Медицинский труэнтизм как важная проблема культуры и развития общества
Октябрь 2016
«Октябрьские» врачи-труэнты от проф. А.П.Зильбера
Пауль Флеминг (P. Fleming, 1609–1640) родился 5 октября 1609 г. в Саксонии, в семье пастора. Учился в знаменитой лейпцигской школе Св. Фомы, а потом окончил медфак Лейпцигского университета и стал доктором медицины в 1640 г.
Значительная часть его недолгой жизни (всего чуть больше 30 лет) прошла в России, Эстляндии и Персии, где он служил врачом. Но основную славу он получил как поэт, известный во всех 4 странах, в которых жил и работал. Его стихи были радостной буколикой (от др. греч. буколос – пастух: стихи и песни о природе, свободе от дрязг и забот городской жизни). Они были настолько хороши, что переводились с немецкого на языки стран тогдашнего пребывания П. Флеминга.
В России доктора-поэта Пауля Флеминга переводил на русский язык один из основоположников русской поэзии 16 века А. П. Сумароков, который тоже был не только поэтом, но и директором первого Российского постоянного театра в Ярославле.
Любопытно, что визиты врача и поэта П. Флеминга в российский Дагестан отразились и в его поэзии. В стихах он писал, что влюбился в прекрасную горянку-кумычку (одно из племён многоязычного Дагестана). Стихи, посвящённые этому немаловажному событию в жизни 25-летнего врача-поэта, были отражены в книге стихов П. Флеминга, изданных на латинском и немецком языках в Амстердаме через год после смерти поэта. Вот обложка этой книги.
Можно только сожалеть, что сегодняшняя жизнь Кавказа, как, впрочем, и всей России и даже всего мира очень далека от буколики, певцом которой всего четыре столетия назад был врач и поэт Пауль Флеминг.
* * *
Лев Васильевич Громашевский (1887–1980) родился 13 октября 1887 г. в Николаеве, где жил и работал врач-труэнт Иван Матвеевич Даль, в то время главный врач черноморского флота и отец В. И. Даля, тоже врача-труэнта.
Можно было сказать, что сам Бог ему поручил быть врачом-труэнтом, но это было бы неверно. Он им стал, но не по велению бога, а совсем наоборот. Родившись в семье морского офицера, которого перевели в Одессу, он получил в гимназии толковое образование и поступил на физмат вновь созданного Новороссийского университета по рекомендации врача-труэнта Н. И. Пирогова, но вскоре перешёл с физмата на медицинский факультет. Но бог позволил ему стать членом РСДРП, превратившуюся в конце концов в ВКП(б). Идеи светлого будущего всего человечества захватили его настолько, что ему было не до учёбы: он трижды арестовывался и был сослан в Оренбургскую губернию, откуда бежал и оказался в Пинеге Архангельской губернии. Хорошо, что не на Соловках, тоже относящихся к Архангельску, на которых уже отработанно функционировала тюрьма, почти исключительно для политических заключённых.
Он сообразил, что чума лучше, чем политика и попросился добровольцем в Маньчжурскую противочумную экспедицию. Его взяли, тем более, что за плечами был почти год медицинского образования – пусть даже с грехом пополам. Этой экспедицией руководил его земляк профессор Д. К. Заболотский, и она была действительно рисковой: три четверти сотрудников экспедиции погибли, заразившись чумой от больных, которым они помогали.
В 1912 г. Л. В. Громашевского за мужество и самоотверженность простили и разрешили вернуться в Одесский университет, где он начинал учиться и который окончил, получив диплом с отличием. Специальность ему была ясна: он стал врачом-эпидемиологом и инфекционистом в Астрахани, а затем Украине. Потом была I Мировая война (1914–1917), не слишком плавно перешедшая в Гражданскую, и он в них участвовал и как врач, и как коммунист.
Спасибо, что ему не потребовался рабфак – он получил нормальное медицинское образование. Но, участвуя в партийных конференциях, он стал и членом Учредительного собрания от партии РСДРП(б), получив партийное поручение стать наркомом просвещения всей Западной части Украины: почему бы нет?
Вернувшись в Одессу в 1918 г., он создал первую и в России, и в Украине Дезинфекционную станцию – прообраз будущих санэпидемстанций.
В 1920 г. Л. В. Громашевский стал работать на только что созданной его учителем Д. К. Заболотским кафедре эпидемиологии. Потом (1923) профессор Д. К. Заболотский был направлен в Петроград, а заведовать кафедрами стал по праву Л. В. Громашевский. В 1923 г. он уже директор Одесского медицинского института, а в 1925 г. становится доктором медицинских наук и профессором. Через 3 года его направляют в Днепропетровск, где он организовал кафедру эпидемиологии и социальной медицины и где стал директором Днепропетровского санитарно-бактериологического института.
В 1931-1933 гг. он создаёт в Москве Центральный институт эпидемиологии и микробиологии.
В 1941 г. началась Великая Отечественная война, и в ней он был организатором противоэпидемиологической защиты.
В 1944 г. создана Академия Медицинских наук СССР, где он возглавляет отделение гигиены и эпидемиологии. После окончания этой войны академик Л. В. Громашевский направляется в Нью-Йорк, где участвует в создании Всемирной Организации Здравоохранения.
В 1967 г. его труды завершились присвоением звания Героя Социалистического Труда. Он прожил до 1980 г. жизнью революционера, организатора и честного коммуниста, не успев поколебаться и усомниться в линии партии большевиков, потому что всегда колебался только вместе с нею.
* * *
Феликс Уфуэ-Буаньи ( F. Houphouet-Boigny, 1905–1993) –человек удивительной судьбы. Едва ли он хорошо знаком постоянным посетителям нашего сайта, но лучше ведь узнать хотя бы поздно, чем никогда.
Он родился 18 октября 1905 г. в семье вождя одного из африканских племён Кот-д`Ивуара (в точном переводе с французского – Берег Слоновой Кости), государства в Западной Африке, расположенного на побережье Гвинейского залива.
Вероятно, Феликс назывался в 1905 г. совсем иначе, но я буду называть его именно так, хотя в 35-летнем возрасте он стал вождём племени бауле, уже имея степень доктора медицины, полученную в Университете Дакара. Таких врачей из разных африканских племён в моей коллекции по медицинскому труэнтизму несколько. Доктор Ф. Уфуэ-Буаньи трудился врачом в Чёрной Африке полтора десятка лет, но поскольку в 1940 г. унаследовал титул вождя, то, естественно, наряду с медицинскими, в нём кипели и политические страсти. В 1945 г. он стал депутатом Национального собрания Франции от Кот-д’Ивуара. Сначала он примкнул к коммунистическому Союзу сопротивления, но с 1946 г. создал более умеренное Африканское демократическое объединение и стал его председателем.
Сотрудничая с президентом Франции Шарлем де Голлем, он добился от него признания автономии Французской Западной Африки. В 1956 г. он уже мэр Абиджана (портового города и тогдашней столицы Кот-д’Ивуара). В 1956–1959 г. он занимал разные министерские посты в постоянно меняющихся правительствах Франции, набираясь опыта управления. В 1960 г. он стал премьер-министром, и в том же году избран первым президентом независимой Республики Кот-д’Ивуар
Он был умён и опытен, этот вождь, врач и президент. Он приветствовал любые инвестиции капитала в свою страну, но ни с кем и никогда не ссорился, даже весьма жёстко пресекая коррупцию. Его неизменное миролюбие способствовало тому, что ЮНЕСКО (ветвь ООН, занимающаяся вопросами образования, науки и культуры) в 1989 г. учредило премию мира его имени: лауреатам вручается премиальная сумма в $150 000, золотая медаль (представлена на фото слева) и диплом. Ею были награждены президенты Финляндии, Бразилии и других стран.
Президент Ф. Уфуэ-Буаньи встречался с президентом США Дж. Кеннеди и его женой в почти семейной обстановке.
Великий врач и миротворец Феликс Уфуэ-Буаньи пробыл президентом 33 года, хотя пережил 4 военных государственных переворота, но умер он в должности президента.
У меня в коллекции полторы сотни врачей, которые были главами государств и правительств за последние два века. Однако Феликс Уфуэ-Буаньи – самый безупречный врач и глава своей страны среди всех них.
* * *
Павел Яковлевич Пясецкий (1843–1919) родился 28 октября 1843 г. в г. Орле в семье небогатого чиновника, где, кроме него, было ещё трое детей. Он получил среднее образование в Орловской губернской гимназии, где проявил склонность к изучению иностранных языков, географии и рисованию. Когда он поступил на медицинский факультет Московского университета, его страсть к рисованию оказалась полезной при выполнении рисунков по анатомии, гистологии, акушерству, дерматологии. Многие его рисунки вошли в архивы и учебные пособия соответствующих кафедр, и сохранены до сих пор.
Он увлекался пластической хирургией и разработал усовершенствованный метод трансплантации кожи, который получил в хирургии название метод Пясецкого.
Этот метод и стал темой его диссертации на степень доктора медицины и вышел отдельной брошюрой в типографии Московского университета.
Став доктором медицины, он переехал в Санкт-Петербург и пошёл по военно-медицинскому ведомству, потому что мечтал о кругосветном путешествии в качестве врача. В 1873 г. он параллельно стал вольноприходящим учеником П. П. Чистякова: в Императорской академии художеств П. П. Чистяков был наставником таких великих художников, как В. И. Суриков, И. Е. Репин, М. А. Врубель и мн. др.
П. Я. Пясецкий не только совершенствовал свой природный талант в живописи, но глубоко изучал этнографию, антропологию, иностранные языки. Могу с уверенностью утверждать, что его образование было фундаментально многогранным: от медицинского до географического.
У меня есть огромная коллекция электронных версий акварелей П. Я. Пясецкого. И не вызывает сомнений, что он талантливый художник, не оставлявший медицину, которая его всегда кормила. Коммерческой стороной своей живописи он никогда не занимался.
Его мечта сбылась: он был назначен врачом в состав правительственной экспедиции в Китай. Он привёз оттуда книгу, которая была издана не только на русском, но и переведена на английский и французский языки. И в этом, и в последующих путешествиях он собрал огромные минералогические, этнографические и художественные коллекции и ещё при жизни передал все коллекции в музеи и галереи.
Вот несколько работ доктора П. Я. Пясецкого, вошедших в акварельные панорамные картины «От середины Китая до Западной Сибири», «От Каспийского моря до Тегерана», «Великий Сибирский путь» (строительство Транссибирской железнодорожной магистрали).
Как вы полагаете, оправдывает ли свой медицинский труэнтизм врач, художник, этнограф и пр. Павел Яковлевич Пясецкий
* * *