Медицинский труэнтизм как важная проблема культуры и развития общества
Декабрь 2013 г.
«Декабрьские» врачи-труэнты от проф. А.П.Зильбера
Судзиловский Николай Константинович (1850–1930) родился 15 декабря 1850 г. в семье народника – секретаря Могилёвской судебной палаты. Он яркая фигура в моей коллекции врачей-труэнтов, которой будет посвящена одна из глав издающегося многотомника «Врачи-труэнты» (первый том опубликован в Санкт-Петербурге («Арка», 2013 г. – 460 с., илл.). Один из восьмерых детей в небогатой белорусской семье, Судзиловский Николай Константинович с презрением относился к царскому образованию, но закончил с отличием Могилёвскую гимназию (1868) и поступил вначале на юридический факультет Петербургского университета. Воспитанный на произведениях Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена и их окружения, Коля Судзиловский менял факультеты и институты и отнюдь не по своей воле перевёлся из Петербургской Медико-хирургической академии на медицинский факультет Киевского университета. Работая фельдшером в Николаевской тюремной больнице, он пытался организовать побег политических заключённых, был пойман и вынужден был бежать из России. В Лондонской больнице он встретился с Карлом Марксом, но закончил медфак в Бухарестском университете. Под псевдонимом Николас Руссель он вместе с болгарином Христо Ботевым организует восстание против Османского владычества в Болгарии. Встречается и сотрудничает с русскими нигилистами (в частности с П. Л. Лавровым – см. нашу «Эмансипацию: от Лилит до русских нигилисток» (Петрозаводск: 2004 г. - 208 с.).
В 1887 г. он из Греции перебирается в Сан-Франциско (США), где становится модным врачом «Русской горки». Схлестнувшись с епископом Владимиром, главой русской православной церкви в Сан-Франциско, доктор Руссель добивается официального обвинения «грязного» епископа в растрате, жестоком обращении с семинаристами и в педофилии. В ходе этой полемики «святейший» епископ Владимир провозгласил «всеистребляющую анафему» «Николке богохульцу и двоежёнцу» (это-то как раз разрешалось аморальными законами, но анафема нарушила медицинский бизнес «двоежёнца», который этим воспользовался и таки добил Отца Владимира, который вернулся в Россию в кандалах).
Получив американский паспорт, доктор Николас Руссель в 1992 г. перебирается на Гавайи, где занимается медициной, выращиванием кофе и, разумеется, политикой. Став главой партии туземцев и разнопланово «подружившись» с гавайской королевой, он теснит республиканскую и демократическую партии и во времена президента У. Маккинли подписывает с ним «Гавайский Органический акт».
Если вы думаете, что это все деяния Н. К. Судзиловского в политике, то ошибаетесь. Он перебрался на Филиппины, организовал восстание русских военнопленных (Русско-японская война 1905 г.), кстати, сделав это вместе с автором «Цусимы» А. Новиковым-Прибоем. Поход пленных в Россию не состоялся. Потом – Китай, членство в Российском обществе политкаторжан и приглашение Н.К. Судзиловского Сталиным в Советскую Россию. Но он успел в свои 85 лет умереть в Китае и в Россию не приехал. А, может быть, он действительно был провидцем? Чем бы кончился его визит в сталинскую Россию? Я сейчас разыскиваю судьбу двух его дочерей, приехавших в Россию, но пока мне не известную.
* * *
Позов (Позидис) Авраам Самуилович (1890–1984) родился 17 декабря 1890 г. в г. Карсе (Россия, Закавказье) и происходил из семьи понтийских греков. С детства знавший греческий, латинский, немецкий и другие языки, он окончил Тифлисскую гимназию и поступил на медфак Киевского университета. Участвовал врачом в I Мировой войне, потом этот кавказский врач, опасаясь репрессий, восстанавливает своё греческое происхождение и переезжает с семьёй в Афины.
Политические дрязги, в том числе и в медицине, раздражают доктора Позова, и он оставляет медицину ради йоги, мистики, оккультизма. Потом в Германии он продолжает медицинскую практику и одновременно пишет книги: «Логос – медитация древней Церкви». Затем следует «Метафизика Пушкина», «Метафизика Лермонтова», «Богочеловек», «Лирический мистицизм Блока» и ещё несколько подобных же книг, которые он публикует в Германии за два года до смерти.
Любопытно, что умер А.С. Позов в Германии не от старости, а от автотравмы (перелом тазобедренного сустава). Врачу и автору свыше десятка глубоко анализированных в религиозном плане поэтов о такой смерти можно только мечтать...
* * *
Тадеуш Бой-Желенский (T. Boy-Zelenski, 1874–1941) родился 21 декабря 1874 г. в Варшаве. Закончив Медицинский факультет Ягеллонского университета, он несколько лет работал врачом в железнодорожных мастерских. Однако основным назначением врача и просветителя Т. Бой-Желенского всегда была, главным образом, переводческая и издательская деятельность. Фактически основная классическая литература, доступная полякам тех и нынешних лет – это результат творчества доктора Т. Бой-Желенского.
Начав с полухулиганских частушек и шуточек, в свободное от врачебной работы время, а потом вообще забросив медицину, он перевёл на польский язык и издал все пьесы Мольера, Расина, Вольтера, Паскаля, Монтескье, Монтеня, Дидро и многих других. Библиотека Боя-Желенского составляет свыше сотни томов.
Он не только переводил на польский чужие работы, но и писал публицистические рецензии и фельетоны во многих польских газетах. В конце своей недолгой жизни профессор Тадеуш Бой-Желенский заведовал кафедрой французской литературы Львовского университета.
Когда фашисты захватили Польшу, они расстреляли доктора Т. Бой-Желенского как великого просветителя недочеловеков, т. е. поляков и евреев. Одновременно, кстати, эти «культуртрегеры» расстреляли и другого врача – профессора В.Э. Дзержинского за то, что тот посмел быть братом Феликса Эдмундовича Дзержинского, создавшего Советскую Россию по своему уголовно-пролетарскому пониманию. Кстати, ещё будучи создателем ВЧК и ГПУ, он уже тогда пытался расстрелять «выродка» – младшего брата, но В. И. Ленин, будучи великим гуманистом, якобы не позволил.
* * *
Арчибалд Питкэрн (A. Pitcairne, 1652–1713) родился 25 декабря 1652 г. Будучи врачом, он считался основоположником математики в медицине. Кроме того, при нём вошло в моду иссечение трупов казнённых и бездомных людей ради обучения будущих врачей.
Император Пётр I купил знаменитую библиотеку А. Питкерна, как и другого врача-шотландца Роберта Эрскина.
В недавно вышедшей книге «Врачи-труэнты» (СПб, «Арка», 460 с.) читатель найдёт много подробностей об этих двух незаурядных врачах.