Медицинский труэнтизм как важная проблема культуры и развития общества

Ноябрь 2016

«Ноябрьские» врачи-труэнты от проф. А.П.Зильбера

Карло Джузеппе Ботта (C.G.Botta) родился 6 ноября 1766 г. (умер в 1837 г.) в Пьемонте (Италия) и «наследил» в разных странах и как врач, и как многообразный деятель – историк, музыковед, писатель, политик. Я не случайно именно в таком порядке расположил его ипостаси – по степени его личных заслуг перед человечеством.
Получил степень доктора медицины в Туринском университете (Италия), когда ему было всего 20 лет, он вскоре оказался в тюрьме за свои благоприятные высказывания по поводу Великой Французской революции. Отсидев всего год в итальянской тюрьме, он перебрался в «свободную» Францию, где стал военным врачом.

В этом качестве он участвовал в экспедиции на остров Корфу (Греция), где всерьёз заинтересовался археологией, историей и политикой. Вернувшись с Корфу, он снова влез в политику, основав триумвират трёх Карло (Ботта, Де Босси и Джулио), который временно правил Пьемонтом. Однако Пьемонт вскоре был присоединён к Франции. Наш доктор Карло Ботта тут же рассорился с Наполеоном, когда тот ещё не называл себя императором, а был сторонником «свободы».

Мне кажется, что именно тогда Карло Дж. Ботта осознал, что политика – грязное дело, и сразу же ударился в серьёзную науку, историю, гуманитарную культуру. Вскоре он стал ректором Академии наук в Нанси, а потом в Руане.

Вернувшись в Италию, этот незаурядный человек погрузился в историю, поэзию, музыку и другие не менее благородные занятия.

Потом у него появился сын – тоже врач-труэнт, Поль-Эмиль Ботта (P.-E. Botta) – врач, археолог, дипломат, путешественник-натуралист. Но  черёд этого Ботта-2 наступит только в декабре.

                                                                                                                                      * * * 


Конрад З. Лоренц (K. Z. Lorenz, 1903–1989) родился 7 ноября в Австрии, и я писал о нём во многих своих книгах, здесь же отмечу лишь главное.

Он врач, Нобелевский лауреат за этологию – учение о психике животных. Выучил русский язык, будучи военнопленным во II Мировой войне: он находился в разных местах – от Кирова (Вятка) до Армении. Когда К. Лоренц, будучи уже Нобелевским лауреатом, читал лекцию в Москве, ему не понравился переводчик, о чём он сказал тому по-немецки. Но когда переводчик  ошибся снова, Лоренц отодвинул его от трибуны и продолжил свою лекцию на отличном русском языке.

Его книги («Кольцо царя Соломона», «Человек находит друга», «Год серого гуся» и др.) говорят сами за себя, и я настойчиво рекомендую прочесть их тем, кто такую возможность пока упустил.

Кроме того, надо прочесть ещё две книги – непохожие на упомянутые выше. Одна называется «Оборотная сторона зеркала», другая – «Так называемое зло: к естественной истории агрессии». Эти книги позволяют понять печальную страницу в биографии любимого мною врача-труэнта. Он был нацистом, и за свои убеждения был посмертно – в 2015 г. – лишён почётного звания доктора Зальцбургского университета. При этом он в своё время даже заведовал кафедрой психологии Кёнигсбергского университета, созданной самим Иммануилом Кантом!

Его образование было классическим: гимназию в Шотландском монастыре в Вене окончил и он, и его соратник по нобелевской премии Карл Фриш, изучавший поведение пчёл.

Нобелевские медали изображают часто: но здесь представлена австрийская монета в честь нобелевской премии К. Лоренца.

Конрада Лоренца можно любить и наоборот, уважать или не уважать. Но всем необходимо знать, что он один из основоположников гуманитарной культуры человечества, приобщивший человека к миру животных и отметивший  главное его отличие от прочего живого мира: владение гуманитарной культурой.

 
 

                                                                                                * * * 


Андрей Андреевич Арендт (1890–1965)  родился 18 ноября и происходил из знаменитой семьи врачей-труэнтов, предок которых – Николай Арендт, лейб-медик императора Николая I, был лечащим врачом Пушкина после дуэли. Вот он на первом портрете. Вокруг А. С. Пушкина всегда было множество врачей, входящих в мою коллекцию, и я, пожалуй, сделаю этюд «Врачи-труэнты, окружавшие Пушкина при его жизни и смерти». Как всегда, упоминая такое обещание, добавляю: Если Бог даст нам дней, да никто не отнимет.

А. А. Арендт, портреты которого рядом, своей главной заслугой имеет не происхождение, а создание детской нейрохирургии как самостоятельной специальности. Он родился в Симферополе, получил специальность врача в Харьковском университете, а хирургом стал под руководством врача-труэнта  М. М. Дитерихса, автора книги «Душа хирурга». 

Он изучал не только хирургическую технику в детской нейрохирургии. Его интересовала физиология и биофизика ликвородинамики головного мозга, выразившиеся в монографии «Гидроцефалия и её хирургическое лечение». Я был знаком с его исследованиями, потому что моя кандидатская диссертация была посвящена постуральным эффектам кровообращения и дыхания при критических состояниях. Исследования же А. А. Арендта по ликвородинамике включали пробы по постуральным эффектам ликвородинамики.Потом А. А. Арендт переехал в Москву и начал работать под началом Н. Н. Бурденко, который в те годы создал первое в Советской России нейрохирургической отделение (1929), преобразованное через 3 года (1932) в Центральный нейрохирургический институт (теперь им. Н. Н. Бурденко). А. А. Арендт быстро становится кандидатом наук (без защиты диссертации), потом заведующим отделением, главным врачом и заместителем директора по научной работе.

Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, где лежит много врачей-труэнтов, входящих в коллекцию по медицинскому труэнтизму, постепенно открывающуюся на сайте Петрозаводского государственного университета.

 

                              * * *

 

Артемий Алексеевич Рафалович   родился 25 ноября 1816 г. и прожил короткую (всего 34 года), но очень яркую жизнь, мало, к сожалению, известную и врачам, и не врачам.

Он родился в купеческой семье в Могилёве и получил медицинское образование в знаменитых университетах – Пражском, Берлинском и Дерптском. Став доктором медицины и хирургии, он защитил диссертацию по сифилису и в 1838 г. стал профессором судебной медицины в знаменитом Ришельевском лицее Одессы, который по предложению Н. И. Пирогова был переделан в Университет.

Доктор А. А. Рафалович был направлен на восток для изучения свирепствовавшей там чумы. В поисках причин её происхождения и методов лечения, он сразу же посетил Тунис, Сирию, Египет и другие страны, где бушевала чума, постепенно охватывая весь мир.

Он оставил этнографические и географические описания своих находок, которые вышли в Санкт-Петербурге в 1850 г. За эти его исследования он был избран действующим членом Российского географического общества.

У меня есть его отчёты об этнографии и географии разных исследованных доктором А. А. Рафаловичем стран и в них отчётливо виден пытливый учёный и ищущий врач.

К сожалению, скоротечная чахотка унесла его в могилу в считанные дни. Даже портрета его найти не удалось, а лишь фото обелиска, поставленного на его могиле на почётном Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Фото сделано Еленой Романовой в 2014 г. Чтобы оправдать нарушение принятого порядка, в конце стоит разборчивая надпись с этого обелиска.

Поделиться:
Последнее обновление: 30.11.2016

 Ошибка в тексте?

Выделите и нажмите Ctrl + Enter