Медицинский труэнтизм как важная проблема культуры и развития общества
Июль 2018
«Июльские» врачи-труэнты от проф. А.П.Зильбера
Семья Аве-Лаллеманов
Медицинский труэнтизм светится в описании выдающейся семьи Аве-Лаллеманов (Ave-Lallemant), распространившей своё влияние на разные страны.
Родоначальник семьи Иоганн Теодор Фридрих Аве-Лаллеман (J.-T. F. Ave-Lallemant, 1776–1852) был учителем музыки и организатором музыкальной культуры в Германии – Любеке и Гамбурге. Он играл и преподавал игру на струнных инструментах, органе, фортепиано, но преподавал так, что к нему стремились за культурой не только его многочисленная семья, но и дети разных народов.
Организованные им музыкальные фестивали давали путёвку в жизнь многим людям.
Например, Пётр Ильич Чайковский не только охотно выступал в Любеке и Гамбурге, но и посвятил И. Т. Ф. Аве-Лаллеману свою 5-ю симфонию. Роберт Шуман и Иоганн Брамс считали И. Т. Ф. Аве-Лаллемана своим духовным отцом. Кстати, И. Брамс был руководителем единственного в мире симфонического оркестра врачей в Вене, где участвовали такие гиганты медицины как Т. Бильрот, Л. Ауэнбруггер и многие другие.
Однако И. Т. Ф. Аве-Лаллеман имел и собственных детей – врачей, юристов, социологов.
Начнём с врачей.
Эдуард (Юлиус-Леопольд) Аве-Лаллеман (J. L. E. Ave-Lallemant, 1803–1867) родился 4 июля 1803 г., в Любеке, учился в Грайфсвальдском и Берлинском университетах, где стал доктором медицины и хирургии. Он объездил всю Европу, изучая её. В Санкт-Петербурге застрял с 1838 г. по 1855 г., работая куратором Императорского ботанического сада под руководством другого обрусевшего немца Ф. Б. Фишера. Вместе с Ф. Б. Фишером участвовал в работе над несколькими томами труда по систематике семян растений Императорского ботанического сада. Его имя носят некоторые растения, например, Lallemantia calescens (на фото).
Вернувшись в родной Любек, он лечил людей, оставаясь ботаником мирового уровня.
Роберт Христиан Бертольд Аве-Лаллеман (R. Ch. B. Ave-Lallemant, 1812–1884) родился 25 июля 1812 г. Он был не только врачом, но и исследователем Бразилии, где интересовался главным образом этнологией и географией страны. Он был трижды женат: первая жена родила ему трёх детей, но рано умерла. Доктор Р. Аве-Лаллеман женился на её родной сестре, родившей ещё двух детей. В третьем браке его плодовитость осталась мне неизвестной.
Он оставил несколько книг о Бразилии, Египте, Италии и книгу по истории медицины.
Удовлетворимся тем, что их братья, не будучи врачами, тоже оставили след на нашей грешной земле. Видимо, Господь своевременно изгнал из рая Адама и Еву. Одного семейства Аве-Лаллеманов хватит для удовлетворения многих любознательных людей.
Брат доктора – основоположник криминалистики и писатель Фридрих-Христиан Аве-Лаллеман (F. Ch. Ave-Lallemant, 1809–1892). Вот обложка наиболее известной его книги «Das deutsche Gaunertum» (в 4 частях, Лейпциг, 1858–1862), первые две части которой содержат описание мошенников как класса, а другие посвящены детальному исследованию воровского языка. И таких книг, опубликованных Ф. Х. Аве-Лаллеманом, можно перечислить около десятка.
* * *
Сергей Андреевич Подолинский (1850–1891) родился 19 июля 1850 г. в селе Ярославцы Киевской губернии. Отец был известным поэтом, а мать княжной (Марией Кудашевой). Учился на физико-математическом факультете Киевского университета, получив степень кандидата естественных наук. Продолжил своё образование в Париже, на лекциях Клода Бернара, и в Цюрихском университете. В Бреслау (современный Вроцлав в Польше) защитил диссертацию на степень доктора медицины. Нострифицировал свой диплом на медицинском факультете Киевского университета, получив степень лекаря с правом медицинской практики. Политическое образование совершенствовал в Вене, Париже, Лондоне, Львове. Познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, изучал идеи Сен-Симона, Д. Рикардо, Т. Мальтуса.
В России принял активное участие в издании подпольного журнала «Вперёд», где по поручению П.Л. Лаврова опубликовал историю Интернационала, а также собственные взгляды на «Социализм, Нигилизм и Терроризм». В 1875 г. он создаёт свою социалистическую утопию «Паровая машина (Молотильня)», а в 1881 г. переиздаёт её на французском языке. В ней изображаются здоровые и красивые работяги, которые сами выбирают себе руководителей. При этом они радостно трудятся на самих себя. Хорошо зарабатывают и ничего не воруют. Кто же будет воровать сам у себя!
Он не успокаивается на этом и в 1876 г. издаёт в Женеве очередной перл на украинском языке «Про богатство и бедность». Эту свою исповедь переводит и публикует на французском, белорусском и польском языках.
Потом пошли и другие утопии про труд и капитал, про распространение энергии Солнца по правильному научному принципу – дикая смесь Сен-Симона, Маркса, Желябова, Достоевского, Аксельрода и пр. Царский двор выразил своё неудовольствие этими социалистическими вывертами, и родители самого мечтателя, финансировавшие эту дребедень, поставили беспутного сынка перед немедленным отказом от борьбы за счастье человечества.
Конечно, он снова эмигрировал, потому что ему некогда было работать врачом. Из Франции матушка-княжна привезла его на родину уже безнадёжно больным.
Он скончался в 1891 г. в Киеве, и был похоронен рядом с отцом на кладбище Аскольдовой могилы. В 30-х годах ХХ в. прах сына и отца Подолинских перенесли на Зверинецкое кладбище Киева.
Именем С. Подолинского названа улица в г. Черкассы, а на здании районной поликлиники г. Новомиргорода (бывшая земская больница, где в 1874–1877 гг. работал врач С. Подолинский) установлена мемориальная доска.
* * *
Борис Михайлович Собинов (1906–1999) родился 21 июля 1906 г. в Московской губернии в семье железнодорожника.
В 1921 г. как комсомолец был призван в Красную Армию для борьбы с бандитизмом. В 1925 г. учился в Центральном институте физической культуры, но увлёкся медициной. Ещё не окончив одного ВУЗа, сразу поступил в другой – I Московский медицинский институт, где боготворил как учителя хирурга Н. И. Бурденко.
В ночь 22.04.1934 г. врач Б. М. Собинов был арестован Лубянкой за якобы покушение на тов. Сталина. Получил два года ссылки в Вологду (там же, кстати, на полтора десятка лет раньше находились в ссылке А. А. Богданов и А. В. Луначарский).
После этого с 1936 г. работал врачом-ординатором в санатории г. Куйбышева (Самара).
В 1939 г. используя свои физкультурные и медицинские знания и навыки, доктор Б. М. Собинов разработал акробатические танцы и стал директором Курортного театра музыкальной комедии и драмы в санатории «Сергиевские минеральные воды» (Куйбышевская область). Теперь он участник I Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1940 г.). До 1941 г. гастролировал с концертами по стране. В годы Великой Отечественной войны выступал на фронтах в составе бригад артистов эстрады. С 1947 г. – государственный тренер по художественной гимнастике, старший тренер общества «Спартак».
В 1951-1952 гг. снова осуждён и сослан за антисоветскую деятельность в Ярославскую область.
После ссылки становится тренером сборной команды профсоюзов (1952–1960 гг.). К счастью, в 1961 г. полностью реабилитирован по делам 1934 г. и 1951 г.
Заслуженный тренер РСФСР (1961).
Государственные награды: медали, в том числе «За боевые заслуги» в годы войны и спортивные медали.
Автор книг: «Танцующая гимнастика», «Поддержка в танце», «Розовый день» (2000, стихи разных лет), «Эстрадно-спортивные танцы (1964), «Путь к красоте» (1964).
Такая судьба досталась этому врачу-труэнту.
* * *
Поль-Фердинанд Гаше (P.-F. Gachet, 1828–1909) родился 30 июля 1828 г. (авторы портретов П. Гаше: верхнего – Эмиль Бернар, нижнего – Ван Гог). Французский врач и живописец-импрессионист, он окончил Сорбонну, где получил степень доктора медицины, а также стал бакалавром искусств. Как врач он особое внимание уделял психиатрии и гастроэнтерологии. Среди его друзей числились писатель Виктор Гюго, основатель фармацевтической фирмы Анри Нестле. Однако главные связи доктора Поля Гаше
были с художниками – Густавом Курбе, Клодом Моне, Камилем Писсарро, Полем Сезанном, Огюстом Ренуаром, Шарлем Мерионом, Эдуардом Мане. Но прославили его братья Ван Гоги: младший Тео был главным опекуном старшего – Винсента.
Доктор П. Гаше рано овдовел, и он сам и его 20-летняя дочь Маргарита, талантливая пианистка, часто позировали Винсенту Ван Гогу (справа работа Ван Гога «Маргарита Гаше за пианино»). Возможно, между Маргаритой и Винсентом существовала не только творческая связь. Во всяком случае, она так и не вышла замуж после самоубийства Винсента Ван Гога.
Доктор Гаше был нестандартным врачом и человеком. Его медицинские увлечения были тоже нестандартны: помимо реальной медицины он интересовался гомеопатией и хиромантией (на фото внизу «гомеопатический» сад доктора Гаше и кейс с гомеопатическими препаратами). Сегодня тот и другой разделы медицины и диагностики получают право голоса, хотя бы ради исключения предвзятости, которая несовместима с наукой. Об этих проблемах см. в находящейся в издательстве книге «Кводлибет».
Вот некоторые работы доктора Гаше (творческий псевдоним Paul Van Ryssel) из Музея д’Орсе (слева направо):
Scène du choléra. Souvenir de l'épidémie de 1854 dans le Juraen 1890,
La vieille route à Auvers-sur-Oiseen,
Pivoines.
* * *