Медицинский труэнтизм как важная проблема культуры и развития общества

Август 2014 г.

«Августовские» врачи-труэнты от проф. А.П.Зильбера
 

Джон Коллинз Уоррен (J. C. Warren) родился 1 августа 1778 г. в Бостоне, США, где прожил всю жизнь и похоронен там же в 1856 г.

Сын знаменитого бостонского врача, основателя Гарвардской медицинской школы, он получил в ней медицинское образование и проработал все годы. Учился хирургии у знаменитых лондонских и французских хирургов и, вернувшись в Бостон, стал практиковать хирургию, основав в Гарварде кафедру анатомии и хирургии.

Выпустил первое в США руководство по хирургии, первую «Фармакопею» и возглавил кафедру хирургии.

Выполнил первую в мире операцию под эфирным наркозом 16 октября 1846 г. О ней и нескольких врачах-труэнтах, готовивших её, я рассказывал в другом месте (А. П. Зильбер. Календарь-брошюра «150 лет эры анестезиологии», на рус. и англ. яз., Joensuu, Finland, 1996. – 30 c.). Здесь же отмечу, что Джон Коллинз Уоррен создал американскую палеонтологию.

В Бостонском палеонтологическом музее когда-то стоял при входе скелет самого Уоррена, но потом его убрали. О том, что на II этаже музея показан скелет первого в мире бронтозавра, созданный руками Уоррена, и об этом написана специальная табличка, сотрудники Музея не знали (по крайней мере, которые мною занимались).

На приведённом портрете Джон Уоррен представлен в годы раннего увлечения палеонтологией, сохранившегося всю его жизнь и сочетавшегося с созданием научной и практической хирургии.

* * *

Александр Семёнович Таубер родился 3 августа 1848 г. и умер в 1908 г.

Он один из первых врачей-труэнтов моей коллекции, замеченных ещё в студенческие годы. О нём я узнал, прочитав на III курсе I ЛМИ замечательную книгу «Пережитое и передуманное студентом, врачом, профессором». Вместо автора в титульном листе книги были обозначены всего три буквы - АСТ. Книга меня потрясла своей искренностью и глубиной, но я нигде не мог узнать, кто этот автор, скрывшийся под аббревиатурой АСТ. Даже выдающийся историк медицины и хирургии профессор Антон Мартынович Заблудовский не мог мне помочь.

Лишь получив в подарок книгу «Современные школы в главнейших городах Европы», я из автографа на этой книге узнал через много лет собственноручно подписанные автором, Александром Семёновичем Таубером, АСТ. Любопытные, прочтите про этот варварский эпизод, не красящий даже библиотекарей. Эта возмутительная история описана мною во «Врачах-труэнтах», т. I, с. 146, СПб, 2013. Там в автографе приведён экслибрис А. С. Таубера, где стилизованные АСТ олицетворяют цепь, связывающую две руки: на одной манжете написано по-латыни наука, на другой - искусство. Автограф был заклеен чьей-то безликой маркой.

Вероятно, «Пережитое и передуманное…» была первой книгой проф. А. С. Таубера, но затем последовали трёхтомник об истории и состоянии хирургии в Европе, «Дневник хирурга», многие собственные книги по хирургии, перевод руководств по топографической анатомии в применении к хирургии и «Основы оперативной хирургии», по которым училось несколько поколений врачей.

Я считаю, что толчком к глубокому изучению медицинского труэнтизма я обязан упомянутой выше книге АСТ.

* * *

Николай Васильевич Кирилов родился 3 августа 1860 г., умер в 1921 г., был врачом, этнографом и краеведом, описавшим Забайкалье и чуть ли не весь Дальний Восток, включая Чукотку.

Будучи неравнодушным и любознательным исследователем, он одновременно с А. П. Чеховым обратил внимание на почти полное отсутствие женского персонала на создаваемой в те годы всероссийской каторге.

Положение было исправлено, и обслуживающий, в том числе медицинский, персонал появился в каторжных тюрьмах в достаточном количестве благодаря усилиям главным образом доктора Н. В. Кирилова. Кстати, возможно, любопытному читателю будет интересно узнать, что одним из стимуляторов Н. В. Кирилова к решению этой проблемы была Сонька Золотая Ручка, прототип известной «Мурки», начинавшая там свои университеты.

Многочисленные публикации доктора Н. В. Кирилова касались не только этнографии и географии тех мест, но и народной и тибетской медицины, дацанов (буддийских монастырей-университетов), морских промыслов, санэпидобстановки, метеорологии и климата, проказы, собаководства и многого другого.

Две пикантных подробности обнаружились в ходе моего лекционного визита в Южно-Сахалинск. При посещении Краеведческого музея (ещё японской постройки) я поинтересовался в музее работами врача-труэнта М. М. Добротворского, создавшего и опубликовавшего первый айнско-русский словарь. Сотрудница музея сказала, что такого словаря неизвестного им доктора не существует и их музей сейчас как раз и создаёт такой словарь, имея на эту работу международный грант. Листая какую-то брошюру на столе у учёной дамы, я показал в библиографии «Айнско-русский словарь» М. М. Добротворского. Хорошо, что рядом были реаниматологи, сумевшие не дать умереть этой злополучной гранд-даме. Когда дама слабым голосом спросила, откуда я это знаю, я спросил у неё, знает ли она, в честь кого назван город Кириллов, расположенный в 30 километрах от Южно-Сахалинска. Естественно дама не знала, и, поскольку грант с айнско-русским словарём лопнул, возможно, она задумалась о гранте на врача-краеведа Н. В. Кирилова или, по крайней мере, о Соньке Золотой Ручке.

Кстати, я много раз в разных странах сталкивался с абсолютным игнорированием местных врачей-труэнтов жителями региона.

* * *

Мохаммад Наджибулла (M. Najubullah, 1947–1996) родился 6 августа 1947 г. в Кабул (Афганистан). Он относится ко многим врачам-труэнтам, которые были главами государств.

Окончив медицинский факультет Кабульского университета и получив специальность врача-гинеколога, он почти не практиковал как врач. Как и многие другие главы государств, он ещё в студенческие годы участвовал в политической борьбе, хотя увлечение гинекологией должно было бы занять его голову и руки совсем другими идеями и делами. Вопреки этому, М. Наджибулла в студенческие годы дважды подвергался аресту за антиправительственные выступления. Сначала, будучи организатором студенческой молодёжи, он возглавил Демократическую организацию молодёжи Афганистана.

Потом он стал послом Афганистана в Иране, но, будучи в Иране, готовил заговор против «родного» правительства. Организация была раскрыта, он был лишён гражданства Афганистана и был вынужден скрываться в Москве.

В 1979 г. он вернулся на родину при вводе Советской армии в Афганистан и в декабре 1979 г. стал руководителем Службы безопасности Афганистана, получил звание генерал-лейтенанта. В ноябре 1986 г. он сверг президента Афганистана Бабрака Кармаля и сам стал главой Афганистана. Естественно ему было не до медицинской практики, а свою энергию он тратил на улаживание местных войн и раздоров между разными племенами и партиями.

Вывод Советских войск из Афганистана начался в 1988 г., и 3 года М. Наджибулла ещё держался во власти, но был свергнут, и спасался в миссии ООН. Когда в 1996 г. в Кабул вошли талибы, они схватили бывшего президента, пытали, застрелили, а потом повесили его тело, протащив на тросе по всему Кабулу.

Любопытно, что в 2008 г. был проведён опрос населения в Кабуле, чтобы узнать, какой режим из существовавших в Афганистане выбрали бы сегодня кабульцы: 93,2% населения выбрали режим Мохаммада Наджибуллы.

* * *

Поделиться:
Последнее обновление: 18.11.2015

 Ошибка в тексте?

Выделите и нажмите Ctrl + Enter