Медицинский труэнтизм как важная проблема культуры и развития общества
Октябрь 2013 г.
«Октябрьские» врачи-труэнты от проф. А.П.Зильбера
Парад «октябрьских» труэнтов хотелось бы, воспользовавшись датами календаря, начать с карельского болгарина Васила Мариновича Касогледова (1881–1936).
Он родился 2 октября 1881 г. в Руссе (Болгария), где учился в средней школе. В 1898 г. окончил в Петербурге гимназию и поступил в Военно-медицинскую академию. За участие в социал-демократическом движении в 1901–1903 гг. был выслан обратно в Болгарию. Потом всё же окончил Академию в 1906 г. и начал работать врачом в Болгарии. В 1907 г. был принят ординатором госпитальной хирургической клиники Петербургской Военно-медицинской академии. В 1911 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины и стал главным врачом Больницы Великой княгини Елены Павловны в Петербурге.
Потом снова Болгария: участие в Балканской войне 1912–1913 гг. в качестве заведующего хирургическим отделением Софийского военного госпиталя. В I Мировой войне он был хирургом в Больнице Международного Красного креста. Именно тогда, проживая в Петербурге в семье революционеров Алферовских, которые были родом из Пудожа в Карелии, В.М. Касогледов соблазнил дочь хозяина Анну, женился на ней и в 1918 г. оказался сначала учителем, а потом врачом и весьма активным просветителем населения Пудожского района. Дальнейшее жизнеописание этой удивительной личности я излагаю по многочисленным материалам Пудожского музея, носящего имя его создателя местного учителя А.Ф. Кораблева (1906–1981).
Именно доктор В.М.Касогледов преобразовал когда-то очень слабенькую участковую больницу в медицинский центр Пудожского района. Вот фото коллектива Пудожской больницы в 1922 г., взятое из фондов упомянутого музея.
Помимо медицинской деятельности доктор В.М. Касогледов создавал в Пудоже самодеятельные спектакли, в которых он был и сценаристом, и режиссёром, и актёром, и которые пользовались неизменным успехом у пудожан и служили важнейшим просветительским целям. Он также часто выступал в газетах с различными публицистическими материалами.
В 1923 г. В.М.Касогледов организовал в г.Петрозаводске Родильный дом и Железнодорожную больницу. В 1927 г. он неожиданно уехал на Украину в г.Шахты, но уже в 1935 г. его затребовали обратно в Карелию, где присвоили звание «Героя Труда»: вот так выглядел этот знак в те годы, и таких знаков в молодой России было не столь уж много.
В 1936 г. В.М.Касогледов покончил жизнь самоубийством, ссылаясь формально на старость и одолевающие болезни. Ему было ещё только 55 лет, и можно лишь гадать о реальных причинах его гибели. Он похоронен на Зарецком кладбище в Петрозаводске: вот надгробие на его могиле, сделанное их шокшинского порфира.
* * *
Николай Андреевич Белоголовый (1834–1895) родился 17 октября 1834 г. в старинной купеческой семье и получил хорошее школьное образование. Он собирался стать филологом, но в силу не зависящих от него обстоятельств поступил на медицинский факультет Московского университета, который окончил в 1855 г. и стал врачом. Аналогичная история произошла с врачом-труэнтом С.П.Боткиным, который хотел стать математиком, а не врачом. С тех самых пор настоящая дружба связала врача и писателя Н.А.Белоголового с С.П.Боткиным и другими Боткиными. Им я посвятил целую главу № 9 в книге «Врачи-труэнты» (Санкт-Петербург, «Арка», 2013, с. 228–257), где упомянута и тесная дружба С.П.Боткина с Н.А.Белоголовым.
Как и С.П.Боткин, доктор Н.А.Белоголовый совершенствовался как врач в германских медицинских центрах и стал высококвалифицированным врачом. Однако, в отличие от С.П.Боткина, он по-настоящему увлекался не медициной, а публицистикой и художественным описанием деятельности врачей (например, своего друга С.П.Боткина) и многих писателей. Ему принадлежит эссе о поэзии и, кстати, о болезни Н.А.Некрасова, о М.Е.Салтыкове-Щедрине, а также о многих декабристах – А.П.Юшневском, братьях Борисовых, братьях Поджио, которым он очень сочувствовал.
Деятельность врача и публициста Н.А.Белоголового прославила многих людей революционного толка, но сам он не был сторонником резких перемен в общественном устройстве. И не может ли быть так, что сидя почти безвылазно в своей Швейцарии, он оказался более дальновиден, чем многие из героев его очерков, проживавших в России?
* * *
Врач-труэнт Томас Браун (T.Browne, 1605–1682) родился 19 октября 1605 г. в Лондоне в семье торговца шёлком. Окончив медицинскую школу Оксфордского университета, он совершенствовался в университетах Монпелье, Лейдена и Падуи. В 1633 г. он получил степень доктора медицины и вернулся работать в г. Норидж, расположенный в 140 км от Лондона, где прожил всю свою жизнь и там же и умер. Пикантная деталь: день его рождения (19 октября) и день его смерти совпали, отпустив ему ровно 77 лет жизни между ними. И это была лишь одна из многих жизненных шуточек этой выдающейся личности.
Доктор Томас Браун был не просто врачом: за свои заслуги в медицине и, главным образом, в философии, литературе и искусстве он был возведён в рыцарское достоинство королём Чарльзом II и стал именоваться Сэром Томасом, баронетом Брауном.
Он автор многих философских и в то же время медицинских книг, таких, как, например, «Religio Medici», 1643 (Религия врачей), «Pseudodoxia Epidemica», 1646 (Заблуждение народа), «Hydriotaphia Urn Burial» (Погребение в урнах), «The Garden of Cyrus» (Сад Кира) и ещё полудесятка книг – серьёзных, но вместе с тем шуточно-издевательских и потому читающихся с трудом. После его «Гидриотафии» получило распространение воровство черепов и костей из могил. Стоит ли удивляться, что и его собственный череп был извлечён и открыто уложен на пьедестале из его книг «Religio Medici» в одном из храмов. Правда, через несколько лет решением Церковного совета череп был возвращён обратно в его могилу, но я не уверен, лежит ли он там сегодня.
Многие его книги, включая «Religio Medici», были внесены Ватиканом в «Индекс запрещённых книг». Что касается последней, то в ней Томас Браун рассуждает, наряду с разными парадоксами-шуточками, что врач в отношении больного должен исповедовать принцип триединства любви, милосердия и справедливости. Любовь требует, чтобы врач сделал для больного всё, что хотел бы в подобной ситуации получить сам. Милосердие должно избавить эти усилия от страданий больного и его близких. И справедливость требует от врача уделять внимание не тому, кто больше заплатил или более уважаем в обществе в силу своего положения, а всем, кто нуждается во враче. Чем это не жизненная программа действий для любого человека, носящего звание врача!
* * *
Томас Бартолин, Старший (T. Bartholin, Sr, 1616–1680), родившийся 20 октября 1616 г., один из дюжины прославившихся в медицине врачей и профессоров, носящих такое имя. Поэтому ниже будут представлены заслуги только этого конкретного человека, а не всех прочих Бартолинов.
Этот Томас Бартолин был не только врачом, но и философом, математиком, теологом. Разумеется, он тоже стал профессором Копенгагенского университета. В 1652 г. Т. Бартолин, Ст. впервые описал анатомию и физиологию лимфатической системы – вот эта книга. Спор о приоритете в этом вопросе происходил даже между самими Бартолинами. Отмечу, что бартолиниевы железы у женщин – открытие Бартолинуса-младшего, а не его папы, обсуждаемого здесь.
Т. Бартолин, Ст. был лейб-медиком Датского короля Кристиана V, но улица в Копенгагене Bartholinsgade названа в честь всех Бартолинов вместе взятых. Конечно, все они трудились не только для того, чтобы мы сегодня могли проходить по Бартолиновой улице. Надеюсь, читатель правильно расценит эту шутку, но всё же я хочу поместить в конце ещё одну гравюру того конкретного Томаса Бартолина, который родился в октябре 1616 г.