Медицинский труэнтизм как важная проблема культуры и развития общества
Август 2013 г.
«Августовские» врачи-труэнты от проф. А.П.Зильбера
Иоганн Фридрих Струэнзе (J.F.Struensee, 1737–1772), родившийся 5 августа 1737 г., был врачом и государственным деятелем в Дании. Будучи сыном немецкого профессора, приглашённого на службу в Датское Королевство, доктор И.Ф.Струэнзе служил лейб-медиком короля Кристиана VII и королевы Каролины-Матильды.
Молодой и широко образованный врач быстро завоевал уважение, доверие и любовь и короля, и, особенно, королевы, которые назначили доктора Струэнзе через два года после знакомства с ним главой правительства Дании. Король к тому времени погряз в пьянстве и разврате, а королева настолько уважала молодого и умного врача и премьера, что даже родила от него Луизу-Августу Датскую, наследницу престола. Реформы врача-фаворита были столь замечательны и круты, что их не худо было бы провести даже сегодня в любой стране, а не только в Дании, тем более три века назад. Реформы включали свободу печати (истинную, а не декларированную), уничтожение бюрократии с увольнением без выходного пособия почти половины коррумпированных государственных чиновников-бюрократов. Реформа судопроизводства уравнивала в правах всех граждан (в том числе незаконнорождённых, дворян и простого люда). Напрочь был отменён фаворитизм с раздачей титулов, орденов и материальных ценностей и королём, и высшими сановниками. Категорически были запрещены азартные игры, улучшено положение крестьян с целью подъёма в стране земледелия. Был упорядочен государственный бюджет с заменой натурального побора чётким и справедливым денежным налогом.
Как вы полагаете, долго ли мог продержаться этот «датский коммунизм» в XVI в.! Один из новых «струэнзевских» законов – о свободе печати – действовал для всех неукоснительно, и воспользовавшись этой свободой, недовольные чиновники и дворяне (а их, конечно, было немало) быстро сварганили государственный переворот и посадили на престол нужных им людей, а молодого реформатора изуверски казнили. Ему было только 35 лет, но память о нём и его реформах сохранилась во многих художественных произведениях, включая романы, драмы, оперы, оратории и кинофильмы. В современных (2013 г.) Королевских домах Швеции и Испании сегодня сохранилось семя Иоганна Струэнзе через его внебрачную дочь Луизу-Августу Датскую, мать которой – королева Каролина-Матильда – не скрывала от народа Дании имя реального отца наследницы датского престола.
Надеюсь, что читатель выразит своё сожаление, что только гены доктора Струэнзе дожили до наших дней, а далеко не все его славные идеи.
* * *
Элли Ивановна Бронина (1913–1999) родилась во Франции 10 августа 1913 г., но звалась она тогда Рене Марсо. Её жизнь и судьба заслуживает многотомного изложения, но здесь я попытаюсь уложиться в обычный формат, возместив читателю несомненные убытки впоследствии.
Родившаяся в обычной французской семье девочка рано увлеклась коммунистическими идеями и к окончанию школьного лицея уже была членом коммунистического союза молодёжи Франции. Блестяще окончив лицей в Париже и владея (кроме родного французского языка) в совершенстве немецким, она через коминтерновские связи оказалась в 1929 г. в Москве. На неё обратили внимание в ГРУ (Главное разведывательное управление РККА), где она прошла подготовку по русскому и китайскому языкам, фотоделу, принципам и технологии радиотехники и по разным психологическим шпионским штучкам-дрючкам. Тогда же она познакомилась с Рихардом Зорге и принимала участие в начальном (берлинском) этапе его разведывательной деятельности. Подготовительный этап Рене Марсо длился 3 года, после чего она была отправлена в шанхайскую нелегальную группу Я.Г.Бронина в качестве его жены и радистки-помощницы. Тогда она и стала Э.И.Брониной, и в их семье родилось двое детей. Э.И.Бронина попутно (ещё в шанхайский период) выполняла задание советской разведки в штабе генерала Франко в Испании. За это она была награждена орденом Ленина, который её вручили, разумеется, не в Мадриде, а в СССР, куда семья Брониных вернулась в 1940 г.
С 1940 г. Э.И.Бронина (ей только 27 лет) связывает свою легальную жизнь с медициной – поступает в I Московский медицинский институт. В годы войны (1941–1945) Институт оказывается в Ташкенте, где она в 1943 г. получает диплом врача и начинает работать кардиологом под руководством академика Г.Ф.Ланга. В 1949 г. она защищает кандидатскую диссертацию по коронарным болезням сердца. В связи с арестом её мужа, полковника советской разведки, её пытались уволить с работы (я показывал это на примере других врачей-труэнтов, например, Д.А.Быстролётова), но вмешался К.Е.Ворошилов, знавший её ещё с шанхайских времён. Она получила должную персональную пенсию, квартиру, и даже её муж вернулся из лагерей не инвалидом, как некоторые другие врачи-труэнты. Но она в 1978 г. вышла из КПСС и уехала на свою Родину во Францию, где прожила ещё двадцать лет.
В одном из последующих томов «Врачей-труэнтов» (III или IV-м, а I том вышел в 2013 г.) будет рассказано подробно, а не скороговоркой о судьбах подобных двух десятков врачей-труэнтов из моей коллекции.
* * *
Павел Кузьмич Аедоницкий (1922–2003) родился 19 августа 1922 г. в Донбассе (Украина), где окончил музыкальную школу. Потом он учился в медицинском институте в г.Горьком (Нижний Новгород) и в годы Великой Отечественной войны служил военным врачом в плавучем эвакогоспитале на теплоходе «Карл Либкнехт», курсировавшим по Волге. И тогда, и потом он сочинял песни, которые во все времена были очень популярны.
После войны он по рекомендации Арама Хачатуряна окончил Музыкальное училище при Московской Консерватории, а затем Институт имени Гнесиных.
Трудно перечислить всё музыкальное наследие бывшего врача и плодовитого композитора П.К.Аедоницкого. Он автор свыше двух сотен песен, которые ввели в жизнь Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Владимир Трошин и многие другие столь же популярные исполнители. Помимо этого Павел Аедоницкий написал музыку к 60 спектаклям и фильмам, многие вокально-симфонические произведения для хора и оркестра. За свои 80 лет жизни он успел и поработать врачом, и войти в фонд музыкальной культуры нашей страны. Множество орденов, званий и премий сопровождали долгую жизнь этого популярного композитора, но многие ли из нас знают о том, что начинал композитор П.К.Аедоницкий как врач плавучего эвакогоспиталя!
* * *
Мария Монтессори (M.Montessori, 1870–1952) родилась 31 августа 1870 г., и она входит в число четырёх педагогов, которые, по мнению ЮНЕСКО, реформировали педагогику XX в. Она была первой итальянкой, получившей диплом доктора медицины.
Суть её педагогической системы мы подробно излагаем во II томе «Врачей-труэнтов» (готовится к изданию в «Арке», Санкт-Петербург, в ближайшем году и посвящён врачам-педагогам и просветителям). Доктор М. Монтессори работала, помимо Италии, в Нидерландах, в Испании, в Индии, а школы, работающие по её системе, имеются сегодня во всех странах мира. Начав с создания принципов работы с умственно отсталыми детьми, она в дальнейшем реформировала всю мировую педагогическую систему. В этой системе я бы выделил следующие взаимозависимые принципы:
-- изначальная индивидуальность каждого ребёнка;
- использование органов чувств ребёнка – зрения, осязания, запаха - а не внушение ему абстрактных истин;
- поощрение самостоятельности (одевание, мытьё, уборка и т.п.);
подготовка окружающей среды ребёнка – вес, размеры и цвет мебели, прочих предметов, учебных пособий;
- стимуляция самостоятельности действий, решений, творчества каждого ребёнка.
Таким образом, родители и педагоги должны думать не о себе, а о ребёнке и его будущем, когда у него не будет наставников. Именно таким заключительным тезисом я бы выразил сущность педагогической системы Марии Монтессори, которая должна стать основой деятельности любого педагога, как бы он ни назывался – родитель, учитель, врач и т.п. И надо ли быть Марией Монтессори, чтобы осознать и внедрять именно такой подход к воспитанию детей!