имя удалили из Международного Зала Славы и Музея истории медицины в Нью Мехико (США).
В нашей коллекции врачей-труэнтов Хуберт Штругольд входит в немногочисленную, к счастью, группу врачей-нЕлюдей. Его портрет мы приводим в окружении фотографий жутких экспериментов, обнародованных Нюрнбергским трибуналом.
* * *
Эрнесто Рафаэль Гевара Линч де ла Серна (Ernesto Rafael Guevara Lynch de la Serna, 1928–1967) родился в Аргентине 16 июня 1928 г. в семье, где причудливо перемешалась кровь ирландцев, испанцев и южноамериканских индейцев гуарани. Эта взрывоопасная смесь привела к тому, что мальчик родился недоношенным, с врождённой бронхиальной астмой и несносным характером. Его даже было опасно отдавать в школу, и мать учила его дома. К четырем годам ребёнок освоил чтение (уж не для раннего ли самообразования?), а в 1945 г. он уже закончил медицинский факультет университета в Буэнос-Айресе и стал дипломированным доктором медицины. Его братья и сестры (4) тоже получили высшее образование, но были здоровыми и стали вполне пристойными архитекторами и проектировщиками. Эрнесто же увлёкся не просто медициной, а изучением проказы, патологии, почти не изученной в те годы. Объездив (в том числе на велосипеде и мотоцикле) почти все лепрозории Южной Америки, юный доктор Эрнесто Рафаэль Гевара стал столь часто употреблять аргентинское выражение (происходящее из языка гуарани) «Че», что оно стало его вторым и гораздо чаще употребляемым именем. «Че» – это междометие, которое по-русски можно перевести как «Ух, ты!», «Ну и ну!», «Вот это да!». Имя «Че» очень соответствовало характеру и деятельности доктора Эрнеста Гевары, и оно стало главным из его многочисленных имён.
О Че Геваре написано так много статей, книг (и даже снят документальный фильм, кстати, великим французским комиком Пьером Ришаром), что я сообщу лишь главное об этом враче-труэнте. Прежде всего, он по своему характеру был бунтарём: если где-то пахнет революцией, то без Че здесь, конечно, не обойтись. Так было в Гватемале, Мексике, на Кубе, в Анголе, в Боливии и других местах. Че даже предупреждал Фиделя Кастро, что он пока с ним на Кубе, но в любой момент может отправиться в другое место – например в Анголу. Когда его приятель, тоже врач-труэнт Сальвадор Альенде, президент Чили, сокрушался, что его, законно избранного президента могут свергнуть, Че Гевара предложил ему, что он с двумя батальонами кубинцев в несколько дней разнесёт Пиночета с его бандой. Альенде, однако, отказался от этого заманчивого предложения, решив пойти законным путём. И он таки был свергнут и убит. Че Гевара тоже погиб в Боливии на волне очередной революции.
Он был очень любознателен. Ещё будучи студентом медфака, он плавал матросом вдоль побережья Южной Америки, по устью Амазонки, пытался (но не успел) сплавать на остров Пасхи. Надо ли отнести к любознательности или, может быть, к наглости, что на Кубе после победы революции он стал директором Государственного банка, министром экономики, промышленности и т. п.? Че Гевара был главой кубинской делегации в ООН, и его речь все делегаты слушали очень внимательно, потому что она была убедительной. Он трижды посетил СССР, но считал, что Кубе следует «дружить» с США, а не с СССР.
Его отрезанные от трупа руки хранятся в Музее революции в Гаване. Зачем? А зачем существуют в нашем смешном мире мавзолеи Ленина, Ким Ир Сена и прочих благодетелей человечества?
* * *
Фёдор Васильевич Мулерт (Фридрих Вильгельмович, 1859–1924) родился в Елгаве (Латвия) 19 июня 1859 г. В 1884 г. он закончил медицинский факультет Дерптского университета, т.е. через несколько лет после другого врача-труэнта П.Д.Боборыкина, который тоже кончил его и тоже, как и Ф.В.Мулерт, не занимался медицинской деятельностью. Тоже – потому что Ф.В.Мулерт имел призвание не к медицине, а к музыке. В 1886 г. он закончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели у профессора К.Ю.Давыдова. Об этой знаменитой школе виолончелистов много написано мною в главе о С.П.Боткине (тоже, кстати, виолончелисте) в книге «Врачи-труэнты», которая в этом году выйдет в Издательстве ПетрГУ.
Ф.В.Мулерт буквально соответствует термину врач-труэнт (прогульщик, отлынивающий от занятий), потому что, получив полноценное медицинское образование, он ни дня не работал врачом. Сразу же после окончания консерватории он перебрался в Киев, где создал знаменитую школу виолончелистов. Он не только готовил учеников, но и написал 3 концерта и много пьес и этюдов для виолончели.
* * *
Как видим, в июньской четвёрке врачей-труэнтов первый – Н.С.Курочкин – делал полезное дело и медицине, и другим сферам. А трое других либо совсем не занимались медициной (Ф.В.Мулерт), либо приносили человечеству вред своей околомедицинской деятельностью.