Медицинский труэнтизм как важная проблема культуры и развития общества
Август 2018
«Августовские» врачи-труэнты от проф. А.П.Зильбера
Кристиан Фридрих Лессинг (Ch. F. Lessing, 1809–1862) родился 10 августа 1809 г., в Пруссии в знаменитой семье Лессингов.
Свой диплом доктора медицины он получил в Берлинском университете. Этот доктор известен не только как практикующий врач, в том числе и гомеопат, но и как ботаник, путешественник, исследователь, мельник, этнолог и даже золотопромышленник. Вот, например, его путешествие в Норвегию через Швецию и Лапландию:
Сохранились документы, свидетельствующие о многообразной деятельности доктора К. Ф. Лессинга в России.
Например, в Оренбурге он уже во времена В. И. Даля (врача-труэнта и друга А. С. Пушкина), служившего тогда при Оренбургском губернаторе, продвигал письма императора о «благоволении» к доктору Х. Ф. Лессингу, обеспечившие ему успех в его разнообразных делах. Я уже писал в некоторых книгах о происхождении гоголевского «Ревизора», оперы «Запорожец за Дунаем», пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» и прочих оренбургских починах В. И. Даля.
Доктор К. Ф. Лессинг умер в Красноярске (на фото его дом) и с равным правом мог бы считаться не только прусским, но и русским врачом-труэнтом.
Кстати, его диссертация в Берлине была посвящена ботанике, в которой он описал множество видов растений. Он увлечённо изучал водный мир и грибковые растения.
Его именем назван род растений семейства астровых – Lessingia (на фото некоторые из его представителей).
Доктор К. Ф. Лессинг был внучатым племянником Готхольда Эфраима Лессинга (1729–1781), считающегося классиком немецкой литературы. Вот он вместе с поставленным ему памятником в Берлине.
|
|
Чтобы подчеркнуть роль семьи Лессингов в истории гуманитарного человечества, показываем ещё и портрет родного брата главного героя этой статьи, знаменитого художника Карла Фридриха Лессинга (1808–1880), который, к сожалению, не был врачом-труэнтом, как и классик филологии и литературы.
* * *
Иван Петрович Сахаров (1807–1863) родился 24 августа 1807 г. и умер тоже в августе, прожив на этой грешной земле неполных 56 лет. Будучи из семьи священника, он учился в Тульской Духовной семинарии, но в 1830 г. поступил на медицинский факультет Императорского Московского университета. Окончив его в 1835 г., он в том же году публикует свои первые работы по археологии и этнографии.
Надо было получить ему и духовное, и медицинское образование, чтобы в 1836 г. опубликовать «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» и притом – сразу в трёх томах.
Уже через год (1837) выходит его «Путешествие русских людей в чужие земли». Ещё через год (1838 и 1839 гг.) издаётся двухтомник И. П. Сахарова «Песни русского народа». Одновременно с ним «Писатели Тульской губернии» (1838). Три года потребовалось для издания «Русских народных сказок» и книги «Чернокнижие».
Многие специалисты упрекали И. П. Сахарова в недостаточной точности его материалов, но их просветительская роль несомненна. Не следует, однако, забывать и предостережения Ивана Петровича Павлова.
Простим же Ивану Петровичу Сахарову (не И. П. Павлову) многие справедливые упрёки, учитывая его несомненную благую просветительскую цель.
Целая библиотека издана этим замечательным просветителем И. П. Сахаровым, и лишь небольшая часть его книг представлены в этом очерке.
* * *
Зыбелин Семён Герасимович (1735–1802) родился 25 августа 1735г. Он был самым первым российским профессором медицины в Московском университете.
Он получил обычное образование, начав со Славяно-греко-латинской академии, и продолжил в только что открытом в 1755 г. Московском университете, где знакомился с философией, законоведением и филологией. Уже учась на философском факультете Московского университета (медицинского ещё не было), он подрабатывал, преподавая латынь в гимназии при университете. Здесь он освоил все 7 начальных наук, и был послан за границу изучать медицину – в Кёнигсберг, а потом и в Лейден, в университете которого выполнил и защитил диссертацию на степень доктора медицины.
Проект создания медицинского факультета Императорского Московского университета предполагал наличие 3 профессоров: «1) доктор и профессор химии должен обучать химии физической особливо и аптекарской; 2) доктор и профессор натуральной истории должен на лекциях показывать разные роды минералов, трав и животных; 3) доктор и профессор анатомии обучать должен и показывать практикою строение тела человеческого на анатомическом театре и приучать студентов к медицинской практике». Первым получившим «для подачи в Московский университет» синодский указ (1755) и расписавшимся в его получении был Семён Герасимович Зыбелин, будущий известный профессор медицинского факультета, которому и принадлежит честь называться первым студентом Московского университета. Университет расположился в здании Главной аптеки, возле Кремля у Воскресенских ворот.
Вернувшись в Россию, С. Г. Зыбелин преподавал студентам на кафедре теоретической медицины Императорского Московского университета и в 1765 г. стал уже его ординарным профессором.
Прославился он тем, что впервые стал читать лекции на русском языке, а не на латыни, как тогда было принято. Его лекции пользовались большим успехом: ведь он создавал русскую медико-физиологическую и фармакологическую лингвистику. Впервые профессор С. Г. Зыбелин стал проводить и демонстрацию больных, и проведение экспериментов непосредственно во время лекции.
В 1784 г. он стал за свои заслуги действительным членом Российской Академии Наук.
Он завещал свою обширную библиотеку Московскому университету, но она сгорела при пожаре Москвы в 1812 г.
Его могила на Лазаревском кладбище в Москве не сохранилась, но было установлено то место, где она находилась. На нём позднее было поставлено надгробье, на котором выбиты такие слова:
По сердцу и уму сей истинный мудрец
Он славы не искал, но был наук красою
Любовь ко ближнему была его душою
Из тихих дней его она сплела венец
Для муз отечества, который не увянет,
Зыбелин вечно жить своею пользой станет.
Надёжные портреты С. Г. Зыбелина мне не известны. Известно лишь достоверное описание И. Ф. Тимковского, который в 1763 г. слушал лекции С. Г. Зыбелина и описал его портрет так: «Роста ближе к среднему, стар, широкоплеч и сух, лица большого, длинного, белокур». Вот и всё: остальное же мало достоверно.
Говорят, что профессор С. Г. Зыбелин чуть ли ни первым описал оживление новорожденных с применением искусственной вентиляции лёгких. Мне не удалось найти таких данных, но известно, что спасение новорождённых и утонувших всегда было едва ли не самым веским поводом поправить Божью волю.
* * *
Патен Ги (Guy Patin) родился 31 августа 1602г., но и умер 30 августа, своеобразно отпраздновав канун своего дня рождения. Он был деканом медицинского факультета в Парижском университете Сорбонна. Таким образом, он участвовал и в возникновении других врачей-труэнтов.
Мне нравится его непарадный портрет и сделанная с этого портрета весёлая гравюра. Тем более что Ги Патена готовили в семье, чтобы он стал священником или – в крайнем случае – адвокатом. Но он стал врачом и, чтобы возместить убытки обществу, ещё и писателем.
В своих трудах доктор Патен недоверчиво относился к распространённому в его времена кровопусканию. Писал по этому поводу памфлеты, направленные против врачей и иезуитов. Это всегда было довольно опасным занятием в те времена. Однако будучи благоверным католиком, он пользовался некоторым покровительством Римского папы. Он написал книгу по истории медицинской славы, а также трактаты о сохранении здоровья, о кровопускании, о чуме и мн. др.
Судя по его взглядам, доктор Ги Патен был явно рисковым врачом, потому что подписывал свои сомнительные памфлеты собственным именем.
И всё-таки он прожил целых семь десятков лет и умер в своей постели.
В наши дни это ему едва ли удалось бы: насмешники сегодня долго не живут, если только они не Этуши.
* * *