Медицинский труэнтизм как важная проблема культуры и развития общества
Сентябрь 2013 г.
«Сентябрьские» врачи-труэнты от проф. А.П.Зильбера
Надежда Прокофьевна Суслова родилась 1 сентября 1843 г., и сегодня мы можем отметить 170 лет со дня рождения этой первой официальной российской женщины-врача. В книге «Эмансипация: от Лилит до русских нигилисток» (2004) я посвятил этой замечательной женщине целую главу (гл.7), к которой и отсылаю любопытных читателей, но здесь хочу немного добавить.
Получение Н.П.Сусловой в Цюрихе диплома врача почти взорвало российское общество, тем более, что и другие женщины, описанные в той же книге – математики, юристы и пр., получили почти в то же самое время дипломы за границей. Однако Н.П.Сусловой пришлось нострифицировать свой цюрихский диплом в России, и это было благополучно сделано. Возможно, так легко получилось потому, что комиссию, подтвердившую цюрихский диплом Н.П.Сусловой, возглавлял С.П.Боткин, описанный мною в вышедшей в этом году книге «Врачи-труэнты» (Санкт-Петербург, «Арка», 2013, гл.9). В России тех лет даже открылись Высшие женские курсы, но они просуществовали только полтора десятка лет. Лишь в 1897 г. в Петербурге возник Женский медицинский институт, который в 1954 г. окончил Ваш покорный слуга, отнюдь не являясь женщиной, и это могут многие подтвердить. Просто I Ленинградский медицинский институт им. акад. И.П. Павлова открылся на базе ЖМИ – Женского медицинского института, и в него могли поступать в XX в. и женщины, и мужчины.
К характеристике Н.П.Сусловой могу добавить, что она была красивой девушкой, и не зря её подруга Софья Ковалевская (см. упомянутую «Эмансипацию») в одном из своих художественных произведений описала как образец главной героини облик Нади Сусловой. Свободная женщина, она отнюдь не афишировала свои «амуры», а стала женой Ф.Эрисмана, с которым развелась, снова выйдя замуж за другого. Но главное – Н.П.Суслова была замечательным врачом общей практики. Разумеется, к ней шли многие женщины со специфическими женскими болезнями, которые стеснялись врачей-гинекологов, потому что те, естественно, были тогда только мужчинами. Они зарабатывали за восстановление девственной плевы (пустяковая операция) значительные деньги (постоянным клиенткам была скидка). Однако, к чести Н.П.Сусловой она ни разу в жизни не сделала этой операции, считая её куда более безнравственной, чем потеря девственности до брака. Эта часть её жизни обсуждается в упомянутой книге только прозрачными намёками. Здесь могу лишь добавить, что она была вполне квалифицированным консультантом у своей младшей сестры, для которой любовь была почти профессией. Возможно, поэтому Н.П.Суслова не любила писателя Ф.М.Достоевского, а профессора И.М.Сеченова – наоборот.
Умерла Н.П.Суслова в 1918 г. в Крыму: и там, и на её родине в Нижнем Новгороде ей поставлены памятники.
* * *
Альберт Юльевич Аксельрод (1934–1991) родился 1 сентября 1934 г. Он окончил в Москве I МОЛМИ им. И.М.Сеченова (1958 г.) – и был одним из многих замечательных советских врачей-труэнтов, вышедших из этого института. Я сфотографировал Алика стоящим перед своим «горбатым» «Запорожцем». Дальше рядом с именем доктора А.Ю.Аксельрода будет многократно повторяться слово «первый», которое, как известно, ко многому обязывает. Прежде всего: он был первым идеологом и ведущим КВНа, продолжающегося (вполне заслуженно) и до сих пор.
Сегодня КВН связывается с именем А.В.Маслякова, но в действительности первым идеологом и ведущим Клуба весёлых и находчивых был Алик Аксельрод, молодой врач, выпускник I МОЛМИ). Вот он показан на этом чёрно-белом фото вместе с действительно первой ведущей КВН Светланой Жильцовой. Сегодня врач-труэнт А.Арканов (тоже выпускник I МОЛМИ) удивляется, обращаясь с полным почтением к ныне здравствующему А.В.Маслякову, с которым олицетворяется советский КВН, почему тот никогда не упоминает, что идеологом и первым ведущим КВН был доктор А.Ю.Аксельрод. Я присоединяюсь к удивлению и почтению А.Арканова, но сообщаю вероятную причину этого. КВН же А.Ю.Аксельрода всегда шёл в прямом эфире, а это было чревато серьёзными неприятностями для ведущих эту передачу, хотя и приносило им славу и любовь зрителей. КВН А.В.Маслякова снимается заранее и также приносит заслуженную славу и любовь зрителей, но и значительные более весомые эквиваленты этой любви, а не «технические» перерывы КВН по несколько месяцев. После одного из них А.Ю.Аксельрод ушёл из КВН, а А.В.Масляков как раз тогда и пришёл (см. ниже книгу «Алик»).
А.Ю.Аксельрод был одним из первых сотрудников В.А.Неговского, создателя термина реанимация в смысле оживление. Именно А.Ю.Аксельрод организовал и возглавил первый в СССР Выездной центр реанимации, а с 1969 г. – отдел нейрореанимации в Боткинской больнице. Он первым – после советского идеолога гипербарической оксигенации С.Н.Ефуни – разработал методы практического использования ГБО для целей реаниматологии. А.Ю.Аксельрод командовал центром ГБО в Центральном институте усовершенствования врачей и первым стал преподавать эти методы.
Он первым начал пропагандировать методы реанимации для населения и создал многократно переиздававшуюся книгу «Оживление без сенсаций» (1988 г.). А.Ю.Аксельрод является автором и соавтором многих книг и статей по своей непосредственной специальности, в частности, по острой кровопотере в акушерской практике.
Он был участником первых «зильберятников» (Ежегодных октябрьских семинаров по «Актуальным проблемам медицины критических состояний») в Петрозаводске и вошёл совершенно естественно в весёлый фольклор этих сборищ. Именно ему я посвятил первую статью об истории медицинского труэнтизма в одном из первых номеров «Вестника интенсивной терапии» А.И.Салтанова.
К сожалению, слишком рано пришлось писать о нём в прошедшем времени в замечательной книге «Алик. Воспоминания об А.Ю.Аксельроде» (редактор-составитель А.Силин. М., 2008. – 400 с.). Она издана благодаря усилиям его сына Б.А.Аксельрода, московского врача-реаниматолога, сотрудника Российского научного центра хирургии им. Б.В.Петровского. Очерки этой богато иллюстрированной книги, которую я всем рекомендую найти и прочесть, написаны бывшими студентами, врачами, режиссёрами, писателями, родственниками и друзьями Алика Аксельрода.
* * *
Врач-труэнт Башар Асад (B. Assad) родился 11 сентября 1965 г. и именно сегодня писать о нём очень рискованно, т.к. в ближайшие дни решается его судьба. Президент Сирии Башар Асад стал таковым не по своей воле, а по воле своего отца, бывшего диктатора Сирии Хафеза Асада.
Башар Асад рос скромным мальчиком, обучавшимся во французском лицее, а потом на медицинском факультете Дамасского университета. Закончив его с красным дипломом врача-офтальмолога в 1988 г., он сначала работал офтальмологом в пригороде Дамаска. В 1991 г. он вместе со своей семьёй уехал в Лондон для совершенствования по офтальмологии в Больнице Saint Mary. Он хотел стать действительно интеллигентным врачом и не собирался делать политическую карьеру. Поэтому в Лондоне он жил и совершенствовался под псевдонимом, чтобы никто не узнал его как сына президента Сирии Хафеза Асада. Вращаясь в интеллигентных медицинских кругах, он увлекался художественной литературой, информатикой, кибернетикой, внедряя свои идеи в офтальмологию, которая постепенно стала и его жизнью, и профессией. Периодически он участвовал с докладами, основанными на собственных материалах, в международных симпозиумах и съездах по офтальмологии.
Хафез Асад готовил себе в преемники своего старшего сына Бавиля, который в 1994 г. погиб в автомобильной катастрофе. Тогда Хафез Асад вызвал из Лондона Башара, сделал его сразу же капитаном, а потом и полковником танковых войск, а также главой Республиканской гвардии. В июне 2000 г. Хафез Асад, чувствуя приближающуюся смерть от сердечной недостаточности, сделал Башара генералом и главой Сирийской армии. Конституция Сирии была тут же изменена умирающим Хафезом Асадом, и возраст президента снижен с 40 до 34 лет – именно столько тогда исполнилось Башару Асаду.
Так, фактически вопреки своему желанию, врач-офтальмолог Башар Асад стал президентом древнейшей страны Сирии и даже переизбирался на новый срок в 2007 г.
Религиозные распри с исламистами привели Сирию к нынешней страшной ситуации, когда зреет вмешательство США и других цивилизованных стран в гражданскую войну в Сирии. Формальный повод для этого – применение в сирийской войне химического оружия. Не могу себе представить, чтобы врач Б.Асад мог дать такое распоряжение, хотя боевики-исламисты и их собратья из «Аль-Каеды» (которой, правда, командует тоже врач – Аль-Завахири), вполне, думаю, могли бы. Религиозный фанатизм, к сожалению, способен на всякие пакости против человечества. В ближайшие дни и часы мы узнаем то, что будет выгодно поднести нам средствами массовой информации, а когда-нибудь, надеюсь, станут известны и объективные данные этой происходящей на наших глазах трагической истории.
* * *
Жорж Бенжамен Клемансо (G.B.Clemenceau, 1841–1929) родился 28 сентября 1841 г. По образованию он был врачом, причём в четвёртом поколении, начиная с прадеда. Закончив медицинское училище в Нанте, Жорж стал студентом медицинского факультета в Париже (Сорбонна), где в 1865 г. получил диплом врача. Из-за политических неурядиц он уехал в США, где учил молодых девушек фехтованию, верховой езде и немножко медицине (французский диплом в США не признали, а кормиться ведь как-то надо было).
В I томе «Врачей-труэнтов» (2013, с. 111-113) я уже писал о любовно-пиаровских историях Жоржа Клемансо. Могу сообщить, что вернувшись в 1870 г. во Францию женатым человеком, он, будучи популярным врачом (несколько лет врачевал на своей родине в Вандее) и журналистом (об этом я тоже писал в упомянутой книге), стал премьер-министром Франции. Видимо, не худшим, потому что он управлял страной два срока в непростые времена (1906–1909 и 1917–1920). Вот его портрет, выполненный Э.Мане.
Мне не хочется описывать его политическую деятельность: не сомневаюсь в том, что он действовал как порядочный человек, хотя бы потому, что имел две параллельные стези – медицину и журналистику, а они обе не могут позволить вести себя непорядочно. И хотя я ловлю себя на мысли о недостаточно обоснованной декларативности такого заявления, но перейду на фактическую сторону характеристики Жоржа Клемансо. Перечислю друзей, с которыми его связывала не сиюминутная потребность (как это могло бы быть и с больными, и с обществом), а проверенная временем дружба. Сначала назову писателей: Альфонс Доде, Эдмон Гонкур, Анатоль Франс, Эмиль Золя, Жозеф Ренан. Художники и скульпторы: Клод Моне, Огюст Роден. Он был автором не только политических книг и многих сотен статей, но и книг по искусствоведению, написанных им в последние годы жизни – «Демосфен» (1926), «Мысли на закате» (1927). «Клод Моне. Кувшинки» (1928). Уже после его смерти была издана (1930) его последняя работа «Величие и нищета одной победы», за которую он получил клички «Тигр» и «Творец победы».
Когда он умер, его не на что было похоронить: похороны оплатили правительство и Французская академия наук. Эти слова относятся к французу, автору нескольких книг, премьер-министру страны, портреты которого при жизни создавали великие Э.Мане (масло) и О.Роден (бронза).