Медицинский труэнтизм как важная проблема культуры и развития общества
Январь 2016 г.
«Январские» врачи-труэнты от проф. А.П.Зильбера
Тангенс и секанс – знакомые всем слова, но многие ли знают, что впервые их произнёс и описал суть этих терминов датский врач-труэнт Томас Финке (T. Fincke, 1561–1656). Он родился 6 января 1561 г. в г. Фленсбурге и сначала изучал в Страсбургском университете математику, астрологию и риторику. Этого ему показалось мало, и он дополнительно изучил медицину в нескольких университетах Европы. Степень доктора медицины он получил после защиты докторской диссертации в Базельском университете 24 августа 1587 г.
Помимо уже упомянутых тангенса и секанса, он впервые описал проблемы тригонометрии круга и шара (я могу воспроизвести только название его труда – «Геометрия круглого», – но отнюдь не изложить суть этого трактата). С таким же упреждением читателя я сообщаю, что врач и математик Томас Финке решил сложнейшую задачу нахождения углов треугольника, сумма которых a+b, а отношение сторон a:b. С глубоким «знанием» этой проблемы сообщаю читателям-врачам, что Томас Финке использовал для этого формулу Региомонтана. Его математические труды насчитывают 400 с. текста и разделены на 14 книг, которые обозначены соответствующими названиями на латинском языке. Я достаточно (для врача) знаю латинский, но понял далеко не все заголовки этих 14 книг.
Закончив своё образование, он работал врачом в родном Фленсбурге, где его дед был мэром города, и где он до своих университетов изучал древнегреческий, латинский и иврит в Латинской школе. Знал доктор Финке эти языки настолько, что писал свои труды на латинском, а читал чужие – и на греческом, и на иврите, и на арабском. Врачевал на родине он столь успешно, что быстро стал лейб-медиком правящего двора герцога Филиппа Гольдштейнского (1590). Вскоре его пригласил Копенгагенский университет, где освободилась кафедра математики (1602), а затем и риторики, которыми профессор Т. Финке стал заведовать. На следующий год (1603) освободилась кафедра медицины, которую тоже предложили ему. Он заведовал этими тремя кафедрами весьма успешно, потому что стал деканом факультета философии (там изучалась математика и риторика). Деканом медицинского факультета он был с 1603 г. до своей смерти в 1659 г. (т. е. в течение 53 лет!). При этом он 5 раз избирался ректором Копенгагенского университета на 2-летние сроки (таков был Устав).
Этот удивительный для любого времени человек женился, достигнув 29-летнего возраста на 16-летней красавице. Их брак был очень плодоносным, и в год смерти Томаса Финке (1656, когда ему исполнилось 95 лет) потомство супругов Финке насчитывало 79 детей, внуков, правнуков и праправнуков. Между прочим, замечу, что большинство кафедр Копенгагенского университета было занято преподавателями, носящими фамилию Финке или связанную с нею. Среди них было и немало врачей-труэнтов, тем более что уже на уровне детей Финке породнились с фамилией Бартолин (Bartholin) – врачам не требуется дополнительных разъяснений, что означает это имя.
На его родине в г. Фленсбурге имеется улица Thomas-Finke-Straße. Когда будете по ней идти, передайте ей от меня привет и напомните жителям этой улицы, что она названа в честь врача и математика: неслучайно на ней расположена Высшая школа (т. е. Академия) этого маленького города.
* * *
Александр Фёдорович Фольборт (1800–1876) родился 11 января 1800 г. в г. Могилёве, но медицинское образование получил в университетах Тюбингена, Эдинбурга, Парижа, Лондона и Берлина. Он нострифицировал свой диплом доктора медицины в Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга, после чего работал в различных больницах этого города – Мариинской, Обуховской, Морском госпитале. Вероятно, он мог бы стать лингвистом, благодаря учёбе и работе в разных странах Европы. Автор этих заметок в своей лекционной поездке в Финляндию в 1977 г. встретился с преподавательницей немецкого языка, которая говорила на поразительном классическом (тургеневском) русском языке, который сегодня не часто услышишь и в России. В нём не было слов-паразитов (значит, так сказать, в принципе, блин, ё-моё) и т. п. Эта дама, давно живущая в Хельсинки, оказалась из многочисленной семьи российских Фольбортов.
Доктор А.Ф. Фольборт помимо медицины занимался палеонтологией, историей, антропологией, этнографией и минералогией. Он открыл минерал фольбортит (ванадиево-кислую медь – см. фото справа) и впервые описал ископаемых брахиоподов (плеченогих – фото слева). А.Ф. Фольборт увековечил себя открытием и многих других ископаемых видов животного мира. Он был членом множества международных обществ и академий, относящихся к естествознанию, палеонтологии, минералогии и т. п.
* * *
Каспар Баугин (G. Bauhin, 1560–1624) родился 17 января 1560 г. в семье французских гугенотов. В Варфоломеевскую ночь вся семья Баугинов бежала в Базель (Швейцария), где постоянно жил старший брат Каспара – Иоганн Баугин. Тот тоже был врачом-труэнтом, входящим в мою коллекцию, как и их отец – Жан Баугин.
Он на слуху врачей и анатомов благодаря открытой им баугиньевой заслонке – функциональному клапану, отделяющему тонкую кишку от толстой и располагающемуся в слепой кишке. Однако главную известность К. Баугин получил потому, что был знаменитым ботаником, а также профессором греческого языка в Базельском университете, где преподавал и анатомию, и ботанику. Он был также деканом и ректором университета. Кроме того, К. Баугин трудился на должности главного городского врача Базеля.Сейчас январь, и сначала я расскажу о «январском» Баугине – Каспаре.
Что касается его старшего брата Иоганна Баугина (1541–1613) и их отца Жана Баугина (1511–1582), тоже врачей-труэнтов, то они, возможно, будут описаны, когда придёт их месяц (февраль и август). Здесь же, чтобы быть справедливым, я упомяну двух врачей-труэнтов, которые тоже описали баугиниеву заслонку, иногда называемую их именами. Это Николас ван Тульп (1513–1674), врач-труэнт из Голландии, которому приписывают выражение «Светя другим, сгораю сам». Он имел право сказать так, потому что был весьма деятельным мэром Амстердама, увековеченным Рембрандтом в знаменитом «Уроке анатомии доктора Ван Тульпа» (см. мою книгу «Врачи-труэнты», т. 1, СПб, 2013, с. 301).
Что касается ботаники, то он предложил первую (долинеевскую) классификацию растений. Его гербарий содержал более 400 названий. Он считается одним из отцов ботаники, открывшим новый этап в её развитии. Баугиния из семейства бобовых – признанное современное название, и вот её фото.
Другой врач-труэнт, также описавший клапан между тонкой и толстой кишкой – это Констанцо Варолий (1543–1572). Он изучал анатомию и физиологию мозга (варолиев мост – назван его именем), а также механизм эрекции (обратите внимание: он приложил руку и к мозгу, и к клапану в слепой кишке, и к эрекции!). Главное же – он свой первый анатомический трактат иллюстрировал собственными гравюрами, т. е. был ещё и художником. И всё это Констанцо Варолий сделал всего лишь за скупо отпущенные ему природой 32 года жизни! Именно поэтому я показываю здесь его портрет, хотя он и не «январский» врач-труэнт.
* * *
Давид Лазаревич Сигалов (1894–1985) родился 21 января 1894 г. в г. Переяславле близ Полтавы. Он окончил медицинский факультет Киевского университета им. Св. Владимира, из которого вышли многие врачи-труэнты моей коллекции – М.А. Булгаков, В.Ф. Войно-Ясенецкий и др. Точно так же, как и М.А. Булгаков, учившийся на два курса старше Д.Л. Сигалова, он был выпущен в 1918 г. в качестве так называемого зауряд-врача, чтобы «работать» на фронтах I Мировой войны.
Он собирался быть юристом, но уступил желаниям родителей и стал врачом-педиатром. Работал сначала педиатром в Киеве, потом в Переяславле, своём родном городе, а затем снова в Киеве.
Будучи деятельным врачом, он совмещал свою практику с научными исследованиями и защитил кандидатскую диссертацию по педиатрии. Однако эта страсть не помешала ему отдаваться другому жизненному призванию – коллекционированию художественных произведений.
Он был знатоком этой проблемы, и его коллекция, завещанная им Киевскому национальному музею русского искусства, содержит замечательные произведения Репина, Кустодиева, Серова, Врубеля, Левитана, Сарьяна, Бурлюка и многих других корифеев живописи – всего свыше 400 выдающихся произведений.
Оставаясь всю свою жизнь замечательным врачом и интеллектуалом, он владел настоящей гуманитарной культурой, которая одинаково необходима и врачу, и любому человеку, как бы он ни назывался по своей должности и призванию.