Медицинский труэнтизм как важная проблема культуры и развития общества
Май 2013 г.
«Майские» врачи-труэнты от проф. А.П.Зильбера
Арманд Хаммер (A.Hammer, 1898–1990) родился 21 мая в семье врача Джулиуса Хаммера. Так же, как и отец, он получил медицинское образование в Нью-Йорке. А.Хаммер прославился тем, что создал замечательные коллекции искусства и художественные музеи. Он был бизнесменом и после Октябрьской революции был
самым первым, кто начал помогать молодой стране в годы её революционной разрухи.
В этом году вышел I том моих очерков, который так и называется «Врачи-труэнты» (СПб, «Арка», 2013. – 460 с., 240 илл.). Глава 7 этого тома посвящена Арманду Хаммеру и называется «Коллекционер советских вождей от Ленина до Горбачёва» (с. 171–196). Желающие узнать подробности об этой удивительной личности, могут обратиться к упомянутой книге.
* * *
Иван Алексеевич Сикорский (1842–1919) родился 26 мая под Киевом. Получив на Украине многообразное духовное, естественное и юридическое образование, он решил, что его истинный удел – медицина. Поэтому к уже имеющемуся образованию он добавил медицинский факультет Киевского университета, который закончил с отличием в 1869 г. Работал врачом и преподавателем анатомии в Петербурге, постепенно всё больше вовлекаясь в психиатрию, в которой постепенно стал профессором. Он вёл и научную, и лечебную работу в этой области, особенно интересуясь воспитанием и психическим здоровьем детей. Он был классиком по изучению и лечению заикания, о чём опубликовал в 1869 г. одну из первых в мире монографий по этой проблеме.
Будучи признанным специалистом по воспитанию умственно отсталых детей, школьников, солдат и др., он увлёкся общественной и политической деятельностью, скатившись постепенно в великорусский национализм, граничащий с тем, что сегодня называется расизмом. Уж не общение ли со своими умственно неполноценными подопечными подвигло его к этому? Его авторитет в руссофильстве был столь велик, что знаменитый русский художник В.М. Васнецов, расписывая алтарь Владимирского собора в Киеве, писал с живого И.А. Сикорского вдохновенный образ Иоанна Златоуста.
Сегодня в связи с ростом миграции населения проблема расизма становится весьма актуальной и в России, и в Украине, хотя постепенно она стихает в остальном цивилизованном мире. Проф. И.А. Сикорского пригласили в качестве эксперта в знаменитом деле Бейлиса, и я вынужден отметить, что весь мир ополчился на его беззастенчивую, подтасованную расистскую экспертизу в этом позорном деле. На него нападали в печати специалисты – социологи и медики – и в России, и за рубежом. И тогда – ещё один позор – врач-труэнт, основатель двух институтов и нескольких профессиональных обществ, профессор И.А. Сикорский обратился за защитой своей чести и достоинства в полицию. И под её влиянием несколько областных психиатрических обществ были закрыты в стране по требованию И.А. Сикорского! Может быть, следует считать И.А. Сикорского идеологом будущей советской «наказательной» психиатрии?
Он был отцом Игоря Ивановича Сикорского (1889–1972), одного из первых русских авиаинженеров, вынужденного после революции 1917 г. уехать во Францию, а потом в США, где стал признанным «отцом» вертолётостроения. Пользуясь этой «труэнтской» страницей, отмечу, что реально первый в мире вертолёт поднялся ещё в 1905 г. во Франции и руководил его созданием врач-труэнт Шарль Рише (Ch. Richet), будущий Нобелевский лауреат за открытия в области иммунологии.
А Иван Алексеевич Сикорский умер в Киеве во времена кратковременного правления Петлюры, и говорят, что руку к этому приложили тогдашние чекисты.
* * *
Виталий Алексеевич Коротич родился тоже 26 мая и тоже в Киеве, как и И.А. Сикорский. Только В.А. Коротич родился в 1936 г. – почти на целый век позднее.
Там же в Киеве он окончил с золотой медалью школу, а затем с отличием Киевский медицинский институт, возникший на основе медфака Киевского Владимирского университета, который веком раньше, также с отличием окончил врач-труэнт И.А. Сикорский. В.А. Коротич работал врачом-кардиологом в сельской больнице, потом поступил в аспирантуру по кардиологии, одновременно закончив не только её, но и Киевский институт иностранных языков.
Став кандидатом медицинский наук, доктор В.А. Коротич, со школьных лет увлекавшийся стихами, прозой и сотрудничая в нескольких литературных журналах и газетах, оказался в Правлении Украинского союза писателей, а потом и Союза писателей СССР. Автор нескольких стихов, песен и повестей становится в 1978 г. редактором Киевского журнала по иностранной литературе.
Затем с подачи ЦК КПСС Виталий Коротич назначается главным редактором журнала «Огонёк», который при нём из тусклого светлячка превращается в яркий факел. В.А.Коротич перебирается в Москву, а потом, процветая при часто меняющихся генсеках, неожиданно становится профессором Гарвардского университета в Бостоне по русской и украинской литературе. Только ли образование, полученное в «Инязе», способствовало этому?
Имея медицинскую наследственность (отец и мать врачи-учёные), он работал врачом только первый десяток лет. Потом было членство в разных партиях и союзах, разные государства – СССР, РФ, США, Украина – но это всегда проходило на высоте его публицистики, журналистики и литературы.
Мне не хочется перечислять все его ордена, премии, звания и высоких друзей – их много и все они, конечно, заслуженные. След врача-труэнта Виталия Алексеевича Коротича, сегодня живого и деятельного, вне всяких сомнений протоптан достаточно глубоко, чтобы не забыться.
* * *
Уильям Пэтти (W.Petty, 1623–1687) родился 27 мая 1623 г. в небогатой английской семье. Получив в школе хорошие знания, особенно по латыни, он, подобно своему современнику – литературному герою Робинзону Крузо, – сбежал из дома юнгой на каком-то корабле. Оказавшись на французском берегу со сломанной ногой, он благодаря латыни сумел продолжить образование (греческий и французский языки, теология, астрономия, математика) в каком-то иезуитском колледже Франции. Через несколько лет он продолжил своё образование в университетах Лейдена, Амстердама, Утрехта и Парижа. Будучи личным секретарём философа Т. Гоббса, он имел возможность встречаться с такими людьми как Р. Декарт, П. Гассенди и др. Как видим, смышлёному парню было от кого набираться ума. Вернувшись в Англию в 1546 г. он поступил в Оксфордский университет, где встретился со «свободными философами» типа Р. Бойля, К. Рэна, Ф. Бэкона и др. Теперь он основное внимание уделяет овладению медициной, потому что математики, философии, навигации, механики он успел поднабраться в предыдущие годы. Он становится доктором медицины в Оксфорде, где сразу же преподаёт анатомию, музыку и другие «пустяки», попутно изобретя первый в мире копировальный аппарат, а также катамаран, построив и опробовав его 4 образца.
В 1652 г. У. Пэтти направляется главным врачом кромвельской армии в Ирландию, которую Англия решила присоединить к себе. Ещё 5 лет назад У. Пэтти опубликовал никем не замеченную работу «Советы по достижению успеха в некоторых разделах учёбы». Но автор этой статьи использовал её главные идеи в Ирландии. Давно владея навигацией и картографией и получив задание правительства разметить и распределить участки земли в «присоединяемой» Ирландии, он стал владельцем 30.000 акров (120 км2) земли, находящейся на этом острове, да ещё заработав на этом распределении свыше 9 тыс. фунтов стерлингов. В Англию вернулся уже не бедный молодой врач, а земельный магнат, возведённый в дворянство в 1561 г. (ему ведь только 38 лет!) сэр Уильям Пэтти, британский лорд.
Вместе с остальными «свободными мыслителями» он учредил Лондонское Королевское общество, первую в мире Академию наук, главным идеологом которой был врач-труэнт Роберт Бойль. В этом Обществе одной из главных тем сразу стала медицина и физиология. Непосредственным мотивом создания Общества была первая в мире реанимация, проведённая в 1650 г. тремя врачами-труэнтами: У. Пэтти, Т. Уиллисом (механика животных) и Р. Батурстом (теология и др.). Подробности об этой реанимации см. в наших «Этюдах критической медицины», М., 2006, с. 406–409. Что касается труэнтизма самого У. Пэтти, то в Великобритании и остальном мире он считается основоположником политической экономии – предтечей Адама Смита. Его широко известные книги по-русски звучат так: «Политическая анатомия Ирландии» (ясно ведь, что такую книгу пишет врач!), «Трактат о налогах и сборах», «Политическая арифметика» (в ней изложены основы будущей демографии и статистики), «Разное о деньгах» и наконец, главное – «Слово умным» – полезные примеры для подражания на все времена.
Сэр Уильям Пэтти прожил спокойную жизнь и заслужил благодарную память потомков, один из которых стал премьер-министром Великобритании.